Митрополит зосима. Зосима, архиепископ Соликамский и Чусовской (Остапенко Владимир Михайлович)

Зосима (митрополит Московский) - Зосима - митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов.

До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III , вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков и потому заподозрен был в еретичестве.

Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным, в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы.

В 1492 г. Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г. "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы.

Ср. "Русская Историческая Библиотека", т. VI; Макарий "История церкви", т. VI; "Современные Известия" (1884, ¦ 266); Д. Иловайский "Еще о ереси жидовствующих" (М., 1884). В. Б. .

Биография Зосима (митрополит Московский) - Великие люди России

Зосима (митрополит Московский) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России.

Дата рождения: 12 июля 1950 г. Страна: Россия Биография:

Родился 12 июля 1950 г. в с. Новочеркасское Целиноградской области Казахстана в семье служащих, в 1964 г. остался сиротой.

В 1968 г. окончил среднюю школу-интернат. В 1968-1970 гг. служил в Советской Армии. Затем поступил в Московские духовные школы. Назначен штатным псаломщиком в церковь в честь Успения Божией Матери в г. Махачкале.

13 декабря 1981 г. епископом Ставропольским и Бакинским Антонием рукоположен во диакона, а 27 декабря — во пресвитера, и назначен штатным священником храма Архангела Михаила г. Грозного.

В 1984 г. назначен в Крестовоздвиженский храм в с. Приютное в Калмыкии.

В феврале 1985 г. назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в Элисте.

21 августа 1987 г. пострижен в монашество с именем Зосима. Возведен в сан игумена и назначен благочинным православных приходов в Калмыкии.

6 октября 1995 г. возведен в сан архимандрита. В этот же день избран епископом Элистинским и Калмыцким.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. () утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Аланского Успенского мужского монастыря (с. Хидикус Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания).

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. () в связи с образованием Высокопреосвященнейшему Зосиме присвоен титул «Владикавказский и Аланский».

Решением Священного Синода от 3 июня 2016 г. () почислен на покой по состоянию здоровья. Местом пребывания Синод определил г. Москву.

ЗОСИМА (МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ)

Зосима - митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III , вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным, в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы. В 1492 г. Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г. "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы. - Ср. "Русская Историческая Библиотека", т. VI; Макарий "История церкви", т. VI; "Современные Известия" (1884, ¦ 266); Д. Иловайский "Еще о ереси жидовствующих" (М., 1884). В. Б.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗОСИМА (МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗОСИМА, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских …
  • ЗОСИМА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-15 Time: 02:57:43 Зосима — герой романа «Братья Карамазовы».- * Красотой мир …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре воровского жаргона:
    - пpедседатель …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре церковных терминов:
    (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены …
  • МИТРОПОЛИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Митрополит (греч.: столичный) - первоначально - епископ митрополии. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так …
  • ЗОСИМА в Литературной энциклопедии:
    - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880). В записях к первым двум книгам романа имя 3. не встречается. Этот …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. metropolites) в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен …
  • МИТРОПОЛИТ
    (от греч. metropolites), высший духовный сан в некоторых христианских …
  • ЗОСИМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (около 3-4 вв.), греческий учёный, считающийся одним из основателей алхимии. Работал в Александрии. В своих трудах З. даёт мистико-аллегорическое …
  • МИТРОПОЛИТ
    Митрополит - епископ митрополии, т. е. главного города области(Eparcia) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают,что название М. явилось …
  • ЗОСИМА ПУТЕШЕСТВЕННИК В СВ. ЗЕМЛЮ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Св. Землю, автор сочинения: "Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона З. о пути иерусалимском …
  • ЗОСИМА ПАПА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (417-418) — грек из Каппадокии, с живым интересом участвовал в пелагианских спорах и принял несколько мер для улучшения нравов духовенства. …
  • ЗОСИМА ОТШЕЛЬНИК ПАЛЕСТИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобный, отшельник палестинский, жил в VI в., при имп. Юстине старшем; память 4 …
  • ЗОСИМА ОСНОВАТЕЛЬ СОЛОВЕЦКОГО М-РЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобный, основатель Соловецкого м-ря, род. в Новгородской области, в с. Толвуе, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье …
  • ЗОСИМА МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митроп. Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. …
  • ЗОСИМА ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (???????) — византийский историк, живший в Константинополе, по всей вероятности в середине V в. по Р. Хр. и занимавший важные …
  • МИТРОПОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МИТРОПОЛИТ
    (греческое metropolites - гражданин митрополии, а также епископ митрополии), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Высшее почетное звание епископа, а также епископ, имеющий это звание. Митрополичий - относящийся к митрополиту, митрополитам.||Ср. АРХИЕПИСКОП …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание. II прил. митрополитский, -ая, -ое …
  • МОСКОВСКИЙ
    МОСЌОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МЭИ, техн. ун-т), созд. в 1930 (ведёт историю от основанного в 1918 эл.-техн. ф-та МВТУ и эл.-пром. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, см. Московский университет экономики, статистики и информатики …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ЦИРК НИКУЛИНА на Цветном бульваре, до Окт. рев-ции - цирк А.И. Саламонского. Третий стационарный цирк в городе (первый, деревянный, …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ (МХАТ 2-й), созд. в 1924 на основе 1-й Студии МХТ (открыта в 1913). Худ. рук.: М.А. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ им. В.И. Сурикова, ведёт историю от Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества, созд. в 30-40-х гг. 19 …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. М. Горького (МХАТ), осн. в 1898 К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. До 1901 наз. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.Г. Строганова, преобразован в 1993 из Высш. худ.-пром. уч-ща (ведёт историю от основанной в 1825 Строгановым …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, см. Российский химико-технологический университет …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МФТИ), г. Долгопрудный Моск. обл., осн. в 1951 на базе физ.-техн. ф-та МГУ. Готовит инженеров и исследователей …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ, преобразован в 1997 из Моск. экономико-статистич. ин-та (осн. в 1932). Готовит специалистов по экон. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, преобразован в 1994 из Моск. ин-та инженеров железнодорожного транспорта (осн. в 1896 как моск. Инж. уч-ще; …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ, ведёт историю с 1930 от Моск. ин-та технологии зерна и муки (назв. менялось; с 1941 Моск. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ (МГУП), осн. в 1930 как полиграф. ин-т. С 1993 Моск. академия печати; с 1997 совр. назв. Готовит …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА, г. Мытищи Моск. обл., преобразован в 1993 из Моск. лесотехн. ин-та (осн. в 1919). Готовит инженеров по …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ (МГУК), г. Химки Моск. обл., преобразован в 1997 из Моск. ин-та культуры (осн. в 1930; до 1964 …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ, ведёт историю от Землемерной школы, осн. в 1779; с 1835 Межевой ин-т, в 1930 его …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. Ломоносова (МГУ), крупнейшее высш. уч. заведение, один из центров мировой науки. Осн. в 1755 по инициативе …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "СТАНКИН", преобразован в 1992 из Моск. станкоинструментального ин-та (осн. в 1930). Готовит инженеров по станкостроит., технол. и …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ (МТУСИ), преобразован в 1992 из Моск. ин-та связи (организован в 1988 на базе Эл.-техн. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "МАМИ", осн. в 1939 как автомеханич. ин-т; с 1992 академия автомобильного и тракторного маш-ния; с 1997 совр. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГТУ), крупнейший в России втуз, исследоват. центр по машино- и приборостроению. Ведёт историю от уч. мастерских (объединены …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МОСЌОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ", лит.-критич., обществ.-полит. журнал, изд. в 1825-34 в Москве Н.А. Полевым. Печатались А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, Е.А. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕАТР-ЦЕНТР им. М.Н. Ермоловой, драматический, осн. в 1925 как Театр-студия им. Ермоловой. После его слияния с Театром-студией под рук. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР (МТКЦ) "СТРАНА ЧУДЕС ДЕДУШКИ ДУРОВА", культ.-просвет. учреждение, осн. в 1912 В.Л. Дуровым для популяризации разработанных им …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ, созд. в 1927 на базе передвижного коллектива (осн. в 1924). В 1941 слит с Гос. центр. …

Архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви. С 2004 года — управляющий Донской епархией c титулом епископ Донской и Кавказский (с января 2016 года — архиепископ).

Зотик Еремеев родился в большой семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия в селении Сы́рково (Се́рково) Рези́нского района (Молдавия). Обладая природным острым умом и трудолюбием, с 5 лет научился церковной грамоте — чтению, а затем и церковному знаменному пению. Воспитывался в строгости, в трудностях, в ревности к Богу. Любил церковную службу, стояние на молитве в домашних условиях.

После окончания неполной средней школы закончил профтехучилище (январь 1965 — июнь 1967 гг.) с одновременным окончанием курса вечерней школы рабочей молодежи. По окончании училища работал 1 год электриком на хлебокомбинате. Затем был принят в то же училище на должность мастера производственного обучения, где проработал 3 года и сделал 3 выпуска электромонтеров. Далее Комитет профтехобразования направил Зотика в Орехово-Зуевский индустриально-педагогический техникум (на дневное отделение) для получения специального образования по этой специальности. Окончив техникум в 1973 году с отличием (поступил в 1970 году) получил свободное распределение на работу, но на работу не пошел, а поступил в 1973 году в Московскую духовную семинарию (окончил ее в 1977 году). Поступить в семинарию Зотика подвигла жажда духовных знаний, так как в Молдавии таких учебных заведений не было. По окончании духовной семинарии был направлен на работу в Кишиневскую епархию РПЦ, где был устроен в качестве помощника секретаря и по совместительству должен был участвовать в хоре кафедрального собора Кишинёва . Как указывается в «Обращении прихожан РПСЦ к местоблюстителю престола Митрополита Московского и всея Руси архиепископу (Витушкину) и Собору », «Принял эти предложения с целью последующего совершенствования знаний в духовной академии ».

Нужно отметить, что Зотику, как грамотному и отличному выпускнику духовной семинарии, много раз предлагалось принять священный сан в РПЦ, однако он всякий раз от него отказывался, твердо зная цель своего временного пребывания в учреждениях РПЦ. За время обучения Зотик воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинности древлеправославия. Благодаря знанию молдавского языка он многим помог обрести истинную веру и обратить к старообрядчеству. В новообрядческой Церкви узнали о такой деятельности работника Кишиневской Епархии Зотика, после чего он был вынужден уволиться и расстаться с желанием о поступлении в духовную академию.

Начало своего служения Христовой Церкви будущий епископ положил в селении Губино Орехово-Зуевского района Московской области, куда он был направлен уставщиком (прослужил 8 лет). В 1991 году его рукоположили священником РПСЦ, а в 1992 г. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви избрал отца Зотика Еремеева во епископа Кишиневского и всея Молдавии . В то время духовным отцом семьи о. Зотика был священноинок Севастиан (Озерский). Он убедил и благословил о. Зотика согласиться на определение Собора. Также и супругу его Тамару убедил мирно расстаться и принять иночество, что и было в скором времени исполнено. О. Зотик стал священноиноком Зосимой, а бывшая супруга — инокиней Таисией (позднее она стала игуменией монастыря в с. Белая Криница, Украина). В мае 1993 г. священноинока Зосиму митрополит (Гусев) в сослужении с епископом (Килиным) и епископом (Витушкиным) рукоположил во епископа Кишиневского и всея Молдавии.

Став управляющим Кишиневской епархией в 1993 г., епископ Зосима всецело и активно включился в пастырскую деятельность, направленную на укрепление древнего православного благочестия и соблюдения церковного Предания в старообрядческих общинах Молдавии. Владыка Зосима начал свою деятельность с установления в храмах епархии канонической дисциплины и единообразия в церковном пении и чтении, для чего им были изданы книги: Обедница, Обиход, Ирмосы, Праздничная певчая, Служба Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина», Служба на святую Пятидесятницу, правда, малым тиражом — для удовлетворения нужд приходов епархии. Также им была издана брошюра «Правила благочестивого поведения в доме Божиим » (Кишинев, 2001 г.), а с 2000 г. — епархиальный Церковный календарь с материалами на актуальные темы.

Параллельно с этой деятельностью им велась работа по ремонту, восстановлению и новому строительству. Благодаря его неустанному попечению и поддержке в приходах Кишиневской епархии сделано много полезного. Практически все приходы были оснащены необходимой утварью. В приходе г. Оргеев произведен ремонт крыши храма, заменены купола и кресты. В приходе г. Теленешты осуществлен ремонт здания церкви, произведены земляные работы по отводу грунтовых вод. В селе Покровка построено каменное ограждение, заменены купола и кресты храма. В селе Егоровка начато строительство нового большого здания церкви, на что Епархия выделила значительные средства. Последствия землетрясения 1987 г. для Кишиневского старообрядческого храма были весьма печальны. Произведён сложный и дорогостоящий наружный капитальный ремонт здания, позже построено два притвора, заменены купола и кресты. В начале текущего тысячелетия построено здание Духовного Центра, в котором размещены воскресная школа, библиотека, трапезная, иконописная мастерская, архиерейские покои и другое. Здесь же было организовано и обучение крюковому пению. С 2000 года в Епархии было налажено производство свечей, в том числе из чистого воска, и приходы, нуждающиеся в свечах, обеспечивались Епархией. Информация в церковной прессе, устные воззвания о помощи на восстановление когда-то прекрасной архитектуры храма в городе Кагуле возымели свое действие — здание этого храма отреставрировано, был восстановлен иконостас, написано 20 новых икон, и совершено великое освящение храма.

Значительным достижением в духовной жизни старообрядцев Молдавии является восстановление женского монастыря в селе Кунича. Сегодня он является единственным местом в Епархии, где совершается ежедневная полная служба. Думается, что нет особой необходимости объяснять, какое значение для духовной жизни, для сохранения и распространения веры имели и имеют монастыри. Епископ Зосима проявлял серьезное внимание к подрастающему поколению, то есть к будущему Церкви: в летний период при монастыре была организована воскресная школа, где обучали церковному чтению и пению, молодежь приобщалась к духовным ценностям и традициям предков. Здесь же было организовано обучение церковному уставу и пению приходских уставщиков. О высокой компетенции епископа Зосимы можно судить и по тому, что он немало времени уделяет приходящим извне Церкви Христовой для увещания и разъяснения истин христианской веры.

Возникшие в Русской Православной старообрядческой Церкви проблемы, повлекшие за собой резкое ухудшение с руководством Церкви, вынудили написать обращение к Белокриницкой Митрополии (21 октября 2003 года) с просьбой принять в клир. За это был запрещен в священнослужении единолично (что является неканоничным действием) указом митрополита Алимпия (Гусева) от 23 октября 2003 года.

27 октября 2003 года Освященный Собор РПСЦ в Румынии, состоявшийся в старообрядческой митрополии в городе Браила, заслушав «устное и письменное от 21 октября 2003 года обращение епископа Зосимы », постановил:

  1. Принять в церковное общение епископа Зосиму (Еремеева) с 21 октября 2003 года (нов. ст.).

Это дело епископа Зосимы было детально рассмотрено на Освященном Соборе РПСЦ в Москве, состоявшемся 9-11 февраля 2004 года. Указ митрополита Алимпия о единоличном запрещении епископа Зосимы был отменён «как противоречащий канонам Церкви ». 11 февраля 2004 года Освященный Собор постановил:

  • 2.1. Принять к сведению прошение епископа Зосимы о возвращении в юрисдикцию Московской митрополии РПСЦ, поступившее 11 февраля 2004 года.
  • 2.3. Суждение о месте временного служения епископа Зосимы предоставить митрополиту (Четвергову) после предоставления епископом Зосимой отпускной грамоты от Митрополита Белокриницкого Леонтия.
  • 2.4. Суждение об определении места постоянного служения епископа Зосимы иметь на очередном Освященном Соборе.
  • Избрать епископа Зосиму правящим архиереем Донской и Кавказской епархии.

С 22 октября 2004 года и по сегодняшний день епископ Зосима (с января 2016 года — архиепископ) находится на кафедре Донской и Кавказской епархии.

После смерти митрополита Андриана (Четвергова) рассматривался как его возможный преемник. Пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт в связи с этим отметил, что епископ Зосима «фундаменталистскими взглядами, авторитарностью, видит Церковь гораздо более закрытой и строгой к своим членам структурой », «На мой взгляд, епископ Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости ».

В октябре 2005 года участвовал в выборах предстоятеля РПсЦ, набрав в первом туре 23 из 245 голосов и заняв третье место.

12 января 2016 года в г. Ростова-на-Дону во время Божественной литургии в память священномученика Зотика и в честь 70-летнего юбилея Владыки Зосимы, митрополит (Титов) возвел владыку Зосиму в сан архиепископа .

Поздравления с 70-летним юбилеем

Иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону

«Владыка Зосима служит в нашей епархии уже 13-й год. Для нашей Общины и всей епархии это целая эпоха. Никакой Донской и Кавказский епископ не служил так долго на нашей кафедре. Никогда в истории Покровского Собора не совершалась так часто архиерейская служба. Господь прислал нам епископа Зосиму в очень важный, переломный момент истории нашей Общины, в момент смены поколений. И владыка смог безболезненно провести нашу общину через этот опасный период. За это время мы все к нему очень привыкли. Чтим его как епископа и отца. Мы чтим и уважаем владыку за то, что он, несмотря на все перипетии своей земной жизни, по-прежнему тверд в своих убеждениях. И хотя ему приходилось страдать за свои взгляды, он неукоснительно держится их. Мы научились понимать владыку с полуслова, полувзгляда, а он научился терпеть наши несовершенства. Дай Бог, чтобы наше совместное служение и дальше продолжалось во славу Исуса Христа и Его Святой Церкви».

Дмитрий Латышев, прихожанин общины г. Краснодара

«12 сентября 2016 г. епископ Зосима освящал в нашем городе строительство будущего древлеправославного храма. И я имел честь впервые в жизни беседовать с епископом Зосимой, хотя знаю его с 90-х годов. С его именем тесно связано мое родное русское старообрядческое село Покровка, что в Молдавии. Владыка Зосима восемь лет окормлял Покровку, будучи епископом Кишиневским и всея Молдавии. В те не столь далекие годы, после смерти о. Тимофея Щербакова, Община осталась без священника. Владыка большую часть времени отдавал службе именно в Покровской церкви. Служба, работа и офицерские погоны не позволяли мне часто бывать на моей маленькой родине, но все же посещение сельской церкви, рассказы моего отца Латышева Ивана Xаритоновича (в ту пору он в течение 10-ти лет был Председателем ревизионной комиссии Общины), моего дяди Латышева Павла Родионовича (в то время Председатель Общины) позволяют мне хотя бы немного на примере одной Общины (1300 человек) показать, насколько разнообразной и полезной была деятельность владыки.

Как бывший офицер скажу: епископ Зосима был и есть настоящий полководец нашей Церкви. Строг и требователен не только к прихожанам, но и к себе. В те трудные, «демократические» годы, когда в обществе был разброд и шатание, смятение в умах и душах людей, он начал с наведения в епархии порядка и дисциплины. Прихожанки начали единообразно надевать платки, у мужчин появились более окладистые бороды, на кладбище был наведен идеальный порядок. Начал обустраиваться келейно-трапезный комплекс на 200 человек, благоустраиваться прилегающая территория. И важно, что служба стала вестись строго по канонам Церкви и была духовно насыщена.

К концу 90-х годов в храме остались одни старики. Владыка все поменял. Ручеек молодежи начал возрастать. По благословению епископа Зосимы при Общине начала действовать воскресная школа, которую возглавила инокиня Таисия (ныне игумения Белокриницкого монастыря). Из нее вышли хорошие чтецы, хористы клиросов. Среди них духовный воспитанник владыки Зосимы Настоятель Кишиневского храма о. Андрей Вознюк, матушка Татиана, дьяк Покровской церкви Никола Захаров и другие.

Благодаря преемственности, заботе о знаменном пении, в Покровке удивительным образом сохраняется и сейчас старинная форма пения. В этом немалая заслуга епископа. Надо отметить, что владыка был очень требователен ко всем, не взирая на чины и ранги. Помню один из храмовых праздников села Покрова Пресвятой Богородицы. На храм в церковь пришли руководители района, директора хозяйств. Они немало помогли приходу в подготовке торжества. Как правило, их пропустили в первый ряд, вместе с ними и я принял посильное участие в организации праздника, поэтому был рядом. В конце службы владыка поблагодарил нас за помощь, но подверг хорошей критике за редкое посещение службы. Таким он был во многом. Да и сейчас, во время нашей последней встречи, он не преминул покритиковать меня за недостатки в книге «Вера и жизнь», за щетину. «Хоронить тебя должны во-от с такой длинной бородой», — его пожелание для меня. Как тут обижаться? Пусть жестко, но он направляет на праведный путь. Не лучше же ласково, но в яму.

Так же твердо он отстаивал позиции нашей Церкви от разного рода политиков и покусителей на ее устои в начале 2000-х годов. Он и сегодня строг, справедлив и требователен — не поменялся, разве, чуть поседел. А в душе он очень чувствителен и раним. Как он переживает, когда спрашивает о тех стариках и старушках, с которыми когда-то служил или которых просто знал.

Это моя маленькая толика воспоминаний о нашем владыке. Но дела Церкви, служба, заботы о вере не дают ему времени и права расслабляться. У него впереди еще немало творческих дел: строительство новых храмов, их открытие и окормление, подготовка и обучение молодых прихожан, выпуск богословской литературы, просто руководство всей большой епархией.

Здравия, терпения, долголетия и Божией благодати ти, Владыко!

От редакции. При составлении биографии использованы открытые источники, а также вестник Ростовской н/д общины «Издревле» № 1. Достоверность биографических данных лично утвердил архиепископ Зосима.

Московский период
1325-1461 гг.

Митрополит Иона

Митрополит Иона

Родился в 1390-х гг. в селе Одноушево близ Солигалича в семье служилого землевладельца по имени Феодор. «Иона бысть родом от места , близ предел казанския земли, разстояния имея от солигаличския яко 6 верст на реке на Святице, родися от отца благочестива, именем Феодора, зовомаго Одноуша, идеже ныне погост по его имени Одноушево именуемое, его же той Одноуш дал в дом соборной церкви Пречистыя, иже на Москве».
В 12 лет принял монашеский постриг в монастыре в селе Унорож близ Галича. Через несколько лет перешёл в Симонов монастырь (Москва) где исполнял послушание пекаря.

С 1431 г. по 1448 г. - епископ Рязанский и Муромский.

Митрополит Киевский и всея Руси: 1448 - 1461 гг.

.
Был избран на Соборе 15 декабря 1448 года митрополитом Киевским и всея Руси.

Боясь, чтобы патриарх не отклонил этого кандидата, великий князь избрание его обставил с особой торжественностью, привлёк к участию в избрании всех епископов, представителей белого духовенства, монашества, бояр и земских людей. Но епископу Ионе не удалось пойти в Царьград за посвящением довольно долгое время. По-видимому, фигура митрополита Герасима, по непоследовательности Константинопольской патриархии (а отчасти и подкупности) требовала со стороны Москвы борьбы и устранения его с дороги своему кандидату. И бесспорно ещё великим препятствием был ряд неурядиц на московском великокняжеском столе. продолжал враждовать с Василием Васильевичем и в 1433-1434 гг. дважды одолевал его и занимал великое княжение. Только со смертью Юрия в 1434 году князь Василий крепко сел на великом княжении. Теперь, в конце 1436 г. или начале 1436 г. Иона отправляется в Константинополь. Но излишняя медлительность была причиной того, что Иона не получил митрополии, так как ранее его прибытия (в половине 1436 г.) греки поставили на русскую митрополию своего Исидора.

Когда Исидор по принятии им унии был низложен, Иона был посвящен в митрополиты Киевские и всея Руси 15 декабря 1448 г. собором русских святителей в Москве. Посвящение его, по благословению Константинопольского патриарха Григория III Маммы, было впервые совершено русскими архиереями в Москве. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского. Ввёл новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов с согласия московского князя.

С избранием Ионы митрополитом Москва отвергла предложение Литвы, привезённое Ивашенцем, о кандидатуре на пост митрополита Григория Болгарина, ученика митрополита Исидора. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.
Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств.

При митрополите Ионе был торжественно причислен к лику святых митрополит Алексий, мощи которого были обретены нетленными при перестройке Чудова монастыря, начатой в 1431 году.

Иона скончался 31 марта 1461 года.
Через после смерти Пахомием Сербом была написана ему церковная служба, в 1472 г. были открыты мощи святителя (хранятся в Успенском соборе Московского Кремля) и установлено его местное почитание.
В 1547 г. при митрополите Макарии он был прославлен для общецерковного почитания.

Память 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю.

МОСКОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Феодосий (митрополит Московский)

Митрополит Феодосий (Бывальцев;? - 15 октября 1475) - митрополит Московский и всея Руси в 1461-1464 гг., церковный деятель и публицист.
Был архимандритом Чудова монастыря (упоминается в этом сане в 1453 г.).

23 июня 1454 г. хиротонисан во епископа Ростовского. Имел конфликт с митрополитом Ионой: в 1455 г. Феодосий разрешил в навечерие Богоявления, которое пришлось на воскресенье, мирянам есть мясо, а монахам рыбу, сыр и яйца. Епископа вызвали на церковный суд, угрожали лишением сана, но после покаяния за ним сохранили кафедру.

9 мая 1461 г. после смерти митрополита Ионы занял Московскую кафедру (Иона сам выбрал Феодосия себе в преемники). Феодосий стал первым московским митрополитом, которого утвердил московский князь, а не Патриарх Константинопольский.
Однако положение Феодосия всё ещё было непрочным: его предшественника не признавали ни Западная Русь (где был свой митрополит), ни тверской епископ, ни ряд русских церковных деятелей.
С деятельностью Феодосия связана попытка повышения образовательного и нравственного уровня русского духовенства: «они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. Требовать от них можно было только одного - чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью». Данная деятельность обернулась неудачей, когда многие из священников были Феодосием отстранены от мест, а ряд лишён сана, то многие приходы остались без духовенства.
В 1464 г. Феодосий оставил кафедру «ради тяжкого своего недуга», но летописец сообщает «многыя бо церкви без попов, и начата его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в манастырь».
В Чудовом монастыре Феодосий прожил 11 лет, перед смертью удалился в Троице-Сергиеву лавру, где скончался 15 октября 1475 г. Погребён в Архангельской церкви Чудова монастыря.

Литературное наследие

Феодосий является автором следующих сочинений:
- Слово на Рождество Богородицы;
- похвальное слово апостолам Петру и Павлу;
- Сказание о чуде, бывшем при гробе святого Алексия;
- кондаки и икосы на Успение Богородицы;
- послания в Новгород и Псков в 1463-1464 гг. о неприкосновенности церковного имущества.

Филипп I (митрополит Московский)


Митрополит Московский Филипп I

Митрополит Филипп I († 18 апреля 1473 г.) - митрополит Московский и всея Руси.
Избран на первосвятительскую кафедру в 1464 г. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны важные церковные мероприятия.
Канонизирован Русской православной церковью.
Память святителя празднуется 5 (18) апреля, в день его кончины.
Происхождение его неизвестно. Первое умоминание о нём относится к 1452 г., когда он был хиротонисан во епископа Суздальского.
В феврале 1459 г. был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы. В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева).
В 1464 г. митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси.
При святителе Филиппе I в Московском Кремле началось строительство нового Успенского собора - главной святыни Русской Церкви. Во время строительства в 1472 г. было совершено обретение мощей святителей Петра, Киприана, Фотия и Ионы и установлено празднование в память этого события.

Литературная деятельность

Автор ряда посланий: послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах 1468-1469 гг., двух посланий в Новгород 1471 г. против признания западнорусского митрополита и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони, послание во Псков.
По инициативе Филиппа крещёный еврей Феодор перевёл с еврейского языка книгу «мирских псалмов» (сборник «Махазор»).

Геронтий (митрополит Московский)

Митрополи́т Геронтий (? - 28 мая 1489 г., Москва) - митрополит Московский и всея Руси с 29 июня 1473 г. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, память совершается 28 мая по юлианскому календарю.
Незадолго до 1445 г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
С 1447 г. - архимандрит.

Был участником Собора в Москве, направившего Дмитрию Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору.
В 1453 г. хиротонисан во епископа Коломенского.
29 июня 1473 г., по смерти митрополита Филиппа, был возведён в сан митрополита Московского и всея Руси.
Время его было ознаменовано интенсивным строительством храмов и иных зданий в ведомстве митрополичьей кафедры: был заново отстроен митрополичий дом; в 1484 г. был заложен каменный митрополичий собор Ризы Положения, который был освящён им в 1486 г.; было завершено строительство нынешнего здания Успенского собора.
Часто конфликтовал с Московским великим князем Иоанном Васильевичем по церковным вопросам, но поддерживал его военно-государственные предприятия. В октябре 1477 г. благословил карательный поход великого князя на Новгород.
В 1487 г. новгородский архиепископ Геннадий доносил великому князю и митрополиту об открытой им ереси жидовствующих, но никаких серьёзных мер принято тогда не было.
Скончался 28 мая 1489 г.; погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Написанные им несколько грамот и посланий не имели успеха, так как не отличались ни глубиною мысли, ни красноречием.

Зосима (митрополит Московский)

Митрополит Зосима Брадатый (?-1496 г.) - митрополит Московский и всея Руси (1490-1494 гг.). У церковных историков XIX века имел репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих.

С 1485 г. - архимандрит Московского Симонова монастыря.
Возведён на Московскую кафедру 26 сентября 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До того, с 1485 г., был архимандритом Симонова монастыря в Москве.
Находился в близких отношениях с Иваном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому был заподозрен в еретичестве.
Иосиф Волоцкий сообщает в «Просветителе» слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих «слухов», записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси.
Список «богоотметных» книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора «Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству», прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - всё это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы.

В 1492 г. (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» он впервые сформулировал основы концепции «Москва − Третий Рим», авторство которой длительное время ошибочно приписывается старцу Филофею.
В 1494 г. «своея ради немощи» или по свидетельству летописи вследствие того, что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией», Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре, где в 1496 г., «причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину». Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы.

Симон (митрополит Московский)

Митрополит Симон (? - 28 января 1512 г., Москва) - митрополит Московский и всея Руси (1495- 30 апреля 1511 гг.).
С 1490 г., был игуменом Троице-Сергиева монастыря.
Возведён на Московскую кафедру в 22 сентября 1495 г., после смещения митрополита Зосимы, по воле великого князя, собором русских епископов. Во время его первосвятительства под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения вопросов церковной жизни. Собор 1503 г. занимался вопросами дисциплинарного характера. Были рассмотрены вопросы о ставленнических пошлинах и «о вдовых попах». Вместе с другими иерархами выступил против планов великого князя Ивана III секуляризации церковных земель. На Соборе в ноябре 1504 г. была окончательно осуждена ересь жидовствующих. На Соборе в июле 1509 г. по распре с преп. Иосифом Волоколамским был осуждён, уволен от управления епархией и сослан в Андроников монастырь архиепископ Великоновгородский Серапион, имевший, видимо, лично неприязненные отношения с митрополитом. 30 апреля 1511 г. оставил митрополию.
Скончался 28 января 1512 г.; был погребён в Чудовом монастыре. Мощи его находятся в Московском Успенском соборе.
Остались два его учительных послания в Пермь, написанные 22 августа 1501 г., в которых он обращается к духовенству, ко всем православным христианам и новокрещённым.

Варлаам (митрополит Московский)

Сведения о митрополите Варлааме скудны, и о ранних годах его жизни ничего неизвестно. По всей видимости он был иноком Кириллова Белозерского монастыря. В июне 1506 г., после того как Вассиан (Санин), игумен московского Симонова Нового монастыря, был хиротонисан во архиепископа Ростовского, Варлаам в сане архимандрита стал настоятелем Симонова. В том же году участвовал в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве перед великим князем за Константина Острожского.
27 апреля 1507 г. великий князь Василий III дал Варлааму грамоты, которыми предоставлялись определенные льготы владениям Симонова монастыря в Московском, Владимирском, Коломенском и Переславском уездах и на Белоозере, однако привилегии были незначительны - монастырь от уплаты налогов не освобождался. Щедрым пожалованием была выданная великим князем 8 января 1510 г. проезжая грамота монастырю, давшая право безналогового провоза 20 видов товаров.
Во время настоятельства Варлаама монастырь не приобрёл новых владений.
В 1510 г. Варлаам вместе с Коломенским епископом Митрофаном сопровождал великого князя Василия III в походе на Псков.
В годы настоятельства Варлаама в монастыре активно переписывались святоотеческие творения, богослужебные книги. В обители жил вернувшийся (в 1509-1510 году) с Белоозера князь-инок Вассиан (Патрикеев).
Через 3 месяца после кончины митрополита Симона Варлаам по воле великого князя был избран предстоятелем Русской Церкви, 27 июля наречён митрополитом, хиротонисан Собором русских епископов 3 августа 1511 г. с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Интронизацию возглавляет архиепископ Ростовский Вассиан (Санин), брат преподобного Иосифа Волоцкого.
Ко времени предстоятельства митрополита Варлаама относится возобновление прямых контактов Московской митрополии с Константинопольским Патриархатом (в 1517 г.), прерванных в сер. XV в. (после поставления Собором русских епископов на Московский митрополичий престол святителя Ионы).
Был близок к нестяжателям. В 1515-1517 гг. по благословению митрополита Вассиан (Патрикеев) составлял новую редакцию Кормчей книги. Князя-инока с митрополитом связывают доверительные отношения.
«Несомненно, митрополит Варлаам знал о его (Вассиана) письменных трудах против преп. Иосифа», - отмечает архм. Макарий.
Впоследствии пытался защищать Максима Грека против обвинений его в ереси.
В декабре 1521 г. митрополит Валаам был вынужден оставить свой пост. Опальный владыка сначала удалился в Симонов монастырь, а затем по повелению Василия III был по существу сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Часто причиной опалы московского митрополита называют отказ благословить незаконный развод великого князя с