Майк Роуди «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу

Майк Роуди

Майк Роуди профессионально работает над пользовательским интерфейсом, занимается визуальным дизайном, дизайном иконок для мобильных и веб-приложений. Его работы были включены в книги «Rework: бизнес без предрассудков» - бестселлер Джейсона Фрайда и Дэвида Хайнемайера Хенссона.

Скетчи — это разнообразные визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем и изобразительных элементов.

По словам Майка, он задумался о скетчноутинге, когда стал недоволен теми текстовыми записями, которые он делал на рабочих встречах и других мероприятиях. Он пытался ухватить каждую деталь выступления, но вместо подробных конспектов он получал сложнонаписанный текст, который не хочется перечитывать заново. Но какая польза от заметок, к которым не хочется возвращаться заново? Да никакой.

Скетчи родились из-за разочарования

Вместо того, чтобы записывать абсолютно все в виде текста, Роуди решил делать скетчи и фиксировать только самые главные идеи. Такой подход позволяет сконцентрироваться на слушании и воспринимать информацию как в вербальном, так и в визуальном канале. Это называется теорией двойного кодирования, которая была предложена в еще в 1970 году Алланом Пайвио.

Майк остался доволен результатом эксперимента и так увлекся скетчноутингом, что даже издал свою книгу об этом.

Кстати, сама книга — это как один большой скетч. Это скетчи самого Роуди, а также других скетчноутеров со всего мира.

В книге вы найдете множество техник и приемов по созданию скетчей. Познакомитесь с их основными видами, получите советы от автора и других скетчеров, да и вообще, получите чисто визуальное удовольствие от книги, которая сделана и переведена просто отлично («МИФ » — молодцы!).

Важно понимать, что «Визуальные заметки» — это книга не о том, как рисовать (хотя кое-какие базовые уроки здесь есть). Это книга о том, как наглядно фиксировать свои идеи в виде визуальных заметок. Чтобы делать скетчи, вам не обязательно быть художником, дизайнером или иллюстратором. Помните: скетчи — это не про искусство, это про наглядную фиксацию главных идей.

Вы можете и должны делать такие скетчи, которые вам проще всего нарисовать. Нравится текст — поэкспериментируйте с типографикой. Любите рисунки — пожалуйста, рисуйте. Не прочь добавить всяких украшательств — да ради бога. Просто расслабьтесь, сфокусируйтесь на слушании и делайте скетчи как угодно.

Сложную идею зачастую проще выразить в простом рисунке, а не абзаце текста

Очень круто, что в книге есть упражнения для таких профанов в рисовании, как я. Ведь даже если вы не любите или не умеете рисовать, вам все равно придется иногда делать какие-никакие зарисовки. В книге описано несколько простейших методов зарисовки объектов, людей и лиц. Это помогает обрести уверенность в себе и (ведь даже плохо нарисованное дерево остается деревом, не так ли?).

Вот так, например, я учился рисовать людей:


Получилось ужасно, но ведь понятно что изображен человек:) А это — главное.

Начав читать эту книгу, я решил не делать конспект в виде текста, а попробовать делать скетчи по книге. И знаете, мне понравилось! Я сходил в канцелярский магазин, выбрал несколько ручек и маркеров, и с удовольствием сделал скетчи по этой книге. Вот что у меня получилось:




Конечно, это сложно назвать шедеврами, да и многое из написанного трудно разобрать. Но главное, что я это понимаю. Они приносят больше пользы, ведь освежить в памяти фрагмент выступления гораздо проще, когда перед вами всевозможные визуальные образы, а не просто сухой текст. К таким заметкам гораздо приятнее обращаться потом.

Скетчи можно использовать не только для конспектирования книги. Вы можете делать скетчи при:

  • Рабочих совещаниях, презентациях
  • Образовательных мероприятиях, лекциях
  • Просмотре , лекций TED
  • Прослушивании подкастов, образовательных программ

Просто попробуйте! Везде и всегда. Постоянная практика — это залог успеха.

Не забывайте и делиться своими скетчами с другими или хотя бы хранить их для себя в цифровом виде. Например, в каком-нибудь облачном хранилище. В случае с конспектом «Визуальных заметок», я просто загрузил все фотографии скетчей в Evernote и теперь у меня всегда под рукой наглядный конспект книги.

Конечно, скетчи вряд ли подойдут для записи лекций в институте, где нужно фиксировать абсолютно все, не потому, что вам все это пригодиться, а потому, что вы не знаете, что именно попадется вам на экзамене. Но для всего остального — вполне подойдет.

Книгу можно прочитать буквально за день, она довольно короткая, но ее польза от применения на практике может быть действительно огромной. Главное — практикуйтесь каждый день, пробуйте и не бойтесь. Ваша задача — не стать хорошим художником, а научиться наглядно фиксировать действительно важные идеи, помните это. А в этом «Визуальные заметки» помогают как нельзя лучше.

Рисуйте скетчи и читайте хорошие книги! Успехов:)

Еще в «Визуальных заметках на практике» есть раздел про шрифты. Они русские и за это отдельное спасибо издательству МИФ, в первоначальной версии книги они же на английском =) Это еще одна причина, почему мне стоило прочитать книгу еще в январе, когда я только начала увлекаться зарисовками. Знаний из этого блока про шрифты хватило бы для начала, и мне не пришлось бы проходить объемные курсы по леттерингу. Какая экономия и времени, и финансов =)

Скетчноутинг напомнил мне приемы мнемотехники, которые я проходила на скорочтении пару лет назад. Суть в том, чтобы лучше запоминать информацию используя простые символы. Визуальные образы отлично сохраняют воспоминания. Вот почему в путешествиях лучше рисовать скетчи, а не фотографировать типичные достопримечательности.

Дэна Роэма : «Говори и показывай», «Практика визуального мышления», «Визуальное мышление» и «Бла-бла-бла». Говорят, в них тоже про визуальное мышление и эффективные презентации. Правда это больше к скрайбингу относится. Буду изучать, а потом расскажу вам, какая из этих книг полезна.

А вы делаете заметки в путешествиях?

Думаю, нет нужды даже представлять автора - первая книга Майка Роуди "Визуальные заметки" широко разошлась и идеи скетчноутинга "пошли в народ", как говорится. Сегодня же передо мной вторая книга - продолжение темы визуальных заметок, представляющая массу практических примеров и советов по улучшению этого навыка - причем, как от автора, так и от мастеров этого дела, внедривших визуализацию идей в свою жизнь уже давно. Что и говорить - как всегда, приятная наощупь книга, да еще в ярко-оранжевой обложке - то, что нужно холодным осенним вечером!

В общем-то, идеи Майка настолько просты и очевидны, благодаря как раз визуализации текста, что кажется, словно вы всегда так и думали. Более того, я как человек с "моторной" памятью всегда отлично помнила то, что записала, даже без перечитывания. И именно поэтому я довольно долго искала способ записывать все побыстрее - даже пыталась изучить стенографию)

На самом же деле - идея такой визуализации интуитивно приходила наверняка ко многим. Спонтанно я стала делать что-то подобное сидя на лекциях по истории искусства в Эрмитаже. Так интересно рассказывал лектор, что было жалко что-то пропускать, постоянно записывая, а не записывать тоже было жалко - и совершенно неосознанно я стала среди текста быстренько зарисовывать какие-то объекты, о которых шла речь! рисовать я тогда не умела, и не подозревала, что когда-то начну - но точно знала, что теперь не забуду того, что услышала. И прошло уже почти 20 лет - а я до сих пор помню те лекции, а если открыть тетрадку и взглянуть на записи-зарисовки, то вспомнится еще больше.

Более того, помнится и вся обстановка лекционного зала, и погода в те дни, и много других деталей, которые врезались в память так отчетливо, что не истерлись до сих пор. И сейчас, глядя на страницы книги Майка со схемами-рисунками и текстами, я понимаю, что тут дается тот самый метод, только уже структурированный и опробованный многими людьми. И каждый на это способен - а те, у кого память "моторная" еще и остро в этом нуждаются). Потому что помимо лекций или каких-то событий нам хочется помнить и нашу жизнь - я, например, для этого завела себе дневник, куда записываю события дня, но опять же - иногда просто описать это слишком длинно, и в дневнике возникают пробелы из-за нехватки времени. И вот этот дивный способ - совершенно точно поможет мне с этим справиться! Потому что порой достаточно зарисовать как-то символически событие - и оно уже не канет, и можно будет к нему вернуться и дописать!

Удивляюсь даже - и как мне это раньше не пришло в голову? Хотя, думаю, причина проста - мы ко всему относимся слишком серьезно иногда: если записать, то как следует, если зарисовать, то умеючи. И вот тут-то помогают подобные книги - в которых спокойно говорится о том, что для этого вовсе не нужно уметь рисовать, и что иногда - даже просто запечатлеть хотя бы что-то в процессе, хотя бы какую-то деталь - уже нелишне, и помогает потом вытащить из памяти все остальное))

К тому же, как человек уже рисующий - я снова обнаружила удивительное свойство памяти: в процессе рисования впечатывается не только образ того, что рисуешь, но и всего вокруг! И я уже наслаждаюсь ведением артдневника, который у меня наконец-то появился после прочтения опять же от издательства МИФ!
Теперь есть ощущение, что очень вовремя пришла новая книга, потому что с артдневником наладилось, а вот дневник ежедневной жизни немного провис, таково наше стремительное время, что какие-то вещи выпадают иногда. А при всем при этом - я считаю ежедневные записи необходимым элементом. Но когда и так много пишешь - к вечеру уже и сил не хватает иной раз. А тут такой прелестный по своей сути способ предлагается! Вернее - предлагался он в первой книге, а тут уже развитие: самые различные варианты применения! От путешествий до рецептов, от планирования до генерации идей...

Ну и конечно много говорится о полезности этого занятия - ведь соединение вербальной и визуальной информации заставляет работать оба полушария сразу! еще какая польза получается) плюс и внимательность к деталям развивается - а это никому не лишне!

И так же - наряду с вариантами использования: масса советов по улучшению навыков и оптимизации процесса ведения таких заметок.
Это и планирование в том числе - а кто в нем не нуждается? Да еще в такой легкой непринужденной манере!

Это в том числе примеры написания разных шрифтов, которые точно будут актуальны во времена моды на леттеринг))

Все это собрано в главе о "продвинутых штуках"...

Ну и по всей книге рассыпаны примеры от реальных людей - как и для чего они используют визуальные заметки в своей жизни.

В общем, книга "заводная" и совершенно практическая. В ней есть даже рабочие страницы, где сразу можно попробовать на практике создать скетчи разных типов, наборы иконок, образов-метафор.
Такая книга может стать хорошим подарком и себе,и друзьям - тот случай, когда развлечение и польза идут рука об руку!

Автор книги:

Описание книги

Это великолепное, полностью иллюстрированное руководство по созданию визуальных заметок (или скетчей). Вы узнаете, зачем они нужны, как их создавать и как они помогают запомнить и усвоить значимую информацию.В книге вы найдете пошаговую инструкцию, яркие и запоминающиеся примеры, а также полезные упражнения для отработки базовых графических элементов, которые помогут начинающим овладеть основными техниками скетчноутинга.От автора:

Неважно, верите ли вы в свой талант рисовальщика или нет, я утверждаю, что каждый, кто способен держать ручку, может извлечь пользу из этой книги. Суть скетчей - в занесении на бумагу важных идей, а вовсе не в умении хорошо рисовать.Вы совершенно точно можете создавать скетчи. Я покажу вам, как рисовать простые объекты, создавать собственные шрифты и использовать разные нарисованные элементы, чтобы визуально выражать свои мысли. Даже если вы не способны нарисовать прямую линию, вы можете научиться делать визуальные заметки - потребуется лишь практика.

Скетчноутинг - это способ фиксирования информации, который позволяет не записывать 100% услышанного текста (а у неподготовленных людей это вообще вряд ли получится), а, наоборот, выделять из всего выступления лектора только самую суть и моментально фиксировать услышанное на бумаге. Такой подход позволяет не только максимально концентрироваться на выступлении (чтобы уловить самые важные детали), но и оттачивает мастерство переносить услышанную информацию на бумагу, используя иллюстрации.

В качестве подтверждения своих слов, что скетчноутинг - это, во-первых, очень интересный способ фиксирования информации, а, во-вторых, его может освоить абсолютно любой человек, Майк Роуди пригласил 15 наиболее известных в мире скетчноутеров, чтобы они очень быстро и просто рассказали о себе или о своем хобби. Кстати, утверждение о том, что любой человек может освоить схематичное изображение для передачи информации, вы ранее могли встречать в книгах Дэна Роэма: и .

Для кого эта книга

Книга Майка Роуди написана для всех, кто способен черкать ручкой по бумаге. Автор в мельчайших подробностях опишет все этапы создания скетча, все возможные варианты компановки информации, а также даст советы какие инструменты в каком случае использовать (когда-то лучше использовать карандаш, а когда-то ручку). В результате после прочтения этой книги и небольшой практики вы сможете создавать собственные скетчи с использованием уникальных шрифтов, декоративных элементов, а также визулаьных образов для быстрого конспектирования абсолютного любой информации.


Мое отношение к скетчам

После прочтения книги, а также после изучения примеров скетчей приглашенных автором гостей, у меня сложилось неоднозначное впечатление. С одной стороны сам Майк Роуди утверждает, что он использует скетчи, чтобы быстрее записывать полезные фразы выступающего, более внимательно его слушать, а также чтобы дома можно было бы перечитать свои заметки и освежить в памяти прослушанную лекцию или выступление.

Однако, некоторые скетчи, как, например, рассказ Алекса Финча о том, как он начал рисовать, я бы не стал использовать в качестве примера скетчноутинга в книге:


Да, не спорю, это скетч, но он мне не нравится. Возможно, именно этот скетч - яркий пример того, как делать не нужно, однако, автор его работу никак не комментирует, а лишь говорит, что “прием” компановки текста, который использовал Алекс Финч, называется “попкорн”. Очень ценная информация, не спорю, но, по-моему, это можно назвать также и недизайнерским термином - адъ!

Одно дело, нарисовать подобный скетч, но совсем другое его понять. А что если, вы создаете скетч не только для себя, но и для посторонней аудитории? Без вас в такой “заметке” никто не разберется…

Практическое применение книги

Даже если вы не планируете в дальнейшем использовать изложенный в книге метод записи, вы так или иначе освоите некоторые принципы, которые могут быть применены и в дизайне: модульные сетки, управление внимание читателя, компановка элементов, акцентирование внимания и тд.


Также для меня приятным сюрпризом стала целая глава, посвященная практике скетчноутинга - непосредственно на страницах книги автор предлагает нарисовать некоторые простые объекты: дома, машины, деревья, столы и тому подобное. Ранее подобный подход к изучению материала я встречал только в книге Джина Желязны