Тема:
«Согласный звук [д], буквы Д, д».
Цель:
познакомить детей с согласным звуком [д], буквами Д, д.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;
- учить читать слова с новой буквой, понимать смысл прочитанного;
- закрепить умение детей работать с книгой, разрезной азбукой.
Коррекционно-развивающие:
-
корригировать и развивать фонематический слух, навыки слогового чтения;
-расширять словарный запас детей;
- развивать артикуляционный аппарат учащихся;
- развивать смысловую догадку на материале заданий.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к предмету.
План урока:
- Орг момент
Актуализация знаний
Ход урока:
- Организационный момент.
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой ровно -
И ведём себя спокойно.
- Актуализация знаний.
- Артикуляционная гимнастика
Летела муха около уха Ж Ж Ж
Летела оса около носа С С С
Ползла змея Ш Ш Ш
Скакала лошадка Цок Цок Цок
Рычал тигрёнок Р Р Р
Летел комар и звенел З З З
2. Игра «Буквы перепутались»
- Однажды с буквами произошла неприятная история, они выпали из своих домиков и перепутались - Помогите буквам разделиться на две группы. (На магнитной доске нужно разделить буквы на те, которые обозначают гласные звуки и согласные звуки. - На какие группы мы разделили буквы? (Согласные, гласные звуки) - Чем отличаются согласные звуки от гласных? (согласные звуки не поются, а гласные поются и не имеют преграды). 3.Игра «Звук и буква». Педагог называет звук, а дети показывают букву. Подитог: Молодцы, ребята, мы сейчас провели артикуляционную гимнастику, вспомнили о звуках и буквах и назвали, чем они отличаются друг от друга.
Ш. Самоопределение темы и цели урока
- Знакомство со звуком
[д].
(На компьютере появилась картина, затем педагог выставляет на доску слова, которые дети называют). Слайд 1.
Тут наш... (дом).
Над домом... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет... (дорожка).
У дороги стоит … (дед).
- Что интересного вы заметили? (Все слова начинаются со звука [д]) Правильно, все слова начинаются со звука «Д» и тема нашего урока «Согласный звук и буквы Д,д» Слайд 2.- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звук. (дается краткая характеристику звуку «д»). - Давайте расскажем все о звуке [д]. ([д] – согласный, не поется, при произнесении звука есть преграда) Слайд 3.
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звук [д]. (Дверь, доска, одежда, подоконник) - Придумайте свои слова со звуком [д].
- Знакомство с буквами Д, д
Д – это домик аккуратный, С высокой крышею двускатной.
(В. Степанов)
Этот домик - буква Д.В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.
- А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)
3. Чтение слогов и слов с буквой Д. - Прочитаем хором с экрана. Слайд 5.
Прибежал весёлый А, прочитали дети – ДА. Прибежал задорный О, прочитали дети – ДО. Прибежал упрямый У, прочитали дети – ДУ. Прибежал игривый И, прочитали дети – ДИ. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ДЫ.
- Прочитайте ребята, слова по цепочке. Слайд 6.
4.Физ минутка Слайд 7.
5. Работа с разрезной азбукой. - Составьте слово « дом» и «Даша». (Учащиеся составляют слова из разрезной азбуки.) - Сколько слогов в слове «дом»? Какой первый звук, второй, третий? - Сколько слогов в слове «Даша»? Какой первый звук, второй, третий, четвертый?
Слов на Д ты встретишь много, Слов на Д полно вокруг: Дом, долина, день, дорога, Доброта, доверье, друг
6.Игра «Скажи наоборот».
Учитель называет слово, дети называют антоним (игра может проводиться с ведущим учеником или несколькими учениками).
Злой – … (добрый)
дикий – … (домашний)
короткий – … (длинный)
мальчик – … (девочка)
бабушка – … (дедушка)
враг – … (друг)
7. Подготовительная работа перед чтением рассказа «Сад». - Найдите в азбуке страницу, на которой будем сегодня работать.
- Рассмотрите иллюстрацию с. 92.
- Кто изображен на картинке?
- Что делает девочка? (поливает растения) - Что еще изображено на картинке? - Какие слова встречаются на звук «д» (дом, дуб, сад)
8.Чтение слов с доски
САД
ДОМ
ДУБ
РАС-ТУТ
МА-ЛИ-НА
ХО-РОШ
9. Работа над текстом.А) Чтение текста
- Прочитаем текст с. 92 - Читаем текст плавно, соединяя слоги в слова .
(Весь текст читает сильный ученик, остальные дети следят за ним).
Б) Выяснение понимания смысла рассказа .
-Что стоит перед нами? (наш дом) -Что находится у дома? (у дома сад) -Что находится в саду? (вишни и малина) -Что за домом? (за домом дуб) -Какой наш сад? (сад мал, но хорош).
В) Чтение вслух всего рассказа по одному предложению. Г ) Вопросы к детям по тексту.
10. Итог урока. - С каким звуком и буквой познакомились на уроке? - Расскажите все о звуке «Д» (Звук «Д» согласный, не поется, имеет преграду при произнесении) -Что интересного вы узнали на уроке? -Что вам понравилось на уроке? Все молодцы, хорошо занимались, спасибо.
Звуки [д, д, ]. Буквы Дд.
Предмет: урок обучения грамоте.
Класс: 1.
Тема: «Звуки [д, д,]. Буквы Дд».
Тип урока: у рок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.Цели урока
Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.
Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.
Формы работы:
Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
– На экране изображены 2 группы предметов.
Демонстрируется слайд №2.
В первой группе:
– Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, дятел.)
Во второй группе:
Слайд №2
– Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (Дом, машина, малина.)
– С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)
– Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)
– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Дятел, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Дятел, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.)
– Какое слово можно исключить из второй группы? (Дом, так как в нём 1 слог, 3 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога, по 6 звуков, оканчиваются на гласный звук).
III. Формулирование учащимися темы и задач урока.
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).
На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.
– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово дятел начинается со звука [д, ], а слово дом – со звука [д]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [д, д, ] и буква, которая их обозначает».)
Демонстрируется слайд №3.
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока.)
IV. Усвоение новых знаний.
Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.
Знакомство с новыми звуками
Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.
– Где живёт дятел? (На дереве.)
Демонстрация слайда №4, на котором изображено дерево.
– Что строит дятел? (Дупло.)
Демонстрация слайда №5: дупло.
Слайд №4
Слайд №5
Демонстрируется слайд № 6.
Слайд №6
– На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)
– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д, ].)
– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)
Работа по группам
Цели.
Реализация принципа деятельности.
Формирование мотивации учения и обучения.
Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
Психологический комфорт в учебном коллективе.
Единство воспитания и обучения.
Реализация субъект – субъектных отношений.
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).
Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.
– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.
Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Слайд №7
Демонстрируется слайд № 8.
дятел
дом
дерево
дупло
Слайд №8
– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
Задание 1-ой исследовательской группе
Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?
Задание 2-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?
Задание 3-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?
К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядност ь:
– Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
– Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)
– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)
Физкультминутка
Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. (Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет структурные части урока.)
– Давайте вспомним правильный режим дня. Я буду называть его пункты, а вы, если в их названии встречаются звуки [д, д, ], изображаете его содержание соответствующими движениями.
С этой формой проведения физкультминутки дети уже знакомы, поэтому учитель не объясняет методику ее проведения.
1) Подъём – 7 ч 30 мин. (Встают из-за парт.)
2) Водные процедуры – 7 ч 40 мин. (Имитируют умывание.)
3) Завтрак – 8 ч. [д, д, ].)
4) Занятия в школе – до 12 ч 10 мин. (Изображают занятия в школе.)
5) Обед – 13 ч. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)
6) Прогулка – полтора часа. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)
7) Ужин – в 19 ч. (Движениями показывают, что они ужинают.)
8) Подготовка ко сну – 21 ч. (Движениями показывают, что собираются спать.)
Знакомство с новой буквой
Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.
– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д, ].)
– Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.
– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)
– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)
– Давайте поселим эту букву на ленту букв.
Демонстрируется слайд №9.
Слайд №9
Игра «Моя Вообразилия»
Цель. Развитие творческого мышления.
– Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….)
Демонстрируется слайд №10.
Слайд 10
Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» – труба печная.
V . Закрепление новых знаний.
Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.
Цели.
Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.
Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.
Работа по учебнику «Моя любимый букварь», с.
даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).
Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)
– Прочитайте слоги.
Задание 2-ой группе (средне читающим детям)
– Прочитайте слова в столбиках.
– Прочитайте предложения и подумайте, почему вначале этих предложений стоит вопросительный знак? Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.
1 столбик
дама
дума
душа
дышит
– Прочитайте слова, где все звуки звонкие. (Дама, дума – звонкие.)
– Прочитайте слова, где есть опасное место. Почему? (Дышит. Жи- и ши- пишется с буквой и.)
2 столбик
дом
домик
дол
долина
– Прочитайте слово с небольшим количеством букв, которое обозначает большой предмет. (Дом.)
– Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький. (Домик.)
– Какая часть слова делает предмет маленьким, выделите его. (Суффикс – ик-.)
3 столбик
дым
дымок
дыра
дырка
– Прочитайте слова с корнями – дыр-; – дым-. (Дыра, дырка; дым, дымок.)
– Выделите корень.
– Как называются эти слова? (Однокоренные.)
4 столбик
дар
дарит
подарит
подарок
– Прочитайте слова с радостью, с восторгом.
– Что вы заметили? (В этом столбике все слова однокоренные.)
– Выделите корень в этих словах. (Корень –дар-.)
5 столбик
ладони
ладошки
ладушки
оладушки
– Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму.
Гимнастика для глаз
Цель. Профилактика близорукости.
Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.
– Продолжим работать по Азбуке. 1-я группа читает вслух предложения, а 2-я и 3-я группы внимательно слушают, так как вопросы будут заданы всем группам.
– Это текст или отдельные предложения? (Это текст, так как предложения связаны по смыслу, объединяет общая тема.)
– Почему перед текстом стоит вопросительный знак? (Нет названия.)
– Давайте его озаглавим. («Наш дом».)
– Прочитайте выделенные слова. (Над, у, на, у, к, у.)
– Как называются выделенные слова? (Предлоги.)
– Понаблюдайте за предлогами. Что вы заметили интересного? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)
– Подчеркните пробел между предлогом и словом.
Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок»
Учебник «Моя любимая Азбука», с.95.
Демонстрируется слайд №11.
– На экране – ключевые слова и рисунок. Прочитайте слова и рассмотрите рисунок.
дымок
труба
всё-всё увидеть
растаял
Слайд №11
Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)
Прочитайте про себя текст «Дымок».
Задания 3-ой и 2-ей группам (плохо и средне читающим детям)
Найдите в тексте «Дымок» слова с новыми звуками. Подчёркните их. Определите, каким в подчеркнутых словах является новый звук: твёрдым или мягким?
Проверка выполнения заданий: 1-я группа читает вслух, а 2-я и 3-я группы слушают. Текст читается по предложениям с комментариями (комментируют все группы) . Ключевые слова по мере встречи с ними в тексте появляются на слайде №12.
1-е предложение. Над трубой появился белый дымок.
– Представьте, какой был дымок? (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)
2-е предложение. Осмотревшись, он быстро помчался вверх.
– Заметили ли вы, что автор оживил дымка ? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)
3-е предложение.
– Постой, не спеши, - стала учить труба.– Какой вопрос можно задать, прочитав это предложение? (Почему стала его учить труба?)
– Почему стала его учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)
4-е предложение. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть!
– Каким был дымок? (Любознательным.)
– А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)
5-е предложение. Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся. 7-е предложение. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.
– Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)
– Что он означает ? (При чтении нужно сделать небольшую паузу.)
– Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.
– Что же случилось с Дымком? Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)
– Поразмышляйте , что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял?
– А что об этом сказано в тексте? (Дети читают 8-е предложение.)
8-е предложение. – Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.
– Как вы думаете , куда плывут послушные дети? Мог ли быть с ними наш Дымок?
– За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо»? (Обмен мнениями.)
VI. Итог урока.
Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.
– Дети, что нового вы узнали на уроке ?
VII . Творческое домашнее задание.
Нам не известно, какие путешествия и приключения ждали Дымка? Пофантазируйте. Нарисуйте.
Расскажите, о чем вам мечтается, когда вы смотрите на облака?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Конспект урока обучения грамоте по теме:«Звуки [д], [д, ]. Буквы Д, д».
Камаретдинова Гузелия Нигатовна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Тема урока: «Звуки [д], [д, ]. Буквы Д, д».
Цель урока: познакомить со звуками [д], [д, ] и буквами «Д, д»; формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.
Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
П ознавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Р егулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Л ичностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
К оммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль
Основные понятия: буквы «Д, д», звуки [д], [д, ].
Межпредметные связи: окружающий мир.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание, игровые);
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
проблемное обучение (частично – поисковое).
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспектива».
- I. Организационный момент.
Динь-динь-дон -
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно -
И ведём себя спокойно.
- II.
Актуализация знаний.
- 1. Знакомство со звуками [д], [д"]
- 4. Знакомство с буквами Д, д.
- Чтение слов с буквой д. (слайд №6)
- 2. Чтение текста. Чтение про себя. Чтение вслух. (стр.12)
Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в страну, где живут буквы и звуки.
Давайте вспомним, чем отличаются звуки и буквы?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)
1. Игра «Звук, буква»
Давайте поиграем в игру «Звук, буква».
Когда я называю звук, вы хлопаете, букву – топаете.
[р], ка, [н"], эм, [т], [з"], вэ, [к], эс, [л"], эн
2. Повторение пройденного о звуках.
Море шумит (ш-ш-ш)
Чайки кричат - (а-а-а)
Мухи звенят - (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)
Что вы произнесли? (звуки).
Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
III . Самоопределение темы урока.
Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке)
Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)
Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду)
Какой новый звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д])
А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь).
Повторят только девочки. (Динь-динь-динь)
Какой звук слышим в начале слов? (Звук [ д"])
Кто может назвать тему урока? (Согласные звуки [д], [д"], буквы Д, д)
Чему мы должны научиться на уроке? (Различать звуки [д] и [д"], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)
IV. Изучение нового материала.
Помогите мне закончить предложения (слайд №1)
Тут наш... (дом).
Над домом... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
Что интересного заметили? (Все слова начинаются со звуков [д], [д"])
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
Поработаем в парах. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Какие звуки мы должны отыскать в этих словах? ([д], [д"])
(Учащиеся в парах составляют схемы) (слайд №2,3)
Сколько слогов в слове дом?
Сколько слогов в слове дерево?
На какой слог падает ударение?
В каком слове [д], а в каком [д"].
Давайте расскажем все о звуках[д], [д"].
([д] – согласный, твердый, звонкий; [д"] – согласный, мягкий, звонкий)
2.Знакомство с парным звуком.
(Мы услышали новый звук [т])
Действительно вы услышали новый звук.
Как вы думаете, что можно сказать про звуки «дэ» и «тэ»?
Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными.
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д"]
(Дверь, доска, одежда, подоконник)
Придумайте свои слова со звуками [д] и [д"].
3. Игра "Поймай звук".
[Д] - встают мальчики. [Д"]- встают девочки.
Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дружба, девочка, дочка, добро.
Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки [д], [д"]? (Буква дэ)
Посмотрите, как выглядит буква Д. (слайд №4)
А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)
На что похожа буква Д?
Этот домик - буква Д.
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.
5. Чтение слогов со звуком [д], [д’]. (слайд №5)
- Прочитаем хором с экрана.
Прочитайте сначала слоги с согласного твердого звука, а потом с согласного мягкого.
V . Физминутка
VI . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Где были дети?
Что они увидели?
Откуда вырос дубок?
Зачем оберегали старые дубы молодого дубка?
Какой можно подобрать заголовок к этому тексту?
VII . Включение в систему знаний и повторение.
Работа на карточках.
1.Распредели буквы по группам разными способами
Д, Г, Б, Ф – заглавные буквы
в, п, к, т – строчные буквы
Д, Г, Б, в - звонкие согласные
Ф, п, к, т – глухие согласные
2.Игра «Третий лишний».
(а, э, ы -лишняя ы
и, о, у – лишняя и
т, д, к – лишняя к)
Игра «Найди букву».
- VIII. Итог урока. Рефлексия.
С какой буквой познакомились на уроке?
Расскажите все о букве Д
(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д"] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости.)
Так к какой группе мы должны отнести Д?
К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки)
Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке – похлопайте в ладоши.
Знакомство с новым звуком и буквой, которой он обозначается;
Овладение умением давать характеристику звукам;
Формирование навыка осознанного чтения слов, предложений с изученными буквами.
2) Развивающая:
Способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами
Развивать фонематический слух, творческое воображение.
3) Воспитательная
Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения
Способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей
УДД:
Личностные:
формировать положительное отношение к учёбе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий.
Познавательные:
учить принимать информацию, представленную в схематичной форме; сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
учить анализировать свою работу.
Коммуникативные:
формировать умение работать в парах, малых группах, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.
ХОД УРОКА
1.ОРГ.МОМЕНТ
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Всем доброе утро!!!
Дети присаж.за парты, проверка посадки:
Руки? – На месте!
Ноги? – Вместе!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
Молодцы!
Ученица приветствует гостей стихотворением: Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Кто-то увидел знакомые лица. Давайте, покажем как мы умеем работать и чему мы научились.
Мне интересно узнать у вас, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Поднимите светофоры..! Замечательно! Я надеюсь, что к концу урока у всех будет отличное настроение.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
А начнем нашу работу с повторения. Глазки на ленту букв!
На какие группы делятся звуки в русской азбуке?
Что вы можете сказать о гласных?
Называем!
Что вы можете сказать о согласных?
Называем!
3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
У нас есть ребята, которые подготовили для вас загадки. Ребята загадают, а вы постарайтесь их отгадать.
Вот какой забавный случай В нем живет моя родня
Поселилась в ванной туча. Мне без неё прожить нельзя
Дождик льется с потолка В него иду всегда и всюду
Мне на спину и бока. К нему дорогу не забуду.
До чего ж приятно это! Я без него дышу с трудом,
Дождик теплый, подогретый Мой кров, родимый, теплый …..(дом)
На полу не видно луж,
Что же это? Это……..(душ)
Его весной и летом Я удобный, очень мягкий,
Мы видели одетым, Вам нетрудно угадать –
А осенью с бедняжки Любят папы, взяв газету
Сорвали все рубашки (дерево) Посидеть и полежать (диван)
Какая новая буква встречается в каждом слове? (Д)
Как вы думаете, о чем речь пойдет на уроке?
Что бы вы хотели узнать об этой букве? И чему научиться на уроке?
4.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Ну, что ж начинаем искать ответы на поставленные вопросы!
Предлагаю работу в группах!
Но, прежде чем работать в группе, давайте повторим правила работы в группе!
1.Уважай своего товарища.
2.Умей каждого выслушать.
3.Не согласен – предлагай!
А теперь группы получают задание!
I гр - проанализировать слова ДУШ ДОМ ДЕРЕВО ДИВАН
Выяснить, какой звук нам дает буква Д,гласный или согл? Привести доказательства!
IIгр - проанализировать словаВыяснить, звук, который дает буква Д,звонкий или глухой? Объяснить как доказывали!
IIIгр - проанализировать словаВыяснить, звук, который дает буква Д,твердый или мягкий? Ответ обосновать! Проверка работы!!!И так, подведем небольшой итог:
- Буквой Д обозначается, какой звук? -СОГЛ Этот звук звонкий -Может быть твердым и мягким
ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко их бери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
Ребята, а чтобы лучше запомнить букву, предлагаю поработать в парах!У вас на партах есть набор счетных палочек! Сконструируйте букву Д из счетных палочек!-На что она похожа?
-Назовите слова, в которых встречается звук д или д!-Посмотрите в азбуке у нас две буквы Д? Для чего нужны две буквы?-Встаньте, пож-та, дети в чьих именах есть звуки д или д!ДЕНИС ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИР
-А кто знает названия рек, которые начинаются с буквы Д?- А назовите муз.инструм. на букву Д!-А назовите дни недели в написании, которых встреч. буква Д!-Млекопит.живет в море!
5.СОСТАВЛЕНИЕ И ЧТЕНИЕ СЛОГОВ
На доске запись: Д Д Д Д Д Д
Давайте, превратим эту запись в слоги!Читаем слоги вместе!Читают выборочно слабочит.дети!Моделируют схемы!Что заметили! Еще раз делают вывод (о мяг и тверд согл зв)
А теперь я меняю положение гласных!Читают слоги вместе!Читают слабочит!Моделируют схемы!Почему в слоге ЕД зв>бук?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
6.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Ребята, чтобы прочитать текст, который нам предлагают авторы учебника, давайте прочитаем трудные слова, которые нам встретятся в текстеПОДВОДНЫЕ
ВОДОЛАЗ
ТРУДНА
(выходят слабочит.читают,затем хором)
-Назовите слово, которое обозначает профессию людей!-Какие вы еще знаете профессии?-Самост.чтение. Кто понял о чем рассказ. В тексте?-Чтение уч-ся. Какую работу выполняли родители Димы и Нади?-А сейчас, вы услышите продолжение этого рассказа и ответите мне на вопрос….-Названия каких профессий присутствуют в этом рассказе?
«Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и
слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком.»
Мы с вами продолжим разговор о профессиях на следующем уроке!
7.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мы в начале урока ставили перед собой вопросы, на которые должны были найти ответы.Мы ответили на эти вопросы?Тогда, закончите мои предложения:Сегодня на уроке: Я узнал……. Я научился….. Я испытал затруднения…… Мне понравилось…..
Оцените каждый свою работу!Оцените работу класса!С каким настроением мы заканчиваем урок? Покажите!
Молодцы! Всем спасибо за хорошую работу!