План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе
Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений в осеннее время.
- 1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
- 2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
- 4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
- 5. Активизировать двигательную активность детей.
- 6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
- 7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
- 8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.
Словарная работа: листопад, опад.
Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.
Предварительная работа:
- - беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
- - наблюдения за деревьями, кустарниками;
- - экскурсии в парк;
- - рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».
- - чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Синичкин календарь»;
- - заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»;
- - загадки о деревьях, о временах года;
- - дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;
- - продуктивная деятельность по тематике «Осень»;
Ход прогулки
Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?
В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.
Листья переливаются на солнце как золото.
Это очень красивое время года.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:
Стоишь на белой ножке,
На веточках сережки.
Нас соком угощаешь,
Тебя всегда узнаешь
Дети. Это береза.
Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»
- - Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
- - Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).
- - Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
- - Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).
- - Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).
- - Какого цвета они были летом? (Зеленые).
- - Так почему же сейчас они золотисто-желтые?
Дети: Наступила осень.
- - Так береза готовится к зиме.
- - Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.
Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:
Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.
- - Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
- - Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
- - Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
- - Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?
Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.
Насекомые заснули до весны.
Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).
А какую пользу приносит она людям?
- - Летом защищает нас от солнца, ветра,
- - Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.
Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.
Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.
Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение. (Е.Трутневой «Улетает лето».)
Стало вдруг светлее вдвое
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем --
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)
- - А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
- - Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).
Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).
- - Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
- - А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.
Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.
Дети разбегаются и говорят слова:
Мы листочки, мы листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок.
Индивидуальная работа по развитию движений:
- - прокатывание мяча между предметами;
- - ходьба по канату приставным шагом.
Самостоятельная деятельность детей.
Подведение итогов прогулки.
Экскурсия - наблюдение за берёзой
(раздел Познание)
Участвовали дети группы, их родители, воспитатель.
Цель:
- развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
- воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
- создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
- научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
- развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
- формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"
(раздел Познание)
Участвовали дети 11 группы, их родители, воспитатель.
Цель:
- развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
- воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
- создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
- научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
- развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
- формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Подготовка экскурсионного снаряжения:
- План маршрута, компас.
- Пакеты для сбора мусора, перчатки.
- Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
- Папки для растений - 2.
- Корзиночки для шишек, листьев - 4.
- Хлеб для кормления уточек.
Ход экскурсии.
I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:
Воспитатель:
Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.
Ребята называют правила поведения в лесу : идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.
Придя на место, взрослые и воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, складывают рюкзаки в одно место. Отдыхают.
Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".
Воспитатель:
Дети, какое время года сейчас?
Дети:
Осень.
Воспитатель: А как же вы догадались?
Дети:
Деревья и трава пожелтели.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.
Организация игр с родителями и детьми.
- Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
- Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
- Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
- Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель:
Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Дети слушают и говорят, что услышали.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.
Конкурс для детей и родителей «Сказать как можно больше красивых слов о березе».
Дети вместе с родителями исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».
Воспитатель:
Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?
Дети:
Птицы, белка.
Воспитатель:
А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?
Дети:
Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.
Воспитатель:
Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?
Дети: Наверное, ничего.
Воспитатель: А
так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).
Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена?
Дети:
Мыши.
Воспитатель:
Как называются плоды дуба?
Дети:
Желуди.
Воспитатель:
Кто помогает распространять плоды дуба?
Дети:
Сойки.
Воспитатель:
Кто помогает распространять плоды рябины?
Дети:
Дрозды и другие птицы.
Воспитатель:
Молодцы, хорошо запомнили!
II этап - изучение нового материала .
Воспитатель:
Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети:
Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.
Воспитатель:
Какая музыка подходит под эту осень?
Дети:
Спокойная и грустная.
Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).
Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).
А остальные деревья, как можно назвать?
Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!
Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.
Воспитатель:
Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.
Дети:
Медведь готовится к спячке.
Воспитатель:
Заяц.
Дети:
Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
Воспитатель:
Еж.
Дети:
Еж готовится к спячке.
Воспитатель: Белка.
Дети:
Белка делает запасы.
Воспитатель:
На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе.
III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.
Воспитатель:
А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?
Дети:
Осенью.
Воспитатель:
Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?
Дети:
Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Воспитатель:
Что происходит с деревьями осенью?
Дети:
Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Воспитатель:
А как ведут себя животные осенью?
Дети:
Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.
IV этап - домашнее задание .
Воспитатель:
Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа".
Занятие направлено на:
Ø закрепление представления детей о лесе, как о сообществе животных и растений;
Ø повторение и закрепление с детьми названия деревьев, птиц, животных, грибов, которые обитают и растут у нас в лесах.
Ø воспитание интереса к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экскурсия
по экологической тропе в осенний лес
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Зимина Ольга Юрьевна
МБДОУ ЦРР детский сад №6 «Колокольчик»
Луховицы 2014
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.
Цели:
- закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями.
- повторить и закрепить с детьми деревья, птиц, животных, грибы, которые обитают и растут у нас в лесах.
- учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям.
- формировать представления о том, что в лесу все нужны друг другу.
- воспитывать интерес к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним.
- закрепить знание детей о правилах поведения в природе.
Материал к занятию:
Осенние листья, природный материал: шишки, пеньки, ветки деревьев; костюм Лесовика, Лешего; иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.
Предварительная работа:
беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы, прогулка по осеннему саду.
Словарная работа:
еловая ветка, дары леса, медоносное дерево, сосновый бор, «мачтовый лес», дубрава, ярусы, лиственница.
(Все персонажи – дети нашей группы).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня такая чудесная солнечная осенняя погода. Так и хочется прогуляться по золотому осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.
Воспитатель : Ну, что хотите в лес на экскурсию?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда собираемся в путь. Дети заходят в лес, воспитатель спрашивает детей: «А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают?»
Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.
Воспитатель: Ребята, а какие самые главные правила поведения в лесу?
Дети: Не шуметь, не бегать, не топтать маленькие саженцы.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
Дети, а кто еще вспомнит стихи о лесе?
Дети: Березы косы расплели
Руками клены хлопали
Ветра холодные пришли,
И тополя затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали
Дубы огромные всегда
Как - будто меньше стали
Все присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
Совсем похорошела.
Воспитатель: Дети давайте остановимся и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.
(Дети останавливаются и слушают запись).
Воспитатель: Ну, что ребята пойдем дальше?
(Выходит старичок – лесовичок).
Воспитатель: Ребята смотрите старичок – лесовичок идет какой-то грустный. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуйте, старичок – лесовичок (не слышит), второй раз дети здороваются с лесовичком.
Лесовичок: Здравствуйте (охает и садится на пенек).
Воспитатель: Что случилось?
Лесовичок: Да вот здесь недавно гуляли Леший с Кикиморой, пели громко песни, кричали, громко включали музыку, бегали, намусорили, жгли костры и все оставили. Вот я еле потушил костер, и вот посмотрите, что они оставили после себя (мусор, бутылки, бумаги…).
Воспитатель: Не горюй лесовичок, мы с ребятами поможем твоему горю, и что-нибудь придумаем (правда, ребята? – спрашивает детей). Ну, что пойдем искать Лешего с Кикиморой? Лесовичок пойдем с нами, по дороге покажешь свои владения.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете в какой лес вы пришли?
Дети: В смешанный.
Лесовичок: А как вы догадались?
Дети: Потому, что здесь растут разные деревья: березы, сосны, дубы, орешник, ольха, осина, липа, ёлки, лиственница.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называется лес, где растут одни березы?
Дети: Березняк или березовая роща.
Воспитатель: А где растут одни дубы?
Дети: Дубравник.
Воспитатель: А где растут одни сосны?
Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.
Лесовичок: Дети, а вы знаете, из скольких ярусов состоит мой лес?
Дети: 1-й ярус – ярус мхов и лишайников. Этот ярус ближе всех к земле-матушке.
2-й ярус – густые травы, цветы, грибы.
3-й ярус – пышные кусты.
А 4-й – всех он выше
Шум вершин нам очень слышен,
Шелест листьев, шорох, скрипы.
Это сосны, ели, липы.
Лесовичок: Молодцы ребята, я вижу, вы дружите с лесом и природой. Ребята, сейчас осень и пышные ярусы кустов и трав заметны уже плохо. Но вы приходите весной или летом, когда «просыпается» лес. А вы любите загадки?
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
А зимние метели
В снега его одели. (Дерево)
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка. (Рябина)
Какое дерево наряжают один раз в год? (Ёлка)
Какое дерево называют сладким, медоносным? (Липа).
Лесовичок: Молодцы. А кто являются обитателями моего леса?
Дети: Птицы : сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч. Грибы : грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята. Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.
Лесовичок: Ребята мне пора идти, нужно проверить зверей, как они себя чувствуют перед предстоящими холодами.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Ну, что ребята, а мы пойдем дальше искать хулиганов, мы же обещали помочь лесовичку. (Дети идут дальше и видят Лешего с магнитофоном и рогаткой в руках, громко песни поет, ветки на пути ломает, прыгает…)
Воспитатель: Здравствуйте Леший, он не слышит, дети опять здороваются с ним.
Вы, почему нарушаете покой леса?
Леший : Это что за малявки такие, чтобы мне делать замечание, это лес ничей, что хотим, то и делаем (смотрит по сторонам, ищет Кикимору) . Где же моя Кикимора, куда ушла!?
Воспитатель: Ты Леший не прав. Лес – это общий дом природы, он для всех, а мы в нем только гости.
Дети, давайте, поможем Лешему разобраться в своем поведении по отношению к лесу.
Какие правила поведения в лесу знаете?
Дети: В лесу нельзя:
- громко говорить (кричать)
- включать громко музыку
- рвать с корнем цветы, грибы
- ломать ветки деревьев
- разжигать костры
- разорять гнезда, муравейники
- стрелять из рогатки в птиц
- оставлять за собой мусор
- разбивать стеклянную посуду
- курить
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Лешему, такую ситуацию:
- Если загорелся лес по вине человека:
Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы
- сгорят деревья
- не будет чистого воздуха
- не будет ягод, грибов, орехов
- а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…
- Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.
Воспитатель: Дети, давайте Лешему расскажем, что мы еще знаем об охране леса.
- Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть
Только, чур, не забывать
- Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки с дуба не ломать –
Никогда не забывать
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!
- Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
- Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Ну, что Леший, ты все понял?
Леший: Все я понял (убирает мусор в пакет). Спасибо, вам ребята, за то, что научили меня любить и понимать природу. Жалко только Кикимора куда-то убежала, ей бы тоже не мешало бы послушать вас.
Воспитатель: Леший, если не будет леса, где же ты будешь жить, ты не подумал об этом? А на память ребята подарят тебе и Кикиморе напоминающие знаки, будете смотреть и вспоминать как надо себя вести в лесу! (дети дарят Лешему и Кикиморе знаки, которые висели у них на груди.)
Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.
Дети: Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Мы растем, растем, растем!
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек,
Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.
Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.
Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.
Список используемой литературы.
- Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1933г.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
- Виноградова Н.Ф. « Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978г.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г.
- Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
- Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
- Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
- Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
- Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Я., 1998г.
- Попова Т.И. «Мир вокруг нас». Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
- Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Москва «Мозаика - Синтез"
Осенняя экскурсия в природу «В гости к деревьям».
Цели:
Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
Продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа», актуализировать представления о жизненных формах растений.
Учить наблюдению за поведением животных.
Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.
Учить правильному сбору природного материала.
Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов, плакат, сигнальный флажок.
Беседа по технике безопасности и по правилам поведения в природе.
Ход экскурсии.
Учитель :- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад,
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, послушайте звуки природы, шелест листьев. Мне вспоминаются слова великого русского поэта А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
О какой поре пишет поэт?
Дети: Об осени.
Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.
Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.
Учитель: А почему листья на деревьях становятся желтыми, а затем опадают?
Учащиеся: Из-за похолодания питательные вещества перестают поступать к листьям, и ветер срывает их.
Учитель: Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть. Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра.
Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.
Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.
Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы: облака, небо, солнце, растения, животные.
Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на 2 группы. Назовите их.
Дети: Неживая и живая природа.
Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.
Не зверь, а воет. (Ветер)
Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)
Без огня горит. (Солнце)
Дети: В этих загадках упоминается неживая природа - ветер, дождь, солнце.
Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?
Ученики: Немного тепла.
Учитель : Вспомните, как чувствовали солнышко летом?
Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.
Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?
Ученики: Оно было высоко.
Учитель: Как расположено сегодня?
Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.
Учитель: Отгадайте, что это?
Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.
Учащиеся: Это дождь .
Учитель: Много дней уже идет дождь, «небо будто прохудилось». Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.
Учащиеся: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.
Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали.
Солнышко шептали.
Дети: Мы видим облака.
Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу? Дети: Нет, редко.
Учитель: Кого они вам напоминают?
Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.
Неизвестно, где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
Дети: Это ветер , если он дуст сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.
Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.
Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к «своей отгадке».
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).
Учитель : Следующая загадка.
В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.
Дети: Это рябина. Признак - красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.
Учитель : А вот еще одна загадка.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.
Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо.
Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?
Ученики: Это деревья.
Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?
Дети: Один главный ствол.
Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.
Как была молода - была бела,
А как постарела - то покраснела.
Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.
Учитель : А это что за растение?
Стоит зеленый кустик
В красный горошек,
А тронешь - укусит .
Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.
Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?
Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.
Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: «С какого растения эти листочки», согласны? Тогда за работу.
Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?
Учащийся: Я не знаю, как называется дерево, но на нём висят «парашютики».
Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберём в гербарий. А растение называется - клён американский . Вы знаете клён с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.
Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Учитель: Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шуршат
Скоро станет голым парк
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Мы осенние листочки».
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Учитель: Давайте пойдём тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?
Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.
Учитель: Это цветочная муха. В отличие от бабочки у неё два крылышка. Что видно ещё на их теле?
Дети: Усики, ножки, красивая окраска.
Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?
Дети: Это насекомые .
Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.
Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.
Учитель : Зачем он это делает?
Дети: В неё ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.
Учитель: К какой природе относятся увиденные нами животные?
Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.
Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет.
Крошки собирает.
Дети: Воробей . Он покрыт серыми перьями, живем во дворе рядом с человеком.
Учитель: Что он делает?
Дети : Клюёт семена травы.
Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.
Учитель: А каких еще вы видели птиц во время нашей экскурсии?
Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими листьями, отлетающими в тёплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всём, что увидите и услышите в природном окружении. А в завершении послушайте стихотворение.
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью - зима
Мы её не ждём, не просим,
А она идёт сама.
(В.Маликова и Л.Некрасова)
Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?
Дети: Конечно, но оно вернется через год. Это закон природы.
Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Попробуем об этом в школе нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, которую мы с удовольствием послушаем.
Тина Матрёнина
План-конспект экскурсии в осенний лес «Глазами природы» с детьми 6–8 лет
Актуальность
В настоящее время интересы детей чаще всего связаны с техникой. Дети мало контактируют с природой, редко гуляют в лесу в связи с занятостью родителей. Ребята, живущие в городе, не слыша трелей соловья, пения птиц и шуршания листьев из-за гула машин. В связи с этим, мы хотим обратить внимание детей к природе вокруг нас, к простым явлениям окружающего мира осенью, стимулируем любознательность и интерес детей к осеннему лесу, его обитателям и предметам. Фототерапия помогает детям сконцентрировать внимание на особенно важном для них, сфокусировать свой взгляд на чем-то необычном рядом с нами.
Возраст детей: 6-8 лет
Цель прогулки: формировать культуру общения с природой.
Задачи прогулки:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
2. Учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
3. Сформировать знания об осеннем лесе, его обитателях и особенностях.
Развивающие:
1. Развивать восприятие цвета, формы и величины, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
3. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
2. Стимулировать любознательность детей.
3. Воспитывать правильное поведение в лесу.
Оборудование и материалы: разноцветные корзины (коробки, пакеты, контейнеры, папки) красного, желтого и зеленого цветов; крупа, семечки и хлеб; фотоаппарат, картинки с изображением листьев разных деревьев и предметов в лесу.
1. Вступительная беседа.
2. Основное содержание.
3. Подведение итогов.
Место проведения экскурсии: лес (п Кугеси).
Подготовка учителя к экскурсии:
1. Спланировать маршрут экскурсии.
2. Приготовить оборудование и материалы для проведения экскурсии.
3. Провести беседу о временах года и их признаках, об охране природы.
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Чтение стихов.
3. Загадывание загадок.
4. Чтение рассказов о диких животных.
5. Слушание музыки «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
6. Побеседовать с учащимися о различных видах растений: деревьев, кустарников, мхов.
Ход экскурсии.
Организационный момент.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и техникой безопасности во время экскурсии.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами идем на прогулку в осенний лес. Перед тем, как выйти, давайте повторим правила поведения в лесу. (Дети отвечают)
В лесу нельзя: громко говорить (кричать, включать громко музыку, рвать с корнем цветы, грибы, ломать ветки деревьев, разжигать костры, разорять гнезда, муравейники, стрелять из рогатки в птиц, оставлять за собой мусор, разбивать стеклянную посуду, курить.
В лесу можно: разговаривать тихо, кормить животных и птиц, вешать кормушки для птиц, собирать листья, шишки, цветы (без корня, ходить по дорожкам, трогать деревья, сидеть на пеньке, наблюдать за животными.
Основная часть.
Учитель: Вот мы и пришли в лес. Назовите мне правила, которые мы с вами говорили? (Дети повторяют). Здесь нельзя кричать, потому что животные которые здесь живут могут испугаться, убежать и тогда Вы не сможете их увидеть. Поэтому сегодня мы с Вами будем разговаривать шепотом. Мы пришли в гости в лес, в гости к белочкам, ежикам и другим животным. А кто еще живет в лесу? (Дети отвечают).
Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
Учитель: В лесу есть множество интересных предметов, которые мы с Вами сейчас увидим. Сейчас осень, а осенью в лесу становится холодно, дует ветер, иногда идет дождь, листья на деревьях тоже замерзают, становятся красными, желтыми, зелеными и падают на землю. Посмотрите, как много листьев, как разноцветный ковер у нас под ногами. Сейчас мы с Вами будем их собирать.
Игра «Собери по цвету»
Учитель: Вот у нас три корзины. В каждую нужно сложить листья его цвета. В зеленую корзину - зеленые листья, в желтую – желтые, в красную – красные. Собираем только самые красивые листья, чистые, аккуратные. Большие и маленькие. Гладкие и шероховатые. Разные. (Дети собирают)
Игра «Найди такой же»
Учитель: Молодцы! А теперь давайте разглядим, какие вы собрали листья. Посмотрите на мои картинки и ответьте на вопрос: есть ли у нас вот такой лист? А вот такой? Давайте попробуем их найти. (Дети ищут)
Упражнение «Лесная находилка»
Учитель: В лесу есть не только листья, у некоторых деревьев есть шишки. Например, у елки или сосны. Давайте найдем их? А может быть нам попадутся по дороге желуди? Или какие-нибудь красивые веточки? Или пень? Мох? Может быть мы увидим нору или дупло? Или муравейник? А может быть животных? (Дети внимательно разглядывают лес вокруг себя).
Упражнение «Помоги животным»
Учитель: В лесу живет много животных. Давайте вспомним их. Кто живет в лесу? А что делают животные в лесу осенью? Правильно, готовятся к зиме. Делают запасы, собирают еду и складывают ее к себе в домик. Вот, например, белка любит кушать семечки. Давайте покормим ее. Она обязательно прибежит и заберет их к себе в дупло. А что едят птички, когда становится холодно? Посмотрите, в нашем лесу на деревьях добрые люди повесили кормушки. Зачем они? (Ответы детей) Давайте покормим птичек. Они очень любят крупу и хлеб. (Дети кладут корм для птиц в кормушки и наблюдают, как они подлетают и кушают).
Упражнение «Минута тишины»
Учитель: Сейчас мы с Вами будем слушать лес. Если закрыть глаза, сколько разных звуков можно услышать? (Дети закрывают глаза и внимательно слушают окружающие их звуки). Что Вы услышали? (Ответы детей) А слышали как стучит кто-то? Это дятел. Давайте попробуем разглядеть его среди ветвей деревьев.
Игра «Звуки животных»
Учитель: А теперь я предлагаю вам изобразить те звуки, которые вы сейчас услышали (звук дятла, фырканье ежика, трель соловья, чириканье воробья, шуршание листьев).
Заключение
Упражнение «Фототерапия»
Учитель: Видите, ребята, как много всего интересного в лесу мы увидели. Давайте запечатлим эти моменты на память. Я предлагаю Вам сделать фотографии. Каждый из Вас сможет сам сфотографировать в лесу то, что Вам больше всего понравилось. Давайте попробуем. (Дети фотографируют)
Учитель: На этом наша экскурсия заканчивается, нам пора возвращаться в школу.
В школе - создание коллективного коллажа с использованием собранных природных материалов и фотографий.
Список литературы:
1. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.
2. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.
3. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
4. Сурова, Дрызлова: Находилки. Гуляем и играем - познаем мир.
М: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.
Публикации по теме:
Цель: Расширить и закрепить представление детей об осени. Обратить внимания на изменении природы, как лес выглядел летом, и что случилось.
Конспект НОД по познавательному развитию с гендерным подходом в средней группе (4–5 лет) «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия по познавательному развитию с гендерным подходом в средней группе (4-5 лет) «Путешествие в осенний лес» Образовательная.
Конспект НОД с детьми младшего возраста «Путешествие в осенний лес». Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие Тип занятия: интеллектуально – развивающее.
Конспект открытого занятия с детьми средней группы «Путешествие в осенний лес» Путешествие в осенний лес. Программное содержание: закрепить у детей знания по теме «осень», учить отвечать и обосновывать свои ответы,.
Тема занятия по рисованию: «Осенний лес» Возраст детей: 5-6 лет. Интеграция всех образовательных областей. Цель: активизировать и поощрять.