Морфемика. Определение морфемы

Морфы, из которых состоят словоформы русского языка, делятся на корневые и аффиксальные; аффиксальные морфы делятся на префиксальные, суффиксальные, интерфиксальные, постфиксальные и флексийные. Корневой морф определяется через понятие основы, а основа - через понятия флексийного и постфиксального морфов.

Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: стен-а, стен-ы, стен-е..., стен-ы; красн-ый, красн-ая, красн-ое, красн-ые; пиш-у, пиш-ешь, пиш-ет, пиш-ем...

Примечание. К флексийным морфам относятся также показатели инфинитива (например, -ти в глаголе нести).

Флексийные морфы занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут выступать только морфы -ся, -сь, -те, -то, -либо и -нибудь, называемые постфиксальными: пиш-ет-ся, катал-а-сь, ид-ем-те, как-ой-то.

Основой словоформы называется часть словоформы, остающаяся после отсечения флексийного морфа и постфиксального морфа -те. При отсутствии этих морфов основа совпадает со словоформой.

Морфы других (словообразовательных) постфиксов входят в состав основы. Например, основа словоформы пишется - пиш... ся, а основа словоформы чью-то - |ч`j|...то. Таким образом, основы словоформ, включающих словообразовательные постфиксы, и только такие основы, являются в русском языке прерывистыми. Все прочие основы представляют собой непрерывные последовательности фонем.

Корневой морф - это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и заключающий в себе основной элемент лексического значения слова. Корневой морф может полностью материально совпадать с основой. Если словоформа состоит из одного морфа, то этот морф - корневой.

Аффиксальные морфы - это морфы, наличествующие не в каждой словоформе и заключающие в себе дополнительное, служебное значение - словообразовательное или морфологическое, более абстрактное, чем у корневого морфа (морфов) данной словоформы. Аффиксальный морф полностью никогда не совпадает с основой.

Примечание. Исключение составляют некоторые аффиксальные морфы, совпадающие с основами служебных слов, например: без-, на-, от-, не-; в предлогах и частицах те же морфы выступают в качестве корневых. Таким образом, корневые морфы служебных слов могут отождествляться с аффиксальными морфами. Это обусловлено спецификой служебных слов, которые по своей функции сходны с аффиксами.

Основы делятся на простые и сложные. Основы, содержащие один корневой морф, называются простыми. Основы, содержащие более одного корневого морфа, называются сложными.

Аффиксальные морфы, находящиеся в составе простой основы перед корневым морфом, называются префиксальными, а находящиеся между корневым и флексийным морфами - суффиксальными. Например, в словоформе бездомный -дом- - корневой морф, без- - префиксальный морф, -н- - суффиксальный морф.

Сложные основы включают в свой состав несколько простых основ, каждая из которых может содержать, кроме корневых морфов, префиксальные и суффиксальные морфы. Например, в словоформе лесозаготовки лес- и -заготовк- - простые основы, вторая из которых содержит, кроме корневого морфа -готов-, префиксальный морф за- и суффиксальный морф -к-.

Аффиксальные морфы, выступающие только между двумя простыми основами в составе сложной основы, называются интерфиксальными (соединительными). Такие морфы указывают на связь как самих простых основ, так и тех значений, которые в них заключены. Например, словоформа лесозаготовки содержит интерфиксальный морф -о-.

Русская грамматика.

| словарь терминов

Что такое морфемика и морфема?

Морфемика (от греч. morph - ‘форма") - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.

В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук . Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруд а и прут а . Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности. Словосочетания , как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол ).

Еще одной значимой единицей является предложение . Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте

Изучение русского языка в школе или институте всегда сопряжено с множеством сложностей. Приходится вникать в огромное количество терминологии, осваивать разнообразные анализы и разборы.

Всё, что говорят или пишут люди, можно определить как некие элементы. Например, существуют тексты, абзацы, предложения, слова и прочее. Морфема же является наименьшей подобной единицей, которая, однако, имеет некий смысл . Меньше морфемы может быть только фонема, но когда она существует сама по себе, в ней вряд ли можно выделить какой-то смысл.

Понятие «морфема» было впервые введено Иваном Александровичем Бодуэн де Куртенэ, лингвистом, в какой-то степени принадлежавшим и России, и Польше. Свою же часто используемую трактовку слово получило гораздо позже. Её создал Леонард Блумфилд, лингвист из Соединенных Штатов Америки.

Морфемой называют некое абстрактное её проявление. Когда же она находится в конкретном тексте, то её называют морфой или морфом. Нередко происходят ситуации, когда одна и та же морфема несколько изменяется из-за своего окружения, в частности, с фонетической точки зрения. Это называют алломорфами.

Легче всего понять, чем является алломорф, на классическом примере с глаголом бегать. «Я бегу, ты бежишь, он не бежит». В этом предложении морфема «бег» выглядит по-разному. В частности, она имеет два алломорфа – бег и беж.

Тем не менее, в речи (и даже научной литературе) люди нередко используют слова морфема вместо морфа.

Виды морфем

Для того, чтобы понимать, что значит морфема слова, нужно рассмотреть основные существующие виды этой языковой единицы.

В первую очередь, находя морфемы, люди обращают внимание на корень. Это самая главная часть слова, которая, как правило, содержит в себе весь его смысл. Без корня не может быть и самого слова – это обязательная часть . Иногда слова имеют всего одну морфему – сам корень. Однако, в большинстве случаев, присутствуют и другие.

Ими являются аффиксы. В школьные годы вряд ли удастся услышать именно это понятие, особенно учитывая, что, чаще всего, оно применяется в других языках. Аффиксы – это любая часть слова, присоединяемая к корню. С её помощью образуют новые понятия. Главное отличие этой морфемы в том, что она не может существовать сама по себе. Хотя он и имеет некоторое значение, лишь присоединяясь к корню, аффикс обретает свой смысл.

У этой морфемы можно выделить достаточно обширную собственную классификацию. Например, она подразделяется на префикс-корни, или корни-суффиксы, однако, как правило, всё это используется в английском языке.

Среди аффиксов рассматривают, в основном, приставки, суффиксы и окончания. Интересно, что окончания называются флексиями, однако это название не стало традиционным.


Приставки, суффиксы и окончания

В зависимости от того, где находится тот или иной аффикс, его называют префиксом или постфиксом. Нетрудно догадаться о значении этих терминов. Префиксы находятся до главной части слова, то есть корня, а постфиксы ставятся после него.

До корня могут находиться приставки. Они дополняют или несколько изменяют смысл слова. Очень часто приставки происходят от предлогов, а потому дают корню то значение, которое содержал исходный предлог. Всего в русском языке существует примерно 70 приставок. Интересно, что префиксы есть не во всем языках. Например, грамматика тюркского языка основана на постфиксах.

Суффиксы – это морфема, располагающаяся после корня. Его определяют как постфикс, который не является окончанием. В языках, сходных с индоевропейским, лингвистика нередко концентрируется на ключевых отличиях суффикса и флексии. В русском же языке эта морфема очень часто используется для того, чтобы изменить часть речи какого-то слова.

В самом же конце практически любого термина находятся окончания. С их помощью можно узнать о связи слова с каким-то иным членом предложения, а также уточнить его значение.

Существует также несколько достаточно узкоспециализированных морфем, вроде интерфиксов и инфиксов. Они считаются служебными, не имеют какого-то собственного смысла, и очень часто добавляются в середину слова, прямо в корень.


Морфемика. Определение морфемы. Типы морфем.

I. Словообразование – относительно новый самостоятельный раздел науки о языке.

Сведения по словообразованию появляются давно, но до XIX века оно не имело собственного объекта и сливалось либо с морфологией, либо с этимологией.

Как особый раздел языкознания стал складываться в 40–50-е годы ХХ века.

В 60–80-е годы наука о СО, выделившись из морфологии и лексикологии, стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.

Термин «словообразование» в лингвистике используется в двух значениях: с одной стороны – это сам процесс образования новых слов и форм слов, с другой – раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка.

Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоят слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке, а также законы, по которым одни слова мотивируются другими, способы образования слов и словообразовательные типы, которые активно участвуют в образовании новых слов.

Подобно лексикологии и фонетике объектом словообразования является слово. Вспомним, что в лексикологии слово рассматривается прежде всего со стороны его предметного содержания, а в фонетике – со стороны его звучания.

Словообразование же изучает слова, между которыми существует двойная связь – общность предметного содержания и фонетического оформления. Причём СО интересуют такие части слов, которые, являясь формально близкими, обладают одновременно и содержательной общностью.

Таким образом, основная единица СО меньше, чем слово, она представляет собой лишь часть слова, однако крупнее, чем звук. В отличие от звука основная единица СО обладает значением и не может быть разделена на более мелкие значимые единицы. Слово же, в отличие от составляющих его значимых единиц, обычно морфологически охарактеризовано и способно к самостоятельному употреблению.

Следовательно, СО тесно связано и с лексикологией, и с фонетикой, и с морфологией.

Выделяя в различных словах повторяющиеся (по форме и значению) части, СО отвечает на вопрос о том, как устроены слова в русском языке, из каких более мелких значимых частей они состоят.

Однако СО позволяет не только выделять более мелкие части из целого, оно устанавливает и те правила, по которым одно слово образовано от другого. А установив такие правила, позволяет не только определить, как устроены слова, но и показывает, каким образом можно образовать новые слова.

Следовательно, СО как особый раздел науки о языке включает две основные части – морфемику (учение о значимых частях слова – морфемах (гр. мorphe – форма), т. е. учение о строении, структуре слова) и собственно СО, изучающее словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.

II. Изучение словообразовательной системы современного русского языка предполагает знание русской морфемики – учения о морфемах (минимальных, далее неделимых, значимых частях слова: корня, приставки, суффикса, окончания).

Все слова русского языка состоят из морфем: одни слова (метро, кафе, сегодня) состоят из одной корневой морфемы; другие из двух, трёх, четырёх морфем (рук-а, письм-о, красив-ее – из двух, на-пис-а-ть, про-беж-к-а – из четырёх) и т. д.

Каждая минимальная значимая часть слова имеет определённое значение. Например, слово перечитывать содержит четыре морфемы: корень -чит- несёт основное лексическое значение – обозначает определённое действие; приставка пере- обозначает повторность действия «ещё раз» (ср.: пере-писывать, пере-делать и т. п.); суффикс –ыва- имеет значение несов. вида (ср.: передел-ыва-ть, разбрас-ыва-ть и т. п.); -ть – показатель формы инфинитива.

Морфема реализует своё значение лишь в составе конкретного слова; вне слова бывает трудно определить не только значение морфемы, но даже её принадлежность к корням или аффиксам (ср.: истец, лучистый, таксист; иной, тополиный, льдина и т. п.).

Подобно другим единицам языка, морфема – это обобщённая единица, которая в конкретных словах представлена своими разновидностями – морфами. Морф так же соотносится с морфемой, как звук – с фонемой, словоформа – со словом. Например, в словах носить и ношу представлены два морфа одной и той же корневой морфемы нос-; в словах бросок, броска, бросочек – три морфа одной и той суффиксальной морфемы -ок.

При классификации морфем учитываются такие признаки, как позиция морфемы в слове, функция и значение морфемы, особенности её сочетаемости с другими видами морфем, характер формального выражения.

III. По позиции в слове противопоставляются два основных типа морфем: корневые, или знаменательные, и аффиксальные (от лат. аffixus – прикрепленный), или служебные. К корневым морфемам относятся корни слов, к аффиксальным – приставки, суффиксы и окончания. Аффиксы группируются в слове вокруг корня, образуя периферийные элементы слова.

Следовательно, аффикс – общий термин для всех морфем, присоединяемых к корню.

На следующем уровне классификации различаются конкретные типы корней и аффиксов.

Семантическим (смысловым) и структурным ядром слова является корень.

Корень – центральный и обязательный элемент морфемной структуры слова; нет ни одного слова без корня.

В корне заключено основное значение слова, а аффиксы (суффиксы и приставки) лишь конкретизируют его значение. Так, в однокоренных (родственных) словах вода, водичка, водный, подводный, подводник, водяной, водянистый основное значение заключено в корне -вод-, а суффиксы -ичк-, -н-, -ник-, -ян-, -ист- и приставка под- лишь конкретизируют значение корня: суффикс –ичк- вносит в слово уменьшительно-ласкательное значение; -н- в словах водный, подводный указывает на отношение к месту (на воде или под водой); суффикс -ник вместе с приставкой под- в слове подводник обозначает профессию и т. п.

Но не всегда найти корень в слове бывает легко, так как он может видоизменяться. Связано это с тем, что в корнях происходят различные чередования. (Основные чередования гласных и согласных в корнях слов нужно знать и учитывать их при нахождении корня.) Например: Слова водить, вожу, вождение, водитель однокоренные, но корень в них имеет различный вид –вод-, -вож-, вожд-; в однокоренных словах растение, росли, поросль, выращенный корни раст-, рос-, росл-, ращ-; в словах жгу, жжёный, жёг корни жг-, жж-, жёг.



В современном русском языке выделяются свободные и связанные корни.

Свободные корни могут употребляться в сочетании со словообразовательными аффиксами (удочери-ть, перепева-ть, синеват-ый) и без них (дочь-, пе-ть, син-ий).

Связанные корниупотребляются только в сочетании со словообразовательными аффиксами (прибавить, убавить; палец, беспалый; улица, переулок и т. п.).

В зависимости от того, какую функцию в слове выполняют служебные морфемы, различают:

1. Словообразующие аффиксы, образующие новые слова: город – город+ск(ой), при+город.

Эти аффиксы имеют определённое словообразовательное значение. Так, суффикс -ск- в прилагательном городской обозначает «относящийся к тому или свойственному тому, что названо производящим словом». Приставка при- в существительном пригород означает «близость к городу».

2. Формообразующие аффиксы, образующие различные грамматические формы одного и того же слова. Так, формы настоящего времени глагола образуются при помощи личных окончаний: бежать – бег-у, беж-ишь, беж-ит, беж-им, беж-ите, бег-ут.

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы (от лат. praefixus – прикрепленный впереди), или приставки, – служебные морфемы, стоящие перед корнем (при-бегать) или другим префиксом (при-за-думаться) и служащие для образования новых слов или новых форм слова. Например, в словах бесшумный, передвижение, задвинуть, неловкий – приставки словообразовательные. Все эти слова образованы путём присоединения приставки к целому слову. При этом значение слова меняется, а грамматическая форма слова остаётся прежней. Иногда присоединение префикса к слову меняет не только его значение, но и грамматическую форму слова. Такие приставки выполняют одновременно две роли: словообразовательную и формообразующую. Так, парные глаголы рубить – вырубить, играть – подыграть, рисовать – срисовать, писать – списать различаются не только по смыслу, но и по форме (с присоединением приставки образовалось новое слово и изменился вид глагола: несовершенный стал совершенным).

б) Суффиксы (от лат. suffixus – прикреплённый) – служебные морфемы, находящиеся после корня (изда-тель) или другим суффиксом (изда-тель-ниц-а) и выражающие словообразовательные или грамматические значения. Например: Сравним слова учить – учил – учитель. От основы инфинитива учи- при помощи суффикса -л образована новая форма глагола – форма прошедшего времени. Значит, суффикс -л –формообразующий. От той же основы при помощи суффикса -тель образовано новое слово с новым значением. Следовательно, суффикс -тель – словообразующий.

в) Окончания, или флексии (от лат. flexio – сгибание, переход), – это служебные морфемы, находящиеся после корня (ид-у) или суффикса (толкн-у), выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении (нов-ая книг-а, нов-ой книг-и, нов-ые книг-и, нов-ым книг-ам и т. п.).

Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая будет изменяться, и будет его окончанием.

г) Постфиксы (от лат. post – после + fixus – прикреплённый) – служебные морфемы, которые выражают словообразовательное или грамматическое значение и располагаются, как правило, после окончания (учимся, какому-то и т. п.).

Постфиксальные морфемы выделены в особый вид аффиксов недавно. В современном языкознании по сложившейся традиции нередко называют их суффиксами. В русском языке выделяются такие постфиксы, как 1) глагольный возвратный постфикс -ся (-сь), выполняющий двоякую функцию: словообразовательную и формообразующую (мыть – мыться, увидеть – увидеться на первый план выступает формообразующая роль постфикса -ся – образование возвратной формы глагола; в словах рисовать – рисоваться, добить – добиться, давить – давиться при помощи постфикса -ся образованы новые слова и т. п.); 2) глагольный постфикс -те, образующий форму множественного числа повелительного наклонения (идите, читайте и т. п.); 3) постфиксы -то, -либо, -нибудь (кто-то, чей-нибудь, где-либо и т. п.); 4) постфиксы -таки, -ка, употребляющиеся в разговорной речи (опять-таки, дайте-ка и т. п.).

д) Интерфиксы (от лат. inter – между + fixus – прикреплённый) – структурные элементы, не выражающие в словах никакого значения, выполняющие соединительную и строевую функции и располагающиеся между двумя корнями (лесопарк, любвеобильный, пятилетний, двухэтажный и т. п.) или на границе корня и суффикса (петь – певец, шоссе – шоссейный; Ялта – ялтинский и т. п.).

Таким образом, в русском языке префиксы и интерфиксы никогда не бывают самостоятельными средствами словоизменения, окончания же всегда выполняют словоизменительную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: а) аффиксальные морфемы, материально выраженные той или иной последовательностью звуков или одним звуком (высок-ий, сестр-а, читал-а); б) нулевые аффиксы, материально не выраженные, т. е. те или иные грамматические и словообразовательные значения выражаются отсутствием в составе слова каких-либо звуков, звукосочетаний (высок-, сестёр-, читал-, пят-Ø-ый, прыгØ, нёсØ и т. п.). Нулевыми могут быть окончания и суффиксы.

Нулевой суффикс или окончание выделяется в словах, где есть такой компонент значения, который не имеет формального выражения, но в других словах с таким же компонентом значения он может выражаться с помощью суффикса или окончания.

В соответствии с особенностями сочетаемости различаются аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные.

Регулярность аффиксов связана с их повторяемостью, воспроизводимостью в ряде слов или словоформ; таковы, например, аффиксы -ость (скорость, ёмкость), -к- (пианистка, акробатка), -тель (писатель, учитель), при- (прилечь, прибавить), -в (написав, увидев) и др.

Нерегулярные аффиксы встречаются только в отдельных словах; такие аффиксы часто называют унификсами (му- в мусор: ср. сор; -адj- в попадья: ср. поп; су- в сумрак: ср. мрак; унок- в рисунок и др.).

Продуктивными называются те аффиксы, которые образуют новые слова и грамматические формы: диетик, лазерный, агитировать и т. п.

Непродуктивные аффиксы в современном русском языке не образуют новых слов. Так, при помощи суффикса -ей- в настоящее время не создаются новые существительные с обозначением лица типа грамотей, богатей. Непродуктивными являются некоторые окончания (дв+ух, тр+ёх, да+м, да+шь и т. п.), единичные приставки, суффиксы, выделяемые только в одном слове (ра+дуга, рис+унок, люб+овь, черни+л(а), бели+л(а) и т. п.).

Понятие продуктивности/непродуктивности и регулярности /нерегулярности не совпадают. Но, как правило, все нерегулярные словообразовательные аффиксы являются непродуктивными. Регулярные аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными. Так, регулярный суффикс -изн(а), выделяющийся в ряде слов (белизна, новизна и т. п.) в современном русском языке является непродуктивным, так как он не используется при образовании новых слов, а выделяется лишь в существующих словах. К регулярным, но непродуктивным аффиксам относятся также суффикс -ат в значении «лицо» в словах адресат, азиат, стипендиат или –ущ-, -ащ- в отглагольных прилагательных типа завидущий, загребущий, завалящий, работящий.

К числу аффиксов регулярных и одновременно продуктивных относятся, например, суффикс прилагательных -н- и глагольный префикс пере-, используемый при образовании огромного количества слов, включая и неологизмы: лифтный, подвозочный; перевербовать, перезаказать, перекантоваться и т. п.

Вопросы:

1. Что означает термин «словообразование»?

2. Что изучает морфемика?

3. Что такое морфема?

4. Какие типы морфем выделяются в современном русском языке?

5. Что называется корнем слова? Чем отличаются свободные корни от связанных?

6. Какие функции выполняют аффиксы?

7. Что такое приставка?

8. Что называется суффиксом?

9. Что такое постфикс?

10. Чем отличаются нулевые морфемы от материально выраженных?

11. Что такое интерфикс? Где они встречаются?

12. Какие аффиксы называются продуктивными и какие – непродуктивными?

13. Какие аффиксы относятся к регулярным, а какие – к нерегулярным?

Опорные слова и словосочетания: словообразование; морфемика; морфема; типы морфем: корневые и служебные, или аффиксальные; свободные и связанные корни; морфемы префиксальные, суффиксальные, постфиксальные; интерфикс; нулевые морфемы; аффиксы продуктивные и непродуктивные, регулярные и нерегулярные.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. М., 2003.

2. Русская грамматика. М., 1991 т I, II.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Современный русский язык. М., 2002.

4. Лекант П. А. Современный русский язык. М., 2003.

5. Современный русский язык в 3-х частях. Под редакцией Н.М. Шанского. М.,1981, 1988. Ч. 2.