Конспект на тему буква д. Конспект урока по обучению грамоте буква д

Тема: «Согласный звук [д], буквы Д, д». Цель: познакомить детей с согласным звуком [д], буквами Д, д. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук; - учить читать слова с новой буквой, понимать смысл прочитанного; - закрепить умение детей работать с книгой, разрезной азбукой. Коррекционно-развивающие: - корригировать и развивать фонематический слух, навыки слогового чтения; -расширять словарный запас детей; - развивать артикуляционный аппарат учащихся; - развивать смысловую догадку на материале заданий. Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету.
План урока:

    Орг момент Актуализация знаний
а) артикуляционная гимнастика б) игра «Буквы перепутались» в) игра «Звук и буква» 3. Тема урока а) Знакомство со звуком б) Знакомство с буквой в) Чтение слогов и слов 4. Физ минутка 5. Работа с разрезной азбукой 6. Игра «Скажи наоборот» 7. Подготовительная работа перед чтением текста (вопросы к детям) 8. Чтение слов с доски 9. Работа над текстом а) чтение текста сильным учеником б) понимание смысла текста в) чтение текста по одному предложению г) вопросы по тексту 10. Итог урока

Ход урока:

    Организационный момент.
Динь-динь-дон -
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой ровно -
И ведём себя спокойно.
    Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня на уроке чтения мы вновь отправляемся в страну, где живут звуки и буквы. - Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). - Какие бывают звуки? (гласные и согласные) - Чем они отличаются?
    Артикуляционная гимнастика

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З


2. Игра «Буквы перепутались»
- Однажды с буквами произошла неприятная история, они выпали из своих домиков и перепутались - Помогите буквам разделиться на две группы. (На магнитной доске нужно разделить буквы на те, которые обозначают гласные звуки и согласные звуки. - На какие группы мы разделили буквы? (Согласные, гласные звуки) - Чем отличаются согласные звуки от гласных? (согласные звуки не поются, а гласные поются и не имеют преграды). 3.Игра «Звук и буква». Педагог называет звук, а дети показывают букву. Подитог: Молодцы, ребята, мы сейчас провели артикуляционную гимнастику, вспомнили о звуках и буквах и назвали, чем они отличаются друг от друга.
Ш. Самоопределение темы и цели урока
    Знакомство со звуком [д].
- Помогите мне закончить предложения

(На компьютере появилась картина, затем педагог выставляет на доску слова, которые дети называют). Слайд 1.

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет... (дорожка).

У дороги стоит … (дед).

- Что интересного вы заметили? (Все слова начинаются со звука [д]) Правильно, все слова начинаются со звука «Д» и тема нашего урока «Согласный звук и буквы Д,д» Слайд 2.
- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звук. (дается краткая характеристику звуку «д»). - Давайте расскажем все о звуке [д]. ([д] – согласный, не поется, при произнесении звука есть преграда) Слайд 3.
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звук [д]. (Дверь, доска, одежда, подоконник) - Придумайте свои слова со звуком [д].
    Знакомство с буквами Д, д
- Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначается звук [д] ? (Буква д) - Посмотрите, как выглядит буква Д. Слайд 4. - На что похожа буква Д?
Д – это домик аккуратный, С высокой крышею двускатной.

(В. Степанов)

Этот домик - буква Д.
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.

- А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)
3. Чтение слогов и слов с буквой Д. - Прочитаем хором с экрана. Слайд 5.
Прибежал весёлый А, прочитали дети – ДА. Прибежал задорный О, прочитали дети – ДО. Прибежал упрямый У, прочитали дети – ДУ. Прибежал игривый И, прочитали дети – ДИ. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ДЫ.
- Прочитайте ребята, слова по цепочке. Слайд 6.
4.Физ минутка Слайд 7.
5. Работа с разрезной азбукой. - Составьте слово « дом» и «Даша». (Учащиеся составляют слова из разрезной азбуки.) - Сколько слогов в слове «дом»? Какой первый звук, второй, третий? - Сколько слогов в слове «Даша»? Какой первый звук, второй, третий, четвертый?
Слов на Д ты встретишь много, Слов на Д полно вокруг: Дом, долина, день, дорога, Доброта, доверье, друг

6.Игра «Скажи наоборот».

Учитель называет слово, дети называют антоним (игра может проводиться с ведущим учеником или несколькими учениками).

Злой – … (добрый)

дикий – … (домашний)

короткий – … (длинный)

мальчик – … (девочка)

бабушка – … (дедушка)

враг – … (друг)


7. Подготовительная работа перед чтением рассказа «Сад». - Найдите в азбуке страницу, на которой будем сегодня работать.
- Рассмотрите иллюстрацию с. 92.
- Кто изображен на картинке?
- Что делает девочка? (поливает растения)
- Что еще изображено на картинке? - Какие слова встречаются на звук «д» (дом, дуб, сад)

8.Чтение слов с доски

САД

ДОМ

ДУБ

РАС-ТУТ

МА-ЛИ-НА

ХО-РОШ

9. Работа над текстом.
А) Чтение текста
- Прочитаем текст с. 92 - Читаем текст плавно, соединяя слоги в слова .
(Весь текст читает сильный ученик, остальные дети следят за ним).
Б) Выяснение понимания смысла рассказа .
-Что стоит перед нами? (наш дом) -Что находится у дома? (у дома сад) -Что находится в саду? (вишни и малина) -Что за домом? (за домом дуб) -Какой наш сад? (сад мал, но хорош).
В) Чтение вслух всего рассказа по одному предложению. Г ) Вопросы к детям по тексту.
10. Итог урока. - С каким звуком и буквой познакомились на уроке? - Расскажите все о звуке «Д» (Звук «Д» согласный, не поется, имеет преграду при произнесении) -Что интересного вы узнали на уроке? -Что вам понравилось на уроке? Все молодцы, хорошо занимались, спасибо.

Звуки [д, д, ]. Буквы Дд.

Предмет: урок обучения грамоте.

Класс: 1.

Тема: «Звуки [д, д,]. Буквы Дд».

Тип урока: у рок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Цели урока

    Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.

    Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.

    Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

    Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

    Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.

Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.

Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

На экране изображены 2 группы предметов.

Демонстрируется слайд №2.

В первой группе:

Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, дятел.)

Во второй группе:

Слайд №2

Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (Дом, машина, малина.)

С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Дятел, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Дятел, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.)

Какое слово можно исключить из второй группы? (Дом, так как в нём 1 слог, 3 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога, по 6 звуков, оканчиваются на гласный звук).

III. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово дятел начинается со звука [д, ], а слово дом – со звука [д]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [д, д, ] и буква, которая их обозначает».)

Демонстрируется слайд №3.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока.)

IV. Усвоение новых знаний.

Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками

Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.

Где живёт дятел? (На дереве.)

Демонстрация слайда №4, на котором изображено дерево.

Что строит дятел? (Дупло.)

Демонстрация слайда №5: дупло.

Слайд №4

Слайд №5

Демонстрируется слайд № 6.

Слайд №6

На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)

Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д, ].)

Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)

Работа по группам

Цели.

    Реализация принципа деятельности.

    Формирование мотивации учения и обучения.

    Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.

    Психологический комфорт в учебном коллективе.

    Единство воспитания и обучения.

    Реализация субъект – субъектных отношений.

    Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).

Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Слайд №7

Демонстрируется слайд № 8.

дятел

дом

дерево

дупло

Слайд №8

На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?

К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядност ь:

Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)

Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

Физкультминутка

Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. (Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет структурные части урока.)

Давайте вспомним правильный режим дня. Я буду называть его пункты, а вы, если в их названии встречаются звуки [д, д, ], изображаете его содержание соответствующими движениями.

С этой формой проведения физкультминутки дети уже знакомы, поэтому учитель не объясняет методику ее проведения.

1) Подъём – 7 ч 30 мин. (Встают из-за парт.)

2) Водные процедуры – 7 ч 40 мин. (Имитируют умывание.)

3) Завтрак – 8 ч. [д, д, ].)

4) Занятия в школе – до 12 ч 10 мин. (Изображают занятия в школе.)

5) Обед – 13 ч. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)

6) Прогулка – полтора часа. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)

7) Ужин – в 19 ч. (Движениями показывают, что они ужинают.)

8) Подготовка ко сну – 21 ч. (Движениями показывают, что собираются спать.)

Знакомство с новой буквой

Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д, ].)

Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.

Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)

Давайте поселим эту букву на ленту букв.

Демонстрируется слайд №9.

Слайд №9

Игра «Моя Вообразилия»

Цель. Развитие творческого мышления.

Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….)

Демонстрируется слайд №10.

Слайд 10

Вот стоит, дымок пуская,

Буква «Д» – труба печная.

V . Закрепление новых знаний.

Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.

Цели.

    Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.

    Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.

Работа по учебнику «Моя любимый букварь», с.

даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)

Прочитайте слоги.

Задание 2-ой группе (средне читающим детям)

Прочитайте слова в столбиках.

Прочитайте предложения и подумайте, почему вначале этих предложений стоит вопросительный знак? Можно ли эти предложения назвать текстом?

Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.

1 столбик

дама

дума

душа

дышит

Прочитайте слова, где все звуки звонкие. (Дама, дума – звонкие.)

Прочитайте слова, где есть опасное место. Почему? (Дышит. Жи- и ши- пишется с буквой и.)

2 столбик

дом

домик

дол

долина

– Прочитайте слово с небольшим количеством букв, которое обозначает большой предмет. (Дом.)

Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький. (Домик.)

Какая часть слова делает предмет маленьким, выделите его. (Суффикс – ик-.)

3 столбик

дым

дымок

дыра

дырка

Прочитайте слова с корнями – дыр-; – дым-. (Дыра, дырка; дым, дымок.)

Выделите корень.

Как называются эти слова? (Однокоренные.)

4 столбик

дар

дарит

подарит

подарок

Прочитайте слова с радостью, с восторгом.

Что вы заметили? (В этом столбике все слова однокоренные.)

Выделите корень в этих словах. (Корень –дар-.)

5 столбик

ладони

ладошки

ладушки

оладушки

Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму.

Гимнастика для глаз

Цель. Профилактика близорукости.

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.

Продолжим работать по Азбуке. 1-я группа читает вслух предложения, а 2-я и 3-я группы внимательно слушают, так как вопросы будут заданы всем группам.

Это текст или отдельные предложения? (Это текст, так как предложения связаны по смыслу, объединяет общая тема.)

Почему перед текстом стоит вопросительный знак? (Нет названия.)

Давайте его озаглавим. («Наш дом».)

Прочитайте выделенные слова. (Над, у, на, у, к, у.)

Как называются выделенные слова? (Предлоги.)

Понаблюдайте за предлогами. Что вы заметили интересного? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)

Подчеркните пробел между предлогом и словом.

Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок»

Учебник «Моя любимая Азбука», с.95.

Демонстрируется слайд №11.

На экране – ключевые слова и рисунок. Прочитайте слова и рассмотрите рисунок.

дымок

труба

всё-всё увидеть

растаял

Слайд №11

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

Прочитайте про себя текст «Дымок».

Задания 3-ой и 2-ей группам (плохо и средне читающим детям)

Найдите в тексте «Дымок» слова с новыми звуками. Подчёркните их. Определите, каким в подчеркнутых словах является новый звук: твёрдым или мягким?

Проверка выполнения заданий: 1-я группа читает вслух, а 2-я и 3-я группы слушают. Текст читается по предложениям с комментариями (комментируют все группы) . Ключевые слова по мере встречи с ними в тексте появляются на слайде №12.

1-е предложение. Над трубой появился белый дымок.

Представьте, какой был дымок? (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)

2-е предложение. Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

Заметили ли вы, что автор оживил дымка ? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)

3-е предложение. – Постой, не спеши, - стала учить труба.

Какой вопрос можно задать, прочитав это предложение? (Почему стала его учить труба?)

Почему стала его учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)

4-е предложение. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть!

Каким был дымок? (Любознательным.)

А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)

5-е предложение. Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся. 7-е предложение. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.

Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)

Что он означает ? (При чтении нужно сделать небольшую паузу.)

Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.

Что же случилось с Дымком? Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)

Поразмышляйте , что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял?

А что об этом сказано в тексте? (Дети читают 8-е предложение.)

8-е предложение. – Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.

Как вы думаете , куда плывут послушные дети? Мог ли быть с ними наш Дымок?

За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо»? (Обмен мнениями.)

VI. Итог урока.

Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

Дети, что нового вы узнали на уроке ?

VII . Творческое домашнее задание.

    Нам не известно, какие путешествия и приключения ждали Дымка? Пофантазируйте. Нарисуйте.

    Расскажите, о чем вам мечтается, когда вы смотрите на облака?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект урока обучения грамоте по теме:«Звуки [д], [д, ]. Буквы Д, д».

Камаретдинова Гузелия Нигатовна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Тема урока: «Звуки [д], [д, ]. Буквы Д, д».

Цель урока: познакомить со звуками [д], [д, ] и буквами «Д, д»; формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

П ознавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Р егулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Л ичностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

К оммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль

Основные понятия: буквы «Д, д», звуки [д], [д, ].

Межпредметные связи: окружающий мир.

Элементы современных образовательных технологий:

здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание, игровые);

личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);

проблемное обучение (частично – поисковое).

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспектива».

  1. I. Организационный момент.

Динь-динь-дон -
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно -
И ведём себя спокойно.

  1. II. Актуализация знаний.
    1. 1. Знакомство со звуками [д], [д"]
    2. 4. Знакомство с буквами Д, д.
    3. Чтение слов с буквой д. (слайд №6)
    4. 2. Чтение текста. Чтение про себя. Чтение вслух. (стр.12)

Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в страну, где живут буквы и звуки.

Давайте вспомним, чем отличаются звуки и буквы?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)

1. Игра «Звук, буква»

Давайте поиграем в игру «Звук, буква».

Когда я называю звук, вы хлопаете, букву – топаете.

[р], ка, [н"], эм, [т], [з"], вэ, [к], эс, [л"], эн

2. Повторение пройденного о звуках.

Море шумит (ш-ш-ш)

Чайки кричат - (а-а-а)

Мухи звенят - (з-з-з)

Ветер воет – (у-у-у)

Что вы произнесли? (звуки).

Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

III . Самоопределение темы урока.

Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке)

Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)

Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду)

Какой новый звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д])

А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь).

Повторят только девочки. (Динь-динь-динь)

Какой звук слышим в начале слов? (Звук [ д"])

Кто может назвать тему урока? (Согласные звуки [д], [д"], буквы Д, д)

Чему мы должны научиться на уроке? (Различать звуки [д] и [д"], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)

IV. Изучение нового материала.

Помогите мне закончить предложения (слайд №1)

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

Что интересного заметили? (Все слова начинаются со звуков [д], [д"])

Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.

Поработаем в парах. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Какие звуки мы должны отыскать в этих словах? ([д], [д"])

(Учащиеся в парах составляют схемы) (слайд №2,3)

Сколько слогов в слове дом?

Сколько слогов в слове дерево?

На какой слог падает ударение?

В каком слове [д], а в каком [д"].

Давайте расскажем все о звуках[д], [д"].

([д] – согласный, твердый, звонкий; [д"] – согласный, мягкий, звонкий)

2.Знакомство с парным звуком.

(Мы услышали новый звук [т])

Действительно вы услышали новый звук.

Как вы думаете, что можно сказать про звуки «дэ» и «тэ»?

Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными.

- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д"]

(Дверь, доска, одежда, подоконник)

Придумайте свои слова со звуками [д] и [д"].

3. Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д"]- встают девочки.

Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дружба, девочка, дочка, добро.

Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки [д], [д"]? (Буква дэ)

Посмотрите, как выглядит буква Д. (слайд №4)

А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)

На что похожа буква Д?

Этот домик - буква Д.
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.

5. Чтение слогов со звуком [д], [д’]. (слайд №5)

- Прочитаем хором с экрана.

Прочитайте сначала слоги с согласного твердого звука, а потом с согласного мягкого.

V . Физминутка

VI . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Где были дети?

Что они увидели?

Откуда вырос дубок?

Зачем оберегали старые дубы молодого дубка?

Какой можно подобрать заголовок к этому тексту?

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Работа на карточках.

1.Распредели буквы по группам разными способами

Д, Г, Б, Ф – заглавные буквы

в, п, к, т – строчные буквы

Д, Г, Б, в - звонкие согласные

Ф, п, к, т – глухие согласные

2.Игра «Третий лишний».

(а, э, ы -лишняя ы

и, о, у – лишняя и

т, д, к – лишняя к)

Игра «Найди букву».

  1. VIII. Итог урока. Рефлексия.

С какой буквой познакомились на уроке?

Расскажите все о букве Д

(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д"] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости.)

Так к какой группе мы должны отнести Д?

К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки)

Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке – похлопайте в ладоши.

Знакомство с новым звуком и буквой, которой он обозначается;

Овладение умением давать характеристику звукам;

Формирование навыка осознанного чтения слов, предложений с изученными буквами.

2) Развивающая:

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами

Развивать фонематический слух, творческое воображение.

3) Воспитательная

Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения

Способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей

УДД:

Личностные:

формировать положительное отношение к учёбе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий.

Познавательные:

учить принимать информацию, представленную в схематичной форме; сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

учить анализировать свою работу.

Коммуникативные:

формировать умение работать в парах, малых группах, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.

ХОД УРОКА

1.ОРГ.МОМЕНТ

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Всем доброе утро!!!

Дети присаж.за парты, проверка посадки:

Руки? – На месте!

Ноги? – Вместе!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

Молодцы!

Ученица приветствует гостей стихотворением: Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Кто-то увидел знакомые лица. Давайте, покажем как мы умеем работать и чему мы научились.

Мне интересно узнать у вас, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Поднимите светофоры..! Замечательно! Я надеюсь, что к концу урока у всех будет отличное настроение.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

А начнем нашу работу с повторения. Глазки на ленту букв!

На какие группы делятся звуки в русской азбуке?

Что вы можете сказать о гласных?

Называем!

Что вы можете сказать о согласных?

Называем!

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

У нас есть ребята, которые подготовили для вас загадки. Ребята загадают, а вы постарайтесь их отгадать.

Вот какой забавный случай В нем живет моя родня

Поселилась в ванной туча. Мне без неё прожить нельзя

Дождик льется с потолка В него иду всегда и всюду
Мне на спину и бока. К нему дорогу не забуду.

До чего ж приятно это! Я без него дышу с трудом,

Дождик теплый, подогретый Мой кров, родимый, теплый …..(дом)

На полу не видно луж,

Что же это? Это……..(душ)

Его весной и летом Я удобный, очень мягкий,

Мы видели одетым, Вам нетрудно угадать –

А осенью с бедняжки Любят папы, взяв газету

Сорвали все рубашки (дерево) Посидеть и полежать (диван)

Какая новая буква встречается в каждом слове? (Д)

Как вы думаете, о чем речь пойдет на уроке?

Что бы вы хотели узнать об этой букве? И чему научиться на уроке?

4.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Ну, что ж начинаем искать ответы на поставленные вопросы!

Предлагаю работу в группах!

Но, прежде чем работать в группе, давайте повторим правила работы в группе!

1.Уважай своего товарища.

2.Умей каждого выслушать.

3.Не согласен – предлагай!

А теперь группы получают задание!

I гр - проанализировать слова ДУШ ДОМ ДЕРЕВО ДИВАН

Выяснить, какой звук нам дает буква Д,гласный или согл? Привести доказательства!
IIгр - проанализировать словаВыяснить, звук, который дает буква Д,звонкий или глухой? Объяснить как доказывали!
IIIгр - проанализировать словаВыяснить, звук, который дает буква Д,твердый или мягкий? Ответ обосновать! Проверка работы!!!И так, подведем небольшой итог:

    Буквой Д обозначается, какой звук? -СОГЛ Этот звук звонкий -Может быть твердым и мягким
-В какой карманчик мы должны поместить эту букву?-Как вы думаете на какое место?-Что заметили?
ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко их бери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Ребята, а чтобы лучше запомнить букву, предлагаю поработать в парах!У вас на партах есть набор счетных палочек! Сконструируйте букву Д из счетных палочек!-На что она похожа?
-Назовите слова, в которых встречается звук д или д!-Посмотрите в азбуке у нас две буквы Д? Для чего нужны две буквы?-Встаньте, пож-та, дети в чьих именах есть звуки д или д!ДЕНИС ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИР
-А кто знает названия рек, которые начинаются с буквы Д?- А назовите муз.инструм. на букву Д!-А назовите дни недели в написании, которых встреч. буква Д!-Млекопит.живет в море!
5.СОСТАВЛЕНИЕ И ЧТЕНИЕ СЛОГОВ
На доске запись: Д Д Д Д Д Д Давайте, превратим эту запись в слоги!Читаем слоги вместе!Читают выборочно слабочит.дети!Моделируют схемы!Что заметили! Еще раз делают вывод (о мяг и тверд согл зв)
А теперь я меняю положение гласных!Читают слоги вместе!Читают слабочит!Моделируют схемы!Почему в слоге ЕД зв>бук?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
6.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Ребята, чтобы прочитать текст, который нам предлагают авторы учебника, давайте прочитаем трудные слова, которые нам встретятся в текстеПОДВОДНЫЕ ВОДОЛАЗ ТРУДНА (выходят слабочит.читают,затем хором)
-Назовите слово, которое обозначает профессию людей!-Какие вы еще знаете профессии?-Самост.чтение. Кто понял о чем рассказ. В тексте?-Чтение уч-ся. Какую работу выполняли родители Димы и Нади?-А сейчас, вы услышите продолжение этого рассказа и ответите мне на вопрос….-Названия каких профессий присутствуют в этом рассказе?
«Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком.»
Мы с вами продолжим разговор о профессиях на следующем уроке!
7.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мы в начале урока ставили перед собой вопросы, на которые должны были найти ответы.Мы ответили на эти вопросы?Тогда, закончите мои предложения:Сегодня на уроке: Я узнал……. Я научился….. Я испытал затруднения…… Мне понравилось…..
Оцените каждый свою работу!Оцените работу класса!С каким настроением мы заканчиваем урок? Покажите!
Молодцы! Всем спасибо за хорошую работу!