Каковы правила гигиены слуха. Гигиена органов слуха: основные правила

Слух — одно из важнейших чувств, которыми одарила человека природа. Способность слышать — это не только возможность общаться с себе подобными. Это также наша защищенность: благодаря слуху мы можем быстро реагировать на опасность и избегать ее, улавливая «угрожающие» и предостерегающие звуки внешней среды (шум движущегося автомобиля, лай собаки, звон бьющегося стекла и пр.).

Если к тому же учесть осложнения на глаза и головной мозг, возможные при заболеваниях органов слуха, становится очевидным: сохранение слуха и поддержание здоровья нашей «акустической системы» — одно из важнейших условий благополучной и продолжительной жизни.

Факторы риска

Перечень факторов и состояний, способных привести к снижению остроты слуха, можно условно разделить на три категории.

Бытовые

Особая опасность бытовых травм заключается в их «доступности» человеку любого возраста, пола и социального положения. Например, ДТП можно предотвратить, избегая дорог и транспортных средств, но устранить быт невозможно.

Какие же угрозы могут крыться в собственном доме?

  • любые тонкие и острые предметы, которыми так «удобно» чистить слуховой проход. По статистике, 78% случаев прободения барабанной перепонки — результат чистки ушей предметами, не предназначенными для этого. Ватные палочки не менее опасны: с их помощью извлекается лишь незначительная часть ушной серы, а основная масса перемещается к барабанной перепонке, со временем создавая серную пробку;
  • любые округлые предметы небольшого размера (бусины, семена растений, конфеты-драже и пр.), которые, по мнению маленьких детей, отлично смотрятся в носу или в слуховом проходе. Порядка 14 % случаев гнойного отита и тубоотита у детей развивается по причине подобных инородных «украшений».
  • вода, способная проникать в слуховой проход во время купания и не покидать его до тех пор, пока не будут приняты решительные меры. Не стоит рассчитывать, что чем дольше вода находится в ухе, тем лучше она его вымоет — это приведет лишь к заложенности ушей и повышению риска проникновения инфекции в слуховой проход.

Профессиональные

Повышенный уровень шума — основная угроза, подстерегающая нас в условиях производства. При этом не обязательно быть работником металлургического комбината, чтобы находиться под воздействием нездоровых децибел. Типография, звукозаписывающая студия, диспетчерский пункт такси или аэропорта — любое рабочее место, оснащенное профессиональной техникой, создающей «звуковое сопровождение», является фактором риска для здоровья органов слуха.

Но отсутствие шума также не значит, что ваша работа полностью безопасна. Профессиональные пловцы и ныряльщики, водолазы, летчики и бортпроводницы регулярно подвергаются нежелательному воздействию давления на барабанные перепонки. Баротравма, при которой барабанная перепонка деформируется или повреждается — основное профзаболевание среди людей этих профессий.

Работа с вредными веществами (производными бензола и ацетона, ртутью, мышьяком, хлором и другими газами) значит, что человек находится в группе риска по токсическим поражениям слухового нерва. Развиваясь очень медленно и постепенно, неврит слухового нерва начинает серьезно проявлять себя тогда, когда изменения становятся необратимыми.

Медицинские

Воспалительные заболевания органов слуха отличаются тем, что их развитие — это, как правило, осложнение другого заболевания. Отит, евстахиит , лабиринтит и другие патологии наружного, среднего и внутреннего уха часто возникают после перенесенного ринита, ангины, ОРВИ и пр.

По сути, любое заболевание, при котором происходит отек носоглотки (даже «привычный» аллергический насморк) — это фактор риска, так как при отеке слизистых носа нарушается отток жидкости из слуховой трубы, что провоцирует чрезмерное давление на барабанную перепонку. Застой жидкости, в свою очередь, создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов, которые способны стать причиной изъязвления слизистых, их атрофии и вызывают интоксикацию всего организма, включая головной мозг.

Еще одним медицинским фактором риска являются всем знакомые антибиотики. Некоторые препараты этой группы обладают токсическим действием, что может отразиться на здоровье слухового нерва.

«Здоровые» правила

Чтобы сохранить остроту слуха и здоровье в целом, прислушайтесь к нескольким рекомендациям:

  • Для очищения слухового прохода от ушной серы используйте специальные средства, которые можно без рецепта приобрести в аптеке. Используйте эти препараты согласно инструкции, 1 раз в 3-4 недели.
  • Если вы любите слушать музыку через наушники, учтите: звуки из наушников, которые слышны человеку рядом с вами, означают, что вы выбрали неправильную громкость и это грозит вам разрывом барабанных перепонок.
  • Контактируя с токсичными веществами на работе, обязательно пользуйтесь защитными масками и очками, надевайте спецодежду, предотвращающую попадание химикатов на кожу. Этого же правила придерживайтесь дома: при использовании лакокрасочной продукции, удобрений, гербицидов и пр., принимайте меры предосторожности даже в том случае, если на упаковке с химикатом указано, что он безвреден.
  • О своевременном обращении к врачу и соблюдении постельного режима во время ОРВИ известно всем. Но если после выздоровления сохраняется заложенность ушей, вас беспокоит шум или звон в ушах — не тяните с визитом к врачу, так как перечисленные симптомы сигнализируют о патологических процессах в слуховой трубе и полости среднего уха.
  • Никогда не занимайтесь самолечением, особенно если оно включает тепловые процедуры и прием антибиотиков. При гнойных воспалительных процессах в полости среднего и внутреннего уха теплые компрессы ускоряют проникновение инфекции в глазницу и головной мозг. А необоснованный и неконтролируемый прием антибиотиков может значительно осложнить лечение заболевания ушей и привести к необратимому поражению слухового нерва.
  • Своевременно лечите стоматологические заболевания: кариес, пародонтоз, гингивит, стоматит создают благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов, которые впоследствии могут по слуховой трубе проникнуть в полость уха.

Чтобы не допустить снижение остроты слуха и защитить органы слуха от вредного влияния внешней среды, проникновения вирусов и развития опасных заболеваний, придерживаться основных правил гигиены органов слуха и следить за состоянием своих ушей, чистотой и состоянием слуха нужно постоянно и обязательно.

Гигиена органов слуха говорит о том, что уши необходимо чистить не чаще двух раз в неделю, если они сильно не загрязнены. Слишком тщательно от серы, что находится в слуховом канале, избавляться не нужно: она защищает организм человека от проникновения в него болезнетворных микроорганизмов, выводит мусор (чешуйки кожи, пыль, грязь), увлажняет кожу.

Поэтому органы слуха нужно чистить правильно, чтобы во время чистки не травмировать уши, способствуя ухудшению слуха. Происходит это, когда пытаясь очистить слуховой проход с помощью ушных палочек или других острых предметов, ухо оказывается повреждено и на коже появляются царапины, через которые могут проникнуть вирусы и бактерии, вызвав воспаление.

Пытаясь достать серу из слухового канала, ватные палочки стараются засунуть как можно глубже, что чревато серьёзными последствиями. Если в слуховом проходе в это время находится серная пробка, ватная палочка вместо того, чтобы извлечь её, затолкает поглубже, впритык к барабанной перепонке, из-за чего извлечь пробку из уха будет проблематично даже врачу. Если пробки нет, оказавшаяся слишком глубоко ватная палочка способна травмировать барабанную перепонку и оказаться причиной разрыва мембраны.

Дабы этого не допустить, ушную раковину и слуховой проход надо чистить во время купания или принятия душа, намылив палец и проведя им по наружному узу и вокруг отверстия слухового канала, после чего аккуратно смыть воду, чтобы в ухо не попала вода, и вытереть насухо.

Для более серьёзной чистки, правила гигиены разрешают воспользоваться перекисью водорода: растворив в столовой ложке 10-15 капель средства, смочить в него вату, положить в ухо и оставить на несколько минут. Когда ватка высохнет, её нужно вынуть и насухо протереть ухо.

Если заложило уши, ухудшился слух, начало выделяться излишне большое количество серы, нужно обратиться к врачу: это может свидетельствовать о наличии серной пробки (самостоятельно избавляться от неё не стоит: это должен сделать специалист) или о более серьёзном заболевании, например, о появлении грибка в ушах или воспалении уха. В этом случае промывать уши водой нельзя.

Вода


Гигиена ушей подразумевает также их защиту от попадания в слуховой канал воды, наличие которой в ухе прямо влияет на способность воспринимать звуковые сигналы. При попадании воды в слуховой канал возникает чувство заложенности, гул в голове, могут появиться болезненные ощущения.

Несмотря на то, что вода во внутрь среднего уха при неповреждённой барабанной перепонке не попадёт, если она останется в слуховом проходе, может вызвать воспаление наружного уха или способствовать развитию грибка в ушах, избавиться от которого будет непросто.

Чтобы не допустить подобных последствий, прежде чем пойти в бассейн, слуховой канал нужно обязательно смазать вазелином, плавать в шапочке. Если жидкости удалось попасть в слуховой канал, чтобы избавиться от неё, надо наклонить голову таким образом, чтобы вода из него вытекла сама. Более эффективно это можно сделать, если лечь на спину и медленно повернуть голову в бок пострадавшего уха.

Также избавиться от воды в слуховом канале можно, глубоко вздохнув, после чего пальцами зажать нос, и не открывая рот, сделать выдох. Давление, образовавшееся в ухе-горле-носе, вытолкнет воду из уха.

Воспалительные заболевания

Поскольку ухо очень тесно связано с носом и горлом, гигиена ушей подразумевает наличие здоровой носоглотки. Воспаление слизистой носа или горла может привести к воспалению евстахиевой трубы, что соединяет среднее ухо с носоглоткой, в результате чего по ней беспрепятственно проникнут в органы слуха бактерии, вызвав средний отит или другое не менее серьёзное заболевание, что приведёт к ухудшению слуха и сильнейшим болям.

Дабы болезнь не перекинулась на органы слуха, при простудных заболеваниях очень важно правильно сморкаться. Делать это не двумя ноздрями, а попеременно: сначала закрыть одну ноздрю и выдуть из другой слизь, затем сделать наоборот.

Шум

Гигиена слуха предусматривает исключение воздействия слишком сильного шума на уши, который способен привести не только к ухудшению слуха, но и к глухоте. Громкие звуки прямо влияют на эластичность барабанной перепонки, которая из-за этого перестаёт нормально воспринимать и выполнять свои функции.

Если работа связана с повышенным уровнем шума или квартира находится возле трассы или аэропорта, чтобы защитить слух от его воздействия, нужно обязательно использовать средства защиты (беруши, звукопоглощающие материалы).

Также желательно избегать прослушивания музыки в наушниках, особенно на максимальной громкости: это приводит к невритам (воспалению нервов), и прогрессирующей тугоухости. В идеале наушники вовсе не использовать, а если и слушать в них музыку, то на минимальной громкости.

Серьги

Процедуру прокалывания ушей нужно проводить только у специалиста-врача, который точно знает, где именно сделать прокол, чтобы не навредить организму: внутри ушной раковины расположено очень много точек, связанных с внутренними органами, поэтом прокол в неправильном месте может негативно отразиться на их работе. Если сделать эту процедуру неправильно, уши могут начать гноиться, и прокол будет очень долго заживать.

Мороз

Многие люди во время холодов, при минусовой температуре не хотят одевать шапки. Это может повлечь за собой не только различные заболевания органа слуха, в том числе их обморожение, но и вызвать воспаление коры головного мозга (менингит).

Профилактика слуха

Чтобы сохранить остроту слуха как можно дольше и в пятьдесят лет слышать не хуже двадцатилетнего, гигиена ушей игнорироваться не должна. Для этого нужно помнить и исполнять несколько правил. Прежде всего, необходимо правильно чистить уши, и избегать попадания в органы слуха воды.

Простудные, вирусные и другие заболевания необходимо всегда лечить вовремя, ни в коем случае не запускать и при первых же признаках воспаления обращаться к врачу: это чревато ухудшением слуха, который восстановить полностью при хронической форме может и не получится.

5.1. Понятие об анализаторах

Анализатором (сенсорной системой) называют часть нервной системы, состоящую из множества специализированных воспринимающих рецепторов, а также промежуточных и центральных нервных клеток и связывающих их нервных волокон. Для возникновения ощущения необходимо наличие следующих функциональных элементов:

1) рецепторов органа чувств, осуществляющих воспринимающую функцию (например, для зрительного анализатора это рецепторы сетчатки глаза);

2) центростремительного пути из этого органа чувств в большие полушария, обеспечивающего проводящую функцию (например, зрительные нервы и проводящие пути через промежуточный мозг);

3) воспринимающей зоны в больших полушариях, реализующей анализирующую функцию (зрительной зоны в затылочной области больших полушарий мозга).

Специфичность рецепторов. Рецепторы – это специализированные образования, приспособленные для восприятия определенных воздействий внешней и внутренней среды. Рецепторы обладают специфичностью, т. е. высокой возбудимостью только к определенным раздражителям, получившим название адекватных. В частности, для глаза адекватным раздражителем являются световые, а для уха – звуковые волны и т. д. При действии адекватных раздражителей возникают ощущения, характерные для определенного органа чувств. Так, раздражение глаза вызывает зрительные ощущения, уха – слуховые и т. д. Кроме адекватных, существуют и неадекватные (инадекватные) раздражители, которые вызывают только незначительную часть ощущений, свойственных данному органу чувств, или действуют необычным образом. Например, механическое или электрическое раздражение глаза воспринимается как яркая вспышка света («фосфен»), но не дает образа предмета и восприятия цветов. Специфичность органов чувств является результатом приспособления организма к условиям внешней среды.

Каждый рецептор характеризуется следующими свойствами:

а) определенной величиной порога возбудимости, т. е. наименьшей силой раздражителя, способной вызвать ощущение;

б) хронаксией;

в) временным порогом – наименьшим интервалом между двумя раздражениями, при котором различаются два ощущения;

г) порогом различения – наименьшим приростом силы раздражителя, вызывающим едва заметную разницу ощущения (например, чтобы при закрытых глазах различить разницу в давлении груза на кожу, нужно добавить около 3,2–5,3 % первоначального груза);

д) адаптацией – резким падением (возрастанием) силы ощущения сразу же после начала действия раздражителя. Адаптация основана на уменьшении частоты волн возбуждения, возникающем в рецепторе при его раздражении.

Органы вкуса. В эпителии слизистой оболочки ротовой полости находятся вкусовые луковицы, имеющие круглую или овальную форму. Они состоят из продолговатых и плоских клеток, располагающихся у основания луковицы. Продолговатые клетки делятся на опорные (находятся на периферии) и вкусовые (расположенные в центре). В каждой вкусовой луковице от двух до шести вкусовых клеток, а их общее число у взрослого человека доходит до 9 тыс. Вкусовые луковицы располагаются в сосочках слизистой оболочки языка. Вершина вкусовой луковицы не доходит до поверхности эпителия, а сообщается с поверхностью с помощью вкусового канала. Отдельные вкусовые сосочки находятся на поверхности мягкого неба, задней стенки глотки, надгортанника. Центростремительные импульсы из каждой вкусовой луковицы проводятся по двум-трем нервным волокнам. Эти волокна входят в состав барабанной струны и язычного нерва, которые иннервируют передние две трети языка, а с задней его трети входят в состав языкоглоточного нерва. Далее через зрительные бугры центростремительные импульсы поступают во вкусовую зону больших полушарий.

Органы обоняния. Рецепторы обоняния находятся в верхней части полости носа. Обонятельные клетки являются нейронами, окруженными опорными цилиндрическими клетками. У человека 60 млн обонятельных клеток, поверхность каждой из них покрыта ресничками, которые увеличивают обонятельную поверхность, составляющую у человека примерно 5 кв. см. Из обонятельных клеток центростремительные импульсы по нервным волокнам, проходящим через отверстия в решетчатой кости, входят в обонятельный нерв, а затем через подкорковые центры, где располагаются вторые и третьи нейроны, поступают в обонятельную зону больших полушарий. Так как обонятельная поверхность расположена в стороне от дыхательного пути, воздух с пахучими веществами проникает к ней только путем диффузии.

Органы кожной чувствительности. Кожные рецепторы подразделяют на тактильные (их раздражение вызывает ощущения осязания), терморецепторы (вызывают ощущения тепла и холода) и болевые рецепторы.

Ощущения осязания, или прикосновения и давления, различаются по своему характеру, например языком нельзя ощущать пульс. В коже человека насчитывается примерно 500 тыс. тактильных рецепторов. Порог возбудимости тактильных рецепторов в различных участках тела неодинаков: наибольшая возбудимость у рецепторов кожи носа, кончиков пальцев и слизистой оболочки губ, наименьшая – у кожи живота и паховой области. У тактильных рецепторов одновременный пространственный порог (наименьшее расстояние между рецепторами, при котором одновременное раздражение кожи вызывает два ощущения) наименьший, у болевых рецепторов – наибольший. У тактильных рецепторов также наименьший временной порог, т. е. интервал времени между двумя последовательными раздражениями, при котором вызываются два раздельных ощущения.

Общее количество терморецепторов – около 300 тыс., из них тепловых – 250 тыс., холодовых – 30 тыс. Холодовые рецепторы расположены ближе к поверхности кожи, тепловые – глубже.

Болевых рецепторов насчитывается от 900 тыс. до 1 млн. Болевые ощущения возбуждают оборонительные рефлексы скелетной мускулатуры и внутренних органов, однако длительное сильное раздражение болевых рецепторов вызывает нарушение многих функций организма. Болевые ощущения локализовать сложнее, чем другие виды кожной чувствительности, так как возбуждение, возникающее при раздражении болевых рецепторов, широко иррадиирует по нервной системе. Одновременное раздражение рецепторов зрения, слуха, обоняния и вкуса снижает ощущение боли.

Вибрационные ощущения (колебания предметов с частотой 2-10 раз в секунду) хорошо воспринимаются кожей пальцев и костями черепа. Центростремительные импульсы от рецепторов кожи поступают по задним корешкам в спинной мозг и доходят до нейронов задних рогов. Затем по нервным волокнам, входящим в состав задних столбов (нежный и клиновидный пучки) и боковых (спинно-таламический пучок), импульсы доходят до передних ядер зрительных бугров. Отсюда начинаются волокна третьего нейрона, которые вместе с волокнами проприорецептивной чувствительности доходят до зоны кожно-мышечной чувствительности в задней центральной извилине больших полушарий.

5.2. Органы зрения. Строение глаза

Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружной, средней и внутренней. Наружная, или фиброзная, оболочка образована из плотной соединительной ткани – роговицы (спереди) и непрозрачной склеры, или белочной оболочки (сзади). Средняя (сосудистая) оболочка содержит кровеносные сосуды и состоит из трех отделов:

1) переднего отдела (радужной оболочки, или радужки). Радужная оболочка содержит гладкие мышечные волокна, составляющие две мышцы: круговую, суживающую зрачок, находящийся почти в центре радужной оболочки, и радиальную, расширяющую зрачок. Ближе к передней поверхности радужки находится пигмент, определяющий цвет глаза и непрозрачность этой оболочки. Радужная оболочка прилегает своей задней поверхностью к хрусталику;

2) среднего отдела (ресничного тела). Ресничное тело расположено в месте перехода склеры в роговицу и имеет до 70 ресничных радиальных отростков. Внутри ресничного тела находится ресничная, или цилиарная, мышца, состоящая из гладких мышечных волокон. Ресничная мышца ресничными связками прикреплена к сухожильному кольцу и сумке хрусталика;

3) заднего отдела (собственно сосудистой оболочки).

Наиболее сложное строение имеет внутренняя оболочка (сетчатка). Основными рецепторами сетчатки являются палочки и колбочки. В сетчатке человека насчитывается около 130 млн палочек и около 7 млн колбочек. У каждой палочки и колбочки два членика – наружный и внутренний, у колбочки наружный членик короче. В наружных члениках палочек содержится зрительный пурпур, или родопсин (вещество пурпурного цвета), в наружных члениках колбочек – йодопсин (фиолетового цвета). Внутренние членики палочек и колбочек соединены с нейронами, имеющими два отростка (биполярными клетками), которые контактируют с ганглиозными нейронами, входящими своими волокнами в состав зрительного нерва. Каждый зрительный нерв содержит около 1 млн нервных волокон.

Распределение палочек и колбочек в сетчатке имеет следующий порядок: в середине сетчатки имеется центральная ямка (желтое пятно) диаметром в 1 мм, в ней находятся только колбочки, ближе к центральной ямке располагаются колбочки и палочки, а на периферии сетчатки – только палочки. В центральной ямке каждая колбочка через биполярную клетку соединена с одним нейроном, сбоку от нее несколько колбочек также соединяются с одним нейроном. Палочки в отличие от колбочек соединяются с одной биполярной клеткой по нескольку штук (около 200). Благодаря такому строению в центральной ямке обеспечивается наибольшая острота зрения. На расстоянии примерно 4 мм кнутри от центральной ямки находится сосок зрительного нерва (слепое пятно), в центре соска расположены центральная артерия и центральная вена сетчатки.

Между задней поверхностью роговой оболочки и передней поверхностью радужной оболочки и частично хрусталика находится передняя камера глаза. Между задней поверхностью радужной оболочки, передней поверхностью ресничной связки и передней поверхностью хрусталика расположена задняя камера глаза. Обе камеры заполнены прозрачной водянистой влагой. Все пространство между хрусталиком и сетчаткой занято прозрачным стекловидным телом.

Светопреломление в глазу. К светопреломляющим средам глаза относятся: роговица, водянистая влага передней камеры глаза, хрусталик и стекловидное тело. Во многом ясность зрения зависит от прозрачности этих сред, однако преломляющая сила глаза почти полностью зависит от лучепреломления в роговице и хрусталике. Лучепреломление измеряется в диоптриях. Диоптрия – это величина, обратная фокусному расстоянию. Преломляющая сила роговицы постоянна и равна 43 дптр. Преломляющая сила хрусталика непостоянна и изменяется в широких пределах: при смотрении на ближайшем расстоянии – 33 дптр, вдаль – 19 дптр. Преломляющая сила всей оптической системы глаза: при смотрении вдаль – 58 дптр, на ближнее расстояние – 70 дптр.

Параллельные световые лучи после преломления в роговице и хрусталике сходятся в одну точку в центральной ямке. Линия, проходящая через центры роговицы и хрусталика в центр желтого пятна, называется зрительной осью.

Аккомодация. Способность глаза четко различать предметы, находящиеся на разных расстояниях, называется аккомодацией. Явление аккомодации основано на рефлекторном сокращении или расслаблении ресничной, или цилиарной, мышцы, иннервируемой парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва. Сокращение и расслабление цилиарной мышцы изменяет кривизну хрусталика:

а) когда мышца сокращается, происходит расслабление ресничной связки, что вызывает увеличение светопреломления, потому что хрусталик становится более выпуклым. Такое сокращение ресничной мышцы, или напряжение зрения, происходит, когда предмет приближается к глазу, т. е. при рассматривании предмета, находящегося на максимально близком расстоянии;

б) когда мышца расслабляется, ресничные связки натягиваются, сумка хрусталика сдавливает его, кривизна хрусталика уменьшается и его лучепреломление снижается. Это происходит при отдалении предмета от глаза, т. е. при смотрении вдаль.

Сокращение ресничной мышцы начинается, когда предмет приближается на расстояние около 65 м, затем ее сокращения усиливаются и становятся отчетливыми при приближении предмета на расстояние 10 м. Далее, по мере приближения предмета сокращения мышцы все более усиливаются и наконец доходят до предела, при котором четкое видение становится невозможным. Минимальное расстояние от предмета до глаза, на котором он четко видим, называется ближайшей точкой ясного видения. У нормального глаза дальняя точка ясного видения находится в бесконечности.

Дальнозоркость и близорукость. Здоровый глаз при смотрении вдаль преломляет пучок параллельных лучей так, что они фокусируются в центральной ямке. При близорукости параллельные лучи собираются в фокус впереди центральной ямки, в нее попадают расходящиеся лучи и потому изображение предмета расплывается. Причинами близорукости могут быть напряжение ресничной мышцы при аккомодации на близкое расстояние или слишком длинная продольная ось глаза.

При дальнозоркости (из-за короткой продольной оси) параллельные лучи фокусируются позади сетчатки, и в центральную ямку попадают сходящиеся лучи, что также вызывает нечеткость изображения.

Оба дефекта зрения можно корректировать. Близорукость исправляют двояковогнутые линзы, которые уменьшают лучепреломление и отодвигают фокус на сетчатку; дальнозоркость – двояковыпуклые линзы, увеличивающие лучепреломление и потому придвигающие фокус на сетчатку.

5.3. Световая и цветовая чувствительность. Световоспринимающая функция

При действии световых лучей происходит фотохимическая реакция расщепления родопсина и йодопсина, причем скорость реакции зависит от длины волны луча. Расщепление родопсина на свету дает световое ощущение (бесцветное), йодопсина – цветовое. Родопсин расщепляется значительно быстрее йодопсина (примерно в 1000 раз), поэтому возбудимость палочек к свету больше, чем колбочек. Это позволяет видеть в сумерках и при слабом освещении.

Родопсин состоит из белка опсина и окисленного витамина А (ретинена). Йодопсин также состоит из соединения ретинена с белком опсином, но другого химического состава. В темноте при достаточном поступлении витамина А восстановление родопсина и йодопсина усиливается, поэтому при переизбытке витамина А (гиповитаминозе) происходит резкое ухудшение ночного зрения – гемералопия. Разница в скорости расщепления родопсина и йодопсина приводит к различию в сигналах, поступающих в зрительный нерв.

В результате фотохимической реакции возникшее возбуждение из ганглиозных клеток передается по зрительному нерву в наружные коленчатые тела, где происходит первичная обработка сигнала. Затем импульсы передаются в зрительные зоны больших полушарий, где они декодируются в зрительные образы.

Цветоощущение. Человеческий глаз воспринимает световые лучи различной длины волны от 390 до 760 нм: красный – 620–760, оранжевый – 585–620, желтый – 575–585, зелено-желтый – 550–575, зеленый – 510–550, голубой – 480–510, синий – 450–480, фиолетовый – 390–450. Световые лучи, имеющие длину волны меньше 390 нм и больше 760 нм, глазом не воспринимаются. Самая распространенная теория цветоощущения, основные положения которой впервые были высказаны М.В. Ломоносовым в 1756 г., а в дальнейшем развиты английским ученым Томасом Юнгом (1802) и Г.Л.Ф. Гельмгольцем (1866) и подтверждены данными современных морфофизиологических и электрофизиологических исследований, состоит в следующем.

Существует три вида колбочек, в каждой из которых имеется только одно цветореактивное вещество, обладающее возбудимостью к одному из основных цветов (красному, зеленому или синему), а также три группы волокон, каждая из которых проводит импульсы от колбочек одного вида. Цветовой раздражитель действует на все три вида колбочек, но в разной степени. Различные сочетания степени возбуждения колбочек создают разные цветовые ощущения. При равном раздражении всех трех типов колбочек возникает ощущение белого цвета. Данная теория получила название трехкомпонентной теории цвета.

Особенности координации зрения у новорожденных. Ребенок рождается видящим, но четкое, ясное видение у него еще не развито. В первые дни после рождения движения глаз у детей не координированы. Так, можно наблюдать, что у ребенка правый и левый глаз двигаются в противоположных направлениях или при неподвижности одного глаза второй свободно двигается. В этот же период наблюдаются некоординированные движения век и глазного яблока (одно веко может быть открыто, а другое опущено). Становление координации зрения происходит ко второму месяцу жизни.

Слезные железы у новорожденного развиты нормально, но плачет он без слез – отсутствует защитный слезный рефлекс из-за недоразвития соответствующих нервных центров. Слезы при плаче у детей появляются после 1,2–2 месяцев.

5.4. Световой режим в учебных заведениях

Как правило, учебный процесс тесно связан со значительным напряжением зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения школьных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала и т. д.) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся.

Солнечный свет, в частности ультрафиолетовые лучи, способствуют росту и развитию детского организма, снижают риск распространения инфекционных болезней, обеспечивают образование витамина D в организме.

При недостаточном освещении учебных помещений школьники слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и др. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения школы и строго соблюдать нормы искусственного освещения.

Естественное освещение. Освещенность рабочего места школьника и учителя прямыми или отраженными лучами солнца зависит от нескольких параметров: от расположения школьного здания на участке (ориентации), интервала между высокими зданиями, соблюдения коэффициента естественной освещенности, светового коэффициента.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) – это выраженное в процентах отношение освещенности (в люксах) внутри помещения к освещенности на том же уровне под открытым небом. Данный коэффициент считается основным показателем освещенности классной комнаты. Он определяется при помощи люксметра. Минимально допустимый КЕО для классных комнат в районах средней полосы России – 1,5 %. В северных широтах этот коэффициент выше, в южных – ниже.

Световой коэффициент – это отношение площади стекла в окнах к площади пола. В классах и мастерских школы он должен быть не менее 1: 4, в коридорах и спортивном зале – соответственно 1:5, 1:6, во вспомогательных помещениях – 1: 8, на лестничных площадках – 1: 12.

Освещенность классных комнат естественным светом зависит от формы и величины окон, их высоты, а также от наружного окружения здания (соседние дома, зеленые насаждения).

Закругление верхней части оконного проема при одностороннем освещении нарушает отношение высоты края окна к глубине (ширине) комнаты, которое должно составлять 1:2, т. е. глубина комнаты должна превышать двойную высоту от пола до верхнего края окна. На практике это означает: чем выше верхний край окна, тем больше прямых солнечных лучей попадает в комнату и тем лучше освещены парты, стоящие в третьем ряду от окон.

Для предотвращения слепящего действия прямых солнечных лучей и перегревания комнат над окнами снаружи навешивают специальные козырьки, а изнутри помещение затеняют светлыми шторами. Для предотвращения слепящего действия отраженных лучей не рекомендуется красить потолки и стены масляными красками.

На освещенность школьных помещений влияет и цвет мебели, поэтому парты красят в светлые тона или покрывают светлым пластиком. Загрязненность оконных стекол и цветы, стоящие на подоконниках, снижают освещенность. На подоконники разрешается ставить цветы высотой (вместе с вазоном) не более 25–30 см. Высокие цветы размещают у окон на подставках, причем так, чтобы их крона не выступала над подоконником выше 25–30 см, или в простенках на подставках-лесенках или кашпо.

Искусственное освещение. В качестве источников искусственного освещения школьных помещений применяются лампы накаливания мощностью 250–350 Вт и люминесцентные лампы «белого» света (типа СБ) мощностью 40 и 80 Вт. Люминесцентные светильники рассеянного света подвешивают в помещениях, где высота потолка составляет 3,3 м, при меньшей высоте используют потолочные плафоны. Все светильники должны быть оборудованы бесшумными пускорегулирующими устройствами. Общая мощность люминесцентных ламп классной комнаты должна составлять 1040 Вт, ламп накаливания – 2400 Вт, что достигается путем установки не менее восьми светильников по 130 Вт в каждом при люминесцентном освещении и восьми светильников по 300 Вт при лампах накаливания. Норма освещенности (в ваттах) на 1 кв. м площади классной комнаты (так называемая удельная мощность) при люминесцентных лампах составляет 21–22, при лампах накаливания – 42–48. Первая соответствует освещенности в 300 лк, вторая – 150 лк на рабочем месте школьника.

Смешанное освещение (естественное и искусственное) не влияет на органы зрения. Чего нельзя сказать об одновременном использовании в помещении ламп накаливания и люминесцентных ламп, имеющих разную природу свечения и окраску светового потока.

5.5. Слуховой анализатор

Основной функцией органов слуха является восприятие колебаний воздушной среды. Органы слуха тесно связаны с органами равновесия. Рецепторные аппараты слуховой и вестибулярной системы расположены во внутреннем ухе.

Филогенетически они имеют общее происхождение. Оба рецепторных аппарата иннервируются волокнами третьей пары черепных нервов, оба реагируют на физические показатели: вестибулярный аппарат воспринимает угловые ускорения, слуховой – воздушные колебания.

Слуховые восприятия очень тесно связаны с речью – ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает речевую способность, хотя речевой аппарат у него абсолютно нормален.

У зародыша органы слуха развиваются из слухового пузырька, который вначале сообщается с наружной поверхностью тела, но по мере развития эмбриона отшнуровывается от кожных покровов и образует три полукружных канала, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Часть первичного слухового пузырька, которая связывает эти каналы, называют преддверием. Оно состоит из двух камер – овальной (маточки) и круглой (мешочка).

В нижнем отделе преддверия из тонких перепончатых камер образуется полый выступ, или язычок, который у зародышей вытягивается, а затем скручивается в виде улитки. Язычок образует кортиев орган (воспринимающую часть органа слуха). Этот процесс происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон слухового нерва. В последние месяцы внутриутробного развития начинается дифференцировка клеток в корковом отделе слухового анализатора, протекающая особенно интенсивно в первые два года жизни. Заканчивается формирование слухового анализатора к 12-13-летнему возрасту.

Орган слуха. Орган слуха человека состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха. Наружное ухо служит для улавливания звуков, его образуют ушная раковина и наружный слуховой проход. Ушная раковина образована эластическим хрящом, снаружи покрытым кожей. Внизу ушная раковина дополнена кожной складкой – мочкой, которая заполнена жировой тканью. Определение направления звука у человека связано с бинауральным слухом, т. е. со слышанием двумя ушами. Любой боковой звук поступает в одно ухо раньше, чем в другое. Разница во времени (несколько долей миллисекунды) прихода звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность определить направление звука. При поражении одного уха человек определяет направление звука вращением головы.

Наружный слуховой проход у взрослого человека имеет длину 2,5 см, емкость – 1 куб. см. Кожа, выстилающая слуховой проход, имеет тонкие волоски и видоизмененные потовые железы, вырабатывающие ушную серу. Они выполняют защитную роль. Ушная сера состоит из жировых клеток, содержащих пигмент.

Наружное и среднее ухо разделяются барабанной перепонкой, представляющей собой тонкую соединительно-тканную пластинку. Толщина барабанной перепонки – около 0,1 мм, снаружи она покрыта эпителием, а изнутри – слизистой оболочкой. Барабанная перепонка располагается наклонно и начинает колебаться при попадании на нее звуковых волн. Поскольку барабанная перепонка не имеет собственного периода колебаний, то она колеблется при любом звуке соответственно его длине волны.

Среднее ухо представляет собой барабанную полость, которая имеет форму маленького плоского барабана с туго натянутой колеблющейся перепонкой и слуховой трубой. В полости среднего уха находятся сочленяющиеся между собой слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Рукоятка молоточка вплетена в барабанную перепонку; другим концом молоточек соединен с наковальней, а последняя с помощью сустава подвижно сочленена со стремечком. К стремечку прикреплена стременная мышца, которая удерживает его у перепонки овального окна, отделяющего внутреннее ухо от среднего. Функцией слуховых косточек является обеспечение увеличения давления звуковой волны при передаче с барабанной перепонки на перепонку овального окна. Это увеличение (примерно в 30–40 раз) помогает слабым звуковым волнам, падающим на барабанную перепонку, преодолеть сопротивление мембраны овального окна и передать колебания во внутреннее ухо, трансформируясь там в колебания эндолимфы.

Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой (евстахиевой) трубы длиной 3,5 см, очень узкой (2 мм), поддерживающей одинаковое давление снаружи и изнутри на барабанную перепонку, обеспечивая тем самым наиболее благоприятные условия для ее колебания. Отверстие трубы в глотке чаще всего находится в спавшемся состоянии, и воздух проходит в барабанную полость во время акта глотания и зевания.

Внутреннее ухо находится в каменистой части височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого есть перепончатый лабиринт из соединительной ткани, который как бы вставлен в костный лабиринт и повторяет его форму. Между костным и перепончатым лабиринтами имеется жидкость – перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта – эндолимфа. Кроме овального окошка, в стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, есть круглое окно, которое делает возможным колебание жидкости.

Костный лабиринт состоит из трех частей: в центре находится преддверие, спереди от него – улитка, а сзади – полукружные каналы. Костная улитка – спирально извивающийся канал, образующий два с половиной оборота вокруг стержня конической формы. Диаметр костного канала у основания улитки – 0,04 мм, на вершине – 0,5 мм. От стержня отходит костная спиральная пластинка, которая делит полость канала на две части – лестницы.

Внутри среднего канала улитки находится спиральный (кортиев) орган. Он имеет базилярную (основную) пластинку, состоящую примерно из 24 тыс. тонких фиброзных волоконец различной длины. Эти волоконца очень упругие и слабо связаны друг с другом. На основной пластинке вдоль нее в пять рядов располагаются опорные и волосковые чувствительные клетки – это и есть слуховые рецепторы.

Внутренние волосковые клетки расположены в один ряд, по всей длине перепончатого канала их насчитывается 3,5 тыс. Наружные волосковые клетки располагаются в три-четыре ряда, их насчитывается 12–20 тыс. Каждая рецепторная клетка имеет удлиненную форму, на ней имеется 60–70 мельчайших волосков (длиной 4–5 мкм). Волоски рецепторных клеток омываются эндолимфой и контактируют с покровной пластинкой, которая нависает над ними. Волосковые клетки охватываются нервными волокнами улитковой ветви слухового нерва. В продолговатом мозге находится второй нейрон слухового пути; потом путь идет, перекрещиваясь, к задним буграм четверохолмия, а от них – в височную область коры, где располагается центральная часть слухового анализатора.

В коре больших полушарий находится несколько слуховых центров. Некоторые из них (нижние височные извилины) предназначены для восприятия более простых звуков – тонов и шумов. Другие связаны со сложнейшими звуковыми ощущениями, которые возникают в то время, когда человек говорит сам, слушает речь или музыку.

Механизм восприятия звука. Для слухового анализатора звук является адекватным раздражителем. Звуковые волны возникают как чередование сгущений и разрежений воздуха и распространяются во все стороны от источника звука. Все вибрации воздуха, воды или другой упругой среды распадаются на периодические (тоны) и непериодические (шумы).

Тоны бывают высокие и низкие. Низким тонам соответствует меньшее число колебаний в секунду. Каждый звуковой тон характеризуется длиной звуковой волны, которой соответствует определенное число колебаний в секунду: чем больше число колебаний, тем короче длина волны. У высоких звуков волна короткая, она измеряется в миллиметрах. Длина волны низких звуков измеряется метрами.

Верхний звуковой порог у взрослого человека составляет 20 000 Гц; самый низкий – 12–24 Гц. Дети имеют более высокую верхнюю границу слуха – 22 000 Гц; у пожилых людей она ниже – около 15 000 Гц. Наибольшей восприимчивостью обладает ухо к звукам с частотой колебаний в пределах от 1000 до 4000 Гц. Ниже 1000 Гц и выше 4000 Гц возбудимость уха сильно понижается.

У новорожденных полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью. Это затрудняет колебания слуховых косточек. Со временем жидкость рассасывается, и вместо нее из носоглотки через евстахиеву трубу проникает воздух. Новорожденный ребенок при громких звуках вздрагивает, у него изменяется дыхание, он перестает плакать. Более четким слух у детей становится к концу второго – началу третьего месяца. Через два месяца ребенок дифференцирует качественно различные звуки, в 3–4 месяца различает высоту звука, в 4–5 месяцев звуки для него становятся условно-рефлекторными раздражителями. К 1–2 годам дети различают звуки с разницей в один-два, а к четырем-пяти годам – даже 3/4 и 1/2 музыкального тона.

В расширениях полукружных каналов (ампулах) находится по одному костному гребешку, имеющему серповидную форму. К гребешку прилегает перепончатый лабиринт и скопление опорных и чувствительных рецепторов, которые снабжены волосками. Полукружные каналы заполнены эндолимфой.

Раздражителями отолитового аппарата являются ускоряющееся или замедляющееся движение тела, тряска, качка и наклон тела или головы в сторону, вызывающие давление отолитов на волоски рецепторных клеток. Раздражителем рецепторов полукружных каналов является ускоренное или замедленное вращательное движение в какой-либо плоскости. Импульсы, идущие от отолитового аппарата и полукружных каналов, делают возможным анализ положения головы в пространстве и изменений скорости и направления движений. Усиленное раздражение вестибулярного аппарата сопровождается учащением или замедлением сокращений сердца, дыхания, рвотой, усиленным потоотделением. При повышенной возбудимости вестибулярного аппарата в условиях морской качки наступают признаки «морской болезни», которые характеризуются вышеперечисленными вегетативными расстройствами. Аналогичные изменения наблюдаются при полетах, поездках в поезде и автомобиле.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

«Зрительная сенсорная система. Оптическая и рецепторная системы глаза. Гигиена глаза»

«Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Онтогенез условных и безусловных рефлексов».

Слуховой анализатор - совокупность механических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие человеком и животными звуковых колебаний.

У высших животных, в том числе у большинства млекопитающих, слуховой анализатор состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва и центральных отделов. Верхняя олива - первое образование головного мозга, где конвертируетcя информация от обоих ушей. В частотном анализе звуков существенное значение имеет улитковая перегородка - своеобразный механический спектральный анализатор, функционирующий как ряд взаимно рассогласованных фильтров. Деятельность рецепторного аппарата улитки проявляется в электрических реакциях, одна из которых довольно точно воспроизводит частоту тона (микрофонный эффект улитки). Частотная избирательность отдельных одиночных волокон слухового нерва в ряде случаев значительно выше, что свидетельствует о частотном обострении в слуховом анализаторе. Нервные элементы слухового анализатора обнаруживают, помимо частоты, определённую избирательность к интенсивности, длительности звука и др. Наряду с этими свойствами нейроны высших отделов слухового анализатора избирательно реагируют также на сложные признаки звуковых сигналов (например, определённую частоту амплитудной модуляции, направление часотной модуляции, направление движения звука).

Строение органа слуха.

Органы слуха разделены на три отдела:

1. Наружное ухо. В наружном ухе располагаются наружный слуховой проход и ушная раковина с мышцами и связками.

2. Среднее ухо. В среднем ухе находится барабанная перепонка, сосцевидные придатки и слуховая труба.

3. Внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находятся перепончатый лабиринт, располагающийся в костном лабиринте внутри пирамиды височной кости.

Наружное ухо.

Ушная раковина – эластичный хрящ сложной формы, покрытый кожей. Ее вогнутая поверхность обращена вперед, нижняя часть – долька ушной раковины – мочка, лишена хряща и заполнена жиром. На вогнутой поверхности расположен противозавиток, спереди от него углубление – раковина уха, на дне которого находится наружное слуховое отверстие ограниченное спереди козелком. Наружный слуховой проход состоит из хрящевого и костного отделов.

Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Она представляет собой пластинку, состоящую из двух слоев волокон. В наружном волокна расположены радиально, во внутреннем циркулярно.

В центре барабанной перепонки вдавление – пупок – место прикрепления к перепонке одной из слуховых косточек – молоточка. Барабанная перепонка вставлена в борозду барабанной части височной кости. В перепонке различают верхнюю(меньшую) свободную ненатянутую и нижнюю(большую) натянутую части. Перепонка расположена косо по отношению к оси слухового прохода.

Среднее ухо.

Барабанная полость – воздухоносная, расположена в основании пирамиды височной кости, слизистая оболочка выстлана однослойным плоским эпителием, который переходит в кубический или цилиндрический.

В полости находятся три слуховые косточки, сухожилия мышц, натягивающих барабанную перепонку и стремя. Здесь же проходит барабанная струна – ветвь промежуточного нерва. Барабанная полость переходит в слуховую трубу, которая открывается в носовой части глотки глоточным отверстием слуховой трубы.

Полость имеет шесть стенок:

    Верхняя – покрышечная стенка отделяет барабанную полость от полости черепа.

    Нижняя – яремная стенка отделяет барабанную полость от яремной вены.

    Медианальная – лабиринтная стенка отделяет барабанную полость от костного лабиринта внутреннего уха. В ней имеются окно преддверия и окно улитки, ведущие в отделы костного лабиринта. Окно преддверия закрыто основанием стремени, окно улитки закрыто вторичной барабанной перепонкой. Над окном преддверия в полость выступает стенка лицевого нерва.

    Литеральная – перепончатая стенка образована барабанной перепонкой и окружающими ее отделами височной кости.

    Передняя – сонная стенка отделяет барабанную полость от канала внутренней сонной артерии, на ней открывается барабанное отверстие слуховой трубы.

    В области задней сосцевидной стенки расположен вход в сосцевидную пещеру, ниже его имеется пирамидальное возвышение, внутри которого начинается стременная мышца.

Слуховые косточки – стремя, наковальня и молоточек.

Они названы так благодаря своей форме – самые мелкие в человеческом организме, составляют цепь, соединяющую барабанную перепонку с окном преддверия, ведущим во внутреннее ухо. Косточки передают звуковые колебания от барабанной перепонки окну преддверия. Рукоятка молоточка сращена с барабанной перепонкой. Головка молоточка и тело наковальни соединены между собой суставом и укреплены связками. Длинный отросток наковальни сочленяется с головкой стремечка, основание которого входит в окно преддверия, соединяясь с его краем посредством кольцевой связки стремени. Косточки покрыты слизистой оболочкой.

Сухожилие мышцы, напрягающей барабанную перепонку, прикрепляется к рукоятке молоточка, стременной мышцы - к стремени рядом с его головкой. Указанные мышцы регулируют движение косточек.

Слуховая труба (Евстахиева) длиной около 3.5 см. выполняет очень важную функцию – способствует выравниванию давления воздуха внутри барабанной полости по отношению к наружной среде.

Внутреннее ухо.

Внутреннее ухо расположено в височной кости. В костном лабиринте, изнутри выстланном надкостницей, залегает перепончатый лабиринт, повторяющий формы костного лабиринта. Между обоими лабиринтами имеется щель, заполненная перилимфой. Стенки костного лабиринта образованы компактной костной тканью. Он расположен между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом и состоит из преддверия, трех полукружных каналов и улитки.

Костное преддверие – овальная полость, сообщающаяся с полукружными каналами, на ее стенке имеется окно преддверия, у начала улитки – окно улитки.

Три костных полукружных канала лежат в трех взаимно-перпендикулярных плоскостях. Каждый полукружный канал имеет по две ножки, одна из которых перед впадением в преддверие расширяется, образуя ампулу. Соседние ножки переднего и заднего каналов соединяются, образуя общую костную ножку, поэтому три канала открываются в преддверие пятью отверстиями. Костная улитка образует 2.5 завитка вокруг горизонтально лежащего стержня – веретена, вокруг которого наподобие винта закручена костная спиральная пластинка, пронизанная тонкими канальцами, где проходят волокна улитковой части преддверно-улиткового нерва. В основании пластинки расположен спиральный канал, в котором лежит спиральный узел – кортиев орган. Он состоит из множества натянутых, словно струны, волокон.

Эти волокна не одинаковы: у них различные периоды колебаний. Пластинка вместе с соединяющимся с ней перепончатым улитковым протоком делит полость канала улитки на две лестницы: преддверия и барабанную, сообщающиеся между собой в области купола через отверстие улитки. Стенка перепончатого лабиринта образована соединительной тканью, изнутри она выстлана эпителием, лежащим на базальной мембране, и заполнена эндолимфой.

Щель, заполненная перилимфой, сообщается с подпаутинным пространством на нижней поверхности пирамиды височной кости через проток, проходящий в костном канальце улитки.

Механизм восприятия звука.

При сокращении мышцы, напрягающей барабанную перепонку, последняя втягивается внутрь и через цепь слуховых косточек вдавливает стремя в окно преддверия, что повышает внутри-лабиринтное давление и препятствует проникновению во внутреннее ухо низких и слабых звуков. При сокращении стременной мышцы стремя высвобождается из окна преддверия, что понижает внутри-лабиринтное давление и препятствует передаче слишком высоких звуков, но облегчает восприятие низких и слабых. Если в ухо поступают лишь слабые звуки, то их восприятию благоприятствует расслабление мышцы, напрягающей барабанной перепонку, при одновременном сокращении стременной мышцы. При воздействии на ухо очень сильных звуков происходит титаническое сокращение обеих мышц. Это предохраняет лабиринт от резких толчков.

От окна преддверия колебательные движения передаются жидкостям лабиринта и его перепончатым образованиям. При этом всякому прогибу стремени в окне преддверия соответствует выгиб вторичной барабанной перепонки в окне улитки. Нормальное функционирование лабиринтных окон имеет большое значение в передаче звуковых колебаний. Барабанная перепонка в отношении окна улитки играет роль защитного экрана, то есть ослабляет звуковое давление на него.

Ушной лабиринт имеет сложное строение. Он состоит из ряда сообщающихся между собой полостей и ходов, имеющих соединительнотканную оболочку (перепончатый лабиринт) и заключенных в футляр из компактной кости (костный лабиринт).

Костный лабиринт замурован в толще пирамиды височной кости. Лабиринт заполнен жидкостью, имеющей много сходного со спинномозговой, хотя и не идентичной ей. В перепончатом лабиринте она называется эндолимфой, в пространстве между перепончатым и костным лабиринтом – перилимфой. Перилимфа отличается от эндолимфы по электролитному составу.

Костный лабиринт разделяется на улитку (передний отдел), преддверие (центральный отдел) и полукружные каналы (задний отдел).

Все эти образования миниатюрные. Например:

Длина костного канала улитки от верхушки до основания 28-30 мм.

Ширина костной спиральной пластинки, выступающей в этот канал, около 1 мм.

Диаметр полукружных каналов 0.8-1.5 мм, длина 12-18 мм.

Переработка информации в центрах.

Функция отдельных частей проводящей системы слухового анализатора состоит в следующем. Клетки кортиева органа кодирует информацию. Нижние бугры четверохолмия отвечают за воспроизведение ориентировочного рефлекса на звуковое раздражение (поворот головы в сторону источника звука).

Слуховая кора принимает активное участие в обработке информации, связанной с анализом коротких звуковых сигналов, с процессом дифференцировки звуков, фиксаций начального момента звука, различения его деятельности. Слуховая кора ответственна за создание комплексного представления о звуковом сигнале, поступающем в оба уха раздельно, а также за пространственную локализацию звуковых сигналов.

Нейроны, участвующие в обработке информации, идущей от слуховых рецепторов, специализируются по выделению (детектированию) соответствующих признаков. Особенно это дифференцировка присуща нейронам слуховой коры, расположенным в верхней височной извилине. Здесь имеются колонки, которые анализируют поступающую информацию. Среди нейронов слуховой коры выделяют так называемые простые нейроны, функции которых – вычленение информации о чистых звуках. Есть нейроны, которые возбуждаются только на определенную последовательность звуков или на определенную амплитудную их модуляцию. Есть нейроны, которые позволяют определить направление звука.

Таким образом происходит сложнейший анализ звукового сигнала. Однако представление о мелодии возникает в ассоциативных участках коры, в которых осуществляется сложнейший анализ поступающей информации на основе информации, хранящейся в памяти. Именно в ассоциативных участках коры с помощью специализированных нейронов мы способны извлечь всю информацию, поступающую от соответствующих рецепторов.

Длительное воздействие надпорогового звука вызывает утомление слухового анализатора, которое выражается в значительном снижении слуховой чувствительности и замедленном ее восстановлении.

В механизме слуховой адаптации принимают участие как периферические, так и центральные отделы слухового анализатора. Ослабление рассмотренного выше рефлекса мышц среднего уха лежит в основе адаптивных механизмов периферического отдела слухового анализатора. Значительную долю участия в механизме адаптации принимают центральные отделы слухового анализатора. И, в частности, было показано, что слуховая адаптация регулируется ретикулярными структурами ствола мозга и задним гипоталамусом.

Слуховая ориентация в пространстве происходит двумя путями. В первом случае определяется местоположение самого звучащего объекта (первичная локализация), во втором – происходит восприятие отраженных от различных объектов звуковых волн. Таким объектом может быть человек. Это так называемая вторичная локализация звука, или эхолокация.

Пространственное восприятие звука возможно при наличии бинаурального слуха: способности определить местонахождение источника звука одновременно правым и левым ухом. При односторонней глухоте определение местоположения источника звука одним ухом облегчается поворотом головы в сторону звучащего источника, локализация которого в пространстве происходит путем сопоставления рисунка возбуждения в различных частях слуховой системы. Так, двухстороннее удаление слуховой коры приводит к значительным нарушениям пространственного слуха.

Среднее ухо содержит цепь соединенных между собой косточек: молоточка, со средним ухом с помощью овального окна, в котором неподвижно укреплена

Гигиена слуха.

Со значительным ростом технического прогресса участились случаи профессиональных невритов, возникающих под влиянием шума и сотрясения. Отсюда становится очевидной необходимость принятия мер коллективной профилактики, заключающейся в совершенствовании технологического процесса, а также индивидуальной профилактики, направленной на использование во время работы специальных антифонов для уменьшения вредного действия шумового фактора на преддверно-улитковый орган.

Одним из основных мероприятий борьбы с шумом на производстве является изменение технологий. Например, штамповку заменяют на прессовку.

Большой эффект дает покрытие вибрирующей поверхности материалом с большим внутренним трением – резина, пробка, войлок.

Широко применяются средства звукопоглощения – минеральная вата, войлочные плиты, стекловолокно и др. Для поглощения аэродинамических шумов применяют глушители. В зонах с повышенным уровнем шума работники обязательно должны применять СИЗ такие, как наушники и шлема. Вопрос применения индивидуальных средств защиты является предметом заботы инженера по охране труда.

Рабочие и служащие производства должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. Цель осмотров заключается в обеспечении безопасности движения поездов.

На Ж/Д транспорте создана новая система, главным элементом которой является комплекс оздоровительных технологий на базе оздоровительных центров.

В организации режима труда следует учитывать четкое определение времени перерывов для отдыха в течение рабочего дня.

Гигиена органов слуха - профилактические меры для предохранения органов слуха от вредных воздействий и проникновения инфекций. Гигиена начинается с ежедневного мытья ушей.

Для предохранения органа слуха от вредных воздействий и проникновения инфекций следует соблюдать некоторые меры гигиены.

1. Серные пробки. Выделяемая железами в наружном слуховом проходе ушная сера защищает ухо от проникновения пыли и микробов, однако ее избыток приводит к образованию серной пробки и может вызвать ослабление слуха. Поэтому нужно постоянно следить за чистотой ушей. Если скопилось много серы, следует обратиться к врачу, чтобы он удалил серные пробки.

2. При инфекционных заболеваниях (грипп, ангина, корь) микробы из носоглотки могут проникнуть через слуховую трубу в полость среднего уха и вызвать воспаление.

3. Производственный шум. Большой вред здоровью наносят сильные шумы, постоянно действующие на организм. Они могут приводить не только к ослаблению слуха или его полной потере, но и снижать работоспособность, повышать утомляемость, вызывать бессонницу, а также быть причиной возникновения ряда заболеваний (язва, гастрит, гипертония и др.). Для борьбы с производственными шумами используются различные средства защиты – звукопоглощающие материалы, звуконепроницаемые наушники и др.

4. Попадание воды в уши. Попадание воды в уши приводит к ощущению заложенности, ухудшению слуха, а при длительном воздействии - к сильной боли. Чтобы избавиться от недавно попавшей воды, необходимо лечь на спину, а затем медленно (примерно за 5 секунд) повернуть голову на больное ухо. После этого вода выльется из уха. В случае, если вода попала давно и ухо начало болеть, необходимо закапать несколько капель борной кислоты или изопропилового спирта, что поспособствует испарению оставшейся в ухе воды.

5. Большое значение для профилактики заболеваний уха и сохранения слуха имеет нормальное носовое дыхание. Воспаление слизистой оболочки носа и горла приводит к тому, что слуховая труба заполняется слизью и давление воздуха в среднем ухе не может сравняться с наружным давлением. При этом человек испытывает своеобразное ощущение - заложенность в ушах. Нельзя сморкаться сразу обеими половинами носа, а нужно делать это попеременно, прижимая каждое крыло носа к перегородке. Не сморкайтесь слишком сильно, когда у тебя насморк. Иначе воспаление из носа может распространиться на уши.

Использованная литература:

1.М.Р. Сапин, Г.Л. Билич – «Анатомия человека», М. «Высшая школа» 1996 г.

2. Н.А. Агаджанян, В.И. Циркин – «Физиология человека», М. «Мед. Книга» 2003 г.

3. М. Плужников, С. Рязанцев – «Среди запахов и звуков», М. «Молодая гвардия» 1996 г.

4. А.Д. Ноздрачев, Ю.И. Блаженов - «Начала физиологии», СПб «Лань» 2004 г.

5. Д.И. Тарасов, В.Б. Валентинов – «Я слышу», М. «Сов. Россия» 1989 г.

6. С.В. Алексеев – «Труд и здоровье», М. «Знание» 1993 г.

7. Л.Ю. Трушкин, Л.М. Демьянова – «Гигиена и экология человека», из-во «Феникс» 2003 г.

8. Д.Г. Тагдиси – «Труд и настроение», М. «Знание» 1998 г.

9. И.Б. Солдатов – «Лекции по оториноларингологии», М. «Медицина», 1995 г.