Мкд счетчики квартирные и общедомовые разногласия. В каких домах не ставятся общедомовые счетчики? Кто должен оплачивать установку одпу

Приборов учета электроэнергии в бытовой и коммунальной сфере бывает два вида:

  1. Индивидуальные счетчики. Устанавливаются непосредственно в квартире собственника или в частном доме, и отслеживают личные потребления электроэнергии.
  2. Общедомовые счетчики электроэнергии. Устанавливаются на весь многоквартирный дом и выполняют следующие задачи:
    • измерение потребляемой электроэнергии на общедомовые нужны (электроснабжение лифтов, освещение общей территории в подъездах и на прилегающей к дому территории, и т.д.);
    • измерение потребляемой электроэнергии во всех квартирах дома;
    • выявляют факты безучетного электропотребления и незаконного подключения к сети электроэнергии.

В соответствии с Федеральным Законом №261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», общедомовые счетчики электроэнергии должны быть установлены во всех многоквартирных домах до 1 июля 2012 года.

Установка общедомовых счетчиков производится за счет собственников жилья и они являются общедомовой собственностью.

Правила установки

Есть несколько вариантов установки общедомовых счетчиков:

Если жильцы многоквартирного дома категорически отказываются устанавливать общедомовые счетчики электроэнергии, Административным Кодексом предусматриваются штрафы и наказания на управляющую компанию, ТСЖ, либо на энергоснабжающую организацию.

Отказ собственников жилья от оплаты за энергосчетчики и текущих расходов по их обслуживанию, грозит подачей иска в Суд. И если собственник проиграет иск (а именно это в большинстве случаев и случается), то помимо искового требования, жильцам придется платить еще и судебные расходы.

Как снимать показания

Снимать показания общедомовых счетчиков электроэнергии необходимо ежемесячно в одно и тоже число.

Фиксированием показателей счетчиков занимается управляющая компания в присутствии председателя совета жильцов многоквартирного дома или его заместителей.

Компания, предоставляющая энергоресурсы, может по своему решению в любой момент потребовать сверку показаний счетчиков. Собственникам жилья запрещается препятствовать в доступе к приборам общего учета электроэнергии представителям управляющей компании и энергоснабжающей организации.

Для учета потребляемой электроэнергии используются индивидуальные и общедомовые счетчики. Федеральный Закон №261-ФЗ регламентирует установку ОДПУ в многоквартирных домах и коммунальных учреждениях для учета потребления электроэнергии, затраченной на общие нужды (наружное освещение, обеспечение работы лифтов и т.п.). и для выявления фактов незаконного подключения к электросети. Установка общедомового прибора учета должна производиться за счет потребителя (собственника недвижимости).

Что такое общедомовой счетчик электроэнергии?

Приборы этого вида могут быть одно – двухтарифные и многотарифные. Снизить затраты на освещение общедомовой территории можно с помощью многотарифного счетчика. Окупается его установка за короткое время, несмотря на высокую стоимость.

Программирование устройств учета производится по следующим тарифным планам:

  • ночной – с 23-00 до 7-00;
  • полупиковый – с 10-00 до 17-00 и с 21-00 до 23-00;
  • пиковый – с 7-00 до 10-00 и с 17-00 до 21-00.

Разница показаний между суммой расходов по квартирам многоэтажного дома и общим счетчиком делится между жильцами. Сверка данных производится по квитанциям. При резком увеличении общедомового потребления необходима внеочередная проверка.

При наличии в доме ОДПУ возможна полная автоматизация процесса съемки показаний. Это способствует экономии средств на обслуживающем персонале и исключает сбои при начислении абонентской платы.

О составе общего имущества

Для того чтобы обеспечить безопасность и надлежащие условия проживания в многоквартирном доме, предусматривается освещение помещений общего пользования. Затраченная электроэнергия на общедомовые нужды должна учитываться для оплаты в пользу электроснабжающей компании.

Следуя Правилам содержания общего имущества от 13.08.2006 г. (согласно Постановлению № 491 Правительства РФ), составим перечень следующих объектов.

  1. Помещения, расположенные за пределами жилой зоны: холлы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые кабины, техэтажи, подвалы, колясочные, котельные, бойлерные, электрощитовые, мастерские, гаражи и т.п;
  2. Кровельные конструкции;
  3. Ограждающие и несущие конструкции;
  4. Санитарно-технические помещения, противопожарные, вентиляционные шахты, бомбоубежища;
  5. Прилегающие территории, ворота, подъезды;
  6. Спортивные и детские площадки, автопарковки (на прилегающей к дому территории), сторожки.

Сумма расходов на общие нужды может возрасти в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, если для ликвидации аварии или для выполнения ремонтных работ необходимо задействовать оборудование, потребляющее электроэнергию. Кроме того, следует учитывать изменения в нормативе, предусматривающие рост потребления электроэнергии.

Порядок установки

Устанавливается общий счетчик в электрощитовой, на вводе в дом. Монтаж осуществляется специалистами, имеющими соответствующие допуски и квалификацию. Правила установки ОДПУ предписывают следующие возможности для монтажа приборов учета.

  1. На собрании жильцов дома принимается решение о сборе необходимых средств для приобретения и установки общедомового прибора учета электроэнергии. Решение, принятое большинством голосов, обязательно к выполнению несогласными. Активистам следует разъяснить важность и экономическую целесообразность сбора средств. Оплата за монтажные работы производится по статье расходов на текущий ремонт.
  2. В том случае, если совет жильцов не активен, управляющая компания принимает самостоятельное решение по выделению средств на общий счетчик. Возможно частичное финансирование за счет потребителя либо в рассрочку.
  3. При несогласованности сторон (управляющей компании и собственников недвижимости) энергоснабжающая организация разрабатывает правила, по которому в дальнейшем будет учитываться общедомовое потребление электроэнергии. Управляющей компании предоставляется документ, в котором указывается тип счетчика, который будет устанавливаться. Энергоснабжающая организация выполняет монтаж своими силами, компенсация расходов будет производиться за счет владельцев жилья. Возможна рассрочка с выплатой в течение 5 лет, но с процентами, согласованными с Центробанком РФ.

Отказ от установки общедомового счетчика повлечет за собой санкции, предусмотренные Административным кодексом. Отказ владельцев недвижимости от оплаты за установку прибора учета электроэнергии грозит судебным разбирательством. Проигравшая сторона оплачивает судебные расходы.

Правила съема показаний и обслуживания счетчика

  1. Контролировать показания счетчика обязана управляющая компания. Присутствие представителя владельцев дома обязательно.
  2. Фиксация показаний прибора учета производится в одно и то же время каждого месяца.
  3. Энергоснабжающая компания имеет право на верификацию результатов съемки. Препятствовать этому управляющая компания или представители владельцев права не имеют.

Установленный прибор учета обслуживается за счет собственников помещений. На это указывает Жилищный Кодекс РФ (часть 1 ст. 39). Как следует из сказанного выше, действия управляющей организации, установившей общедомовой прибор учета электроэнергии на законных основаниях, обжалованию в судебных инстанциях не подлежат.

Общедомовые нужды: ожидаются ли изменения в Законе

В 2016 году, согласно заявлению президента РФ, предполагалось исключение понятия «общедомовые нужды» (ОДН) из счета за жилкомуслуги. Но подписанный закон на практике не мог быть выполнен управляющими компаниями по объективным причинам. В связи с этим введение Закона в действие было отложено до 01.01.2017 года. Разъяснения изложены в Федеральном Законе №73 от 30.03.2016 года.

В тоже время для объектов, где общедомовые приборы учета электроэнергии не установлены, в соответствии с Постановлением Правительства № 344 от 16.04.2013 действуют коэффициенты пересчета. По состоянию на сегодняшний момент коэффициент равен 1,4. К следующему, 217 году, ожидается увеличение повышающих коэффициентов до 1,6 раза.

Видео про общедомового счетчика электроэнергии

Проблема централизованного отопления заключается в том, что как бы жильцы ни старались утеплять свою квартиру, платить за реально израсходованное количество тепла они не могут до тех пор, пока не будут поставлены общедомовые на многоквартирные дома. При помощи различных энергосберегающих ресурсов можно повысить температурный режим в квартире, но это не поможет снизить сумму оплаты теплоснабжения. О том, какую роль играют общедомовые счетчики на отопление, об их разновидностях и прочем будет рассказано ниже.

Общедомовой счётчик: преимущества

Этот механизм используется для фиксации тепла, поступающего напрямую в многоквартирный дом. Какими же достоинствами он обладает?

  • Основным преимуществом общедомового счётчика является финансовая выгода - стоимость такого устройства достаточно высока для владельца одной квартиры, но при установке прибора коллективно цена разделяется на всех жильцов, что, несомненно, выгодно.
  • Общедомовое оборудование учёта существенно повышает ответственность каждого проживающего за сохранение тепла в здании, что способствует снижению повреждений общего имущества, таких как незакрытая подъездная дверь или расколотое окно.

Недостатки

Так же как и везде, существуют у измерителей свои недостатки:

  • Основной недостаток общедомового счётчика - высокая стоимость оборудования и установки, которую придётся оплачивать собственникам квартир.
  • В процессе использования измеритель может выйти из строя, в связи с чем необходимо проводить ремонтные работы, стоимость которых тоже оплачивают собственники.
  • Если в многоквартирном доме поставлен общедомовой тепловой счётчик, тогда владелец квартиры не сможет сэкономить на оплате путём уменьшения потребления тепла. Оплата использованной теплоэнергии выполняется в зависимости от площади обогреваемого помещения.

Значимость учёта потребляемой теплоэнергии

Из описанного выше уже понятно, что любые действия, направленные на снижение стоимости отопления, должны начинаться именно с учёта расходов энергии. Нормы, в соответствии с которыми оплачивалось теплоснабжение до недавнего момента, были одинаковыми для всех и действовали ещё со времён СССР. Принцип их элементарен - компанией-поставщиком утверждалась тарифная ставка на 1 кв. м с учётом всех затрат и прибыли предприятия. Расчёт отопления по общедомовому счетчику в многоквартирном доме необходим для того, чтобы получать информацию о реальных расходах тепла и совершать оплату в соответствии с предоставленными данными. Обладая общедомовым узлом, можно начинать модернизацию дома, так как усовершенствование тепловых данных непременно скажется на расходовании тепла, что будет учтено установками. Помимо этого, внедрение узла даст возможность убрать тепловые сети, которые раньше тоже приходилось оплачивать, поскольку это было включено в тариф.

Важно! Установленные общедомовые счетчики на отопление на многоквартирные дома дают возможность жильцам сэкономить от 25 до 40 %.

Необходимость монтажа теплосчётчика

Дело в том, что с лета 2012 года на всей территории Российской Федерации установка счётчиков отопления стала обязательной, однако сумма оплаты станет ниже только после выполнения ряда мероприятий, таких как:

  • Качественное утепление здания.
  • Полное остекление дома.
  • Замена деревянных окон на металлопластиковые.
  • Утепление фасада дома «шубой», выполненной из минваты или пенопласта.

Жильцам, которые пользуются услугами централизованного теплоснабжения, необходимо понимать, что вне зависимости от того, считают они монтаж счётчиков выгодным или нет, это никак не влияет на необходимость их установки, так как в соответствии с федеральным законом №261 многоквартирные дома должны быть оборудованы измерителями в обязательном порядке. Этот закон был принят по нескольким причинам:

  • Обеспечить более точное и справедливое распределение сумм оплаты.
  • Стимулировать владельцев квартир экономнее относиться к теплоснабжению. Финансовые рычаги влияния более эффективны, чем уговоры. Когда человек знает, что открытая входная дверь или разбитое в подъезде стекло отразятся на бюджете семьи, он будет бережнее относиться к общему имуществу жильцов.

Теперь заботы о состоянии дома и подъездов легли на плечи собственников квартир, а не на коммунальные службы, как раньше.

Кто устанавливает счётчик

На этот вопрос можно ответить только после изучения законодательных актов, действующих в определённом государстве. Если говорить про территорию России, то установка устройств учёта является строго обязательной, и у многих возникает закономерный вопрос о том, кто должен ставить общедомовой счетчик на отопление. Выполнять задачу должна организация, поставляющая тепло в жилые дома, а также на их плечи ложатся обязательства по обслуживанию и поверке тепловых счётчиков до тех пор, пока жильцы не организуют собственное объединение совладельцев.

Важно! Основную сумму от стоимости оборудования и его установки организация берёт на себя, однако в будущем эти затраты будут компенсироваться путём сбора с жильцов дополнительных средств на протяжении нескольких лет.

Установка общедомового счетчика на отопление

Получить информацию о возможности установки приборов учёта можно в вашей управляющей компании либо в проектном бюро. Но нужно учитывать тот факт, что установка подобного оборудования сопряжена с решением организационных моментов - собственники некоторых квартир могут отказаться от дополнительных расходов.

Иногда общедомовые счетчики на отопление устанавливаются для общего контроля за потреблением теплоэнергии при наличии собственных счётчиков в каждой квартире. В таком случае жильцы платят по счётчикам как в квартире, так и в (например, в подъезде).

Порядок установки

В первую очередь требуется провести совещание жильцов, где выбирается ответственное лицо, которому необходимо:

  • Получить разрешение от организации, снабжающей теплом.
  • Заключить соглашение с лицензированной компанией на проведение проектных работ.
  • На основании проекта определить стоимость оборудования и его установки.
  • Собрать средства.
  • Согласовать проект с теплоснабжающей компанией.
  • Приобрести приборы и подобрать подрядчика для его монтажа.
  • Сдать устройство в работу.

Прибор учёта

Вне зависимости от вида расходомерных узлов их принцип работы схож и выглядит следующим образом: электронный вычислитель производит сбор информации из двух источников - расходомера, который встроен в подающий трубопровод, и из температурных датчиков. На основании полученных данных вычислитель совершает расчёт потреблённого тепла, после чего показания общедомового счетчика отопления выводятся на экран. При наличии более сложных узлов применяют два источника и датчик давления.

  1. Турбинные (тахометрические). Они определяют количество протекающего теплоносителя при помощи содержащейся внутри потока механической крыльчатки.
  2. Ультразвуковые. Замеры расхода тепла происходят, исходя из скорости прохождения потока воды ультразвуком.
  3. Электромагнитные. Расходование теплоэнергии определяется по переменам магнитного поля, который образуется около измерительного участка.

Кто проводит поверку прибора учёта

Новая техника уже проверена, это подтверждает запись на блоке, а также сведения дублируются в сопутствующей документации. Основная поверка выполняется на заводе-изготовителе. По наступлению следующего срока поверки владелец оборудования может обратиться в следующие организации:

  • В фирму, которая ставит общедомовые счетчики на отопление. В большинстве случаев соглашение о дальнейшем обслуживании составляется сразу, и работники компании берут на себя все вопросы по поверке.
  • В местное отделение госучреждения, которое осуществляет сертификацию и поверку измерительного оборудования.
  • В сервисный центр компании-производителя счётчика.

Расчет отопления в квартире с общедомовым счетчиком

В этом случае начисления происходят на основании показаний прибора учёта, снятых за установленный временной период, как правило, месяц.

В суммарном расходовании теплоэнергии вычисляется та часть, которая приходится на ваше жилое помещение, далее она множится на установленный тариф. Формула расчета отопления по общедомовому счетчику выглядит следующим образом:

Р=Q общая*S/S общая*T, где:

  • Q общая - объём потреблённого тепла по показаниям устройства учёта в Гкал.
  • S общая - площадь всех жилых, свободных и служебных помещений в доме в кв. м.
  • S - отапливаемая площадь в кв. м. К ней не относятся балконы, лоджии, террасы и веранды.
  • T - установленный в регионе тариф на отопление.

Стоит заметить, что перерасчет по отоплению по общедомовому счетчику должен выполняться в любом случае исходя из среднего температурного режима за отопительный сезон. Тогда по его завершении жильцам возвращается часть средств как предварительная оплата будущего обслуживания или выставляется счёт на дополнительную оплату.

Оплата отопления в летний сезон

В соответствии с законодательством Российской Федерации, разрешено взимать плату за отопление круглогодично, то есть на протяжении 12 месяцев, и зимой, и летом. Тем не менее принятие этих правил зависит исключительно от местных властей, имеющих право своим постановлением ввести их в действие. К примеру, на территории РФ действуют параллельно два распоряжения - №307 и 354. Первое предписывает делать начисления постоянно, а второе - только во время отопительного сезона.

Осуществить первый способ очень просто - используются те же формулы, но показатели в них подставляются в соответствии с прошлым годом, распределённые на 12 месяцев. После этого производится перерасчёт и корректировка нормативов, которые будут применяться в следующем году. С одной стороны, оплата в летний период снижает сумму ежемесячного платежа за коммунальные услуги, а с другой - делает сложной и непонятной всю систему начислений.

Заключение

Многим жителям многоквартирных домов знакомы различные ошибки или непонятно откуда появившиеся цифры в платежках за коммунальные услуги. Сегодня, когда эти суммы очень внушительны, осведомлённость в данном вопросе очень важна, и теперь вы знаете, как считает общедомовой счетчик отопления. Помимо этого, рекомендуется получить у поставщиков теплоснабжения точные данные о нормативах и тарифах для того, чтобы проверять правильность начислений.

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ " "; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие "Воронежтеплосеть", которое снабжало водой один из домов-"нарушителей".

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Тогда МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО "УК "Городок" – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет ().

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, ). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом ().

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями ( , ). По мнению адвоката, руководителя проекта "Народный адвокат" по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер , управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. "Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании", – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации ().

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета ( , ).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения ().

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов "Гордейчик и партнеры"

"Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе".

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в .

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет ( , ). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО "Водоканал", которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды ().

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, ). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО "Водоканал". Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ " "; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета ().

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся и .

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги ( ; ; ). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из .

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд ().

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию ( , ), так и прямо противоположную (). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

***

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса - воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор - объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ - это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета - в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН - остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Например, если площадь помещения составляет 100 м², площадь дома – 9 000 м², а общего имущества – 1500 м², то доля собственника составит: 100 / 9000 х 1500 = 16,67 м².

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Несмотря на то, что роль управляющей компании при проведении общего собрания ограничена только ознакомительными мероприятиями, в случае, если собственники не будут уведомлены о необходимости установки приборов учета, управляющей компании грозит штраф.

Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

  • для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц - 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. - 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 - 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт - это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Проводить работы по установке ОДПУ за счет средств текущего ремонта допускается, если имущество находится в удовлетворительном состоянии. Но, как правило, физический износ жилищного фонда составляет 70–80% и требует реконструкции.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

ОДПУ - первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета - важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний . На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

В продолжение статьи.