Как рыба мечет икру? Все ли рыбы мечут икру? Вечное возвращение: удивительные факты из жизни лососей Рыбки, рассеивающие икру на грунт.

Если строить рейтинг животных по любви к малой родине, лососи заняли бы в нем первое место. Прожив некоторое время в родном ручье, рыбы отправляются в грандиозное путешествие к морю. Те, кто добираются туда живыми, несколько лет кормятся и копят силы, чтобы в один прекрасный день поплыть назад к месту рождения и там погибнуть.

Когда лососи вылупляются из икринок, у них есть огромный (относительно собственных размеров) желточный мешок. В нем хранится запас питательных веществ на первые дни. Молодь учится плавать, а затем те, кто выживают, начинают стремительно менять внешность. Лососевые умеют преображаться, как мало кто в животном мире. Молодых лососей, которые кормятся неподалеку от места рождения, называют мальками. Тех, кто выходят в реку и приобретает пеструю камуфлированную окраску, - пестрятками. Скатывающихся (специальный термин, которым обозначают стремящихся к соленой воде молодых рыб) в море - смолтами. Серебристые смолты настолько отличаются от пестряток, что их невозможно принять за представителей одного вида. Что уж говорить о том, как рыбы выглядят в период нереста, в яркой брачной окраске! Из-за того что лососи в течение жизни постоянно меняют внешность, в названиях рыб наблюдается некоторая путаница. Скажем, семга - это определенный вид атлантического лосося, а форель - пресноводная форма разных рыб. Так что одну и ту же рыбу можно назвать, например, кетой, лососем и форелью - и все это будет правильно.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Редкий кадр

- Ученые предполагают, что семейству лососевых около 100 миллионов лет. А это значит, что первый лосось мог плавать в тех же водах, что и динозавры, - рассказывает заместитель главного редактора газеты «Комсомольская правда», участник дальневосточных экспедиций издания Леонид Захаров. - Когда видишь, как лосось, преодолевая пороги, идет против течения вверх по реке, дух захватывает.

Примерно раз в год, много лет подряд, мы с друзьями-коллегами отправляемся в речные походы. Выбираем какую-нибудь таежную реку, обычно в Хабаровском крае, и пару недель сплавляемся на лодках. За время экспедиций набралось огромное количество фотоматериалов о флоре и фауне Дальнего Востока, которые мы подумывали собрать в книгу. Вы играли грант Русского географиче ского общества и отправились в очередную экспедицию, но уже с конкретной целью: рассказать об удивительной рыбе. Мы будем рады, если наш альбом «Реки Дальнего Востока - колыбель тихоокеанского лосося» (фотографии из которого украшают эту публикацию) привлечет внимание к красоте русской природы и, возможно, заставит кого-то сдать билеты в теплую страну и отправиться в сторону Хабаровска и Владивостока.

Полевые эксперименты с радиометками показывают, что зараженные жемчужницами лососи умирают не чаще здоровых собратьев. Более того, похоже, что моллюски замедляют старение рыб в холодном климате. На севере личинкам жемчужниц нужно много времени для развития, поэтому в их интересах продлить жизнь лосося-хозяина и не дать ему умереть слишком быстро. Некоторые ученые считают, что атлантический лосось, в отличие от тихоокеанского, не погибает после нереста именно из-за совместной эволюции с жемчужницей. Как именно моллюски сохраняют лососям молодость, пока неясно, но теоретически это можно сделать, например, снизив активность гормонов надпочечников.

Лососи безошибочно находят дорогу в любую погоду и в любых условиях. Долгое время было неясно, как рыбы ориентируются в пространстве даже тогда, когда не видно ни Солнца, ни Луны. Зоологи давно предполагали, что лососи, как и птицы, могут ориентироваться по магнитному полю, но подтвердить гипотезу не удавалось. Ученым помог... канадский остров Ванкувер. Он загораживает устье реки, куда идет на нерест лосось, поэтому рыбам приходится огибать остров по южному или северному пути, которые удалены друг от друга почти на 400 километров.

Вооружившись данными по миграции и изменениям магнитного поля за 58 лет, ученые обнаружили, что рыбы предпочитают тот путь, который больше похож на устье по магнитным свойствам двухлетней давности. То есть на тот момент, когда идущие на нерест рыбы покидали реку. Это наблюдение стало первым прямым доказательством, что лосось при помощи особых органов запоминает конфигурацию магнитного поля и ориентируется по ней.

Лососи находят родную заводь, улавливая обонятельными органами отдельные молекулы, несущие знакомый аромат. По чувствительности к запахам рыбы лишь немного уступают собакам. В 70-х годах прошлого века американские исследователи обнаружили, что в основе навигации лососей на последнем этапе пути лежит обонятельная память. Зоологи выращивали молодого кижуча в воде с ароматизаторами, а затем выпускали в океан. Когда в положенный срок рыбы возвращались в родные места, оказалось, что их легко сбить с пути, просто добавив пахучее вещество в воду. Вместо нужного водоема кижучи устремлялись туда, откуда исходил его запах.

Память на ароматы у лосося формируется не раньше и не позже определенного срока. Биологи называют такую память обонятельным импринтингом, потому что в ней как бы отпечатываются особенности окружающей среды в определенный момент жизни. Сходный механизм заставляет птиц считать матерью тот объект (в том числе неживой), который они видели в короткий, строго ограниченный период времени.

Во время нерестового хода тело лосося претерпевает драматические метаморфозы: изменяется окраска, вырастает горб, чешуя погружается в кожу, на морде вырастает роговой клюв, а часть внутренних органов исчезает. На обратном пути к малой родине лососи не едят, поэтому пищеварительные органы у них атрофируются, и до самой смерти рыбы живут на накопленных запасах жира. Радикально менять внешность рыб заставляет та же причина, по которой девушки носят туфли на высоченной шпильке, а юноши проводят долгие часы в спортзале. У лососей требования полового отбора куда жестче: чем ярче особь, тем легче ей привлечь к себе внимание противоположного пола. Большинство рыб после нереста погибает, так что экономить на ресурсах не имеет смысла, и лососи ставят на кон все.

ЭКСПЕРИМЕНТ
Лестница на родину

На многих реках, где нерестятся лососи, построены ГЭС, а русла перегорожены плотинами. Долгое время считалось, что гидроэлектростанции чрезвычайно опасны для рыб.

Относительно недавно ГЭС, и особенно их турбины, действительно были для лососей смертельным препятствием. Но сегодня на большинстве станций устраивают специальные «водные лестницы», по которым рыба может подняться в родной водоем, минуя лопасти. Однако движение к морю все равно считалось опасным для молодых рыб: специалисты полагали, что лососи не могут сориентироваться в воде без течения, кроме того, в обмелевших ручьях рыбы становятся легкой добычей хищников.

К счастью, недавние эксперименты с радиометками показали, что у смолтов, которые плывут по реке с плотинами, не меньше шансов добраться до моря, чем в реках без плотин. Результаты исследования обнадеживают, но большинство популяций лосося все равно сокращаются из-за деятельности человека.

Лососи преодолевают сотни километров, не взаимодействуя ни с кем из огромного стада, но в последние дни жизни обретают вторую половину, чтобы сделать главное. Лосось нерестится на мелких речных перекатах с галечным дном. Самки выкапывают яму глубиной до полуметра, куда мечут икру. После оплодотворения рыбы выкапывают гальку немного выше по течению, чтобы поток воды засыпал ею гнездо. Над икрой образуется нерестовый бугор высотой 10–20 сантиметров и площадью несколько метров. Илистое или глиняное дно для икры не подходит - нужен постоянный ток чистой, богатой кислородом воды.

В кладке бывает от полутора до пяти тысяч икринок в зависимости от вида лосося. Рекорд, около 14 000 икринок, принадлежит чавыче, крупнейшей из лососевых рыб. Как ни странно, большая часть икры обычно выживает. Но вот совершить путешествие в море и вернуться в родные места удается одной из двух сотен братьев и сестер.

БУДУЩЕЕ
Лидер продаж

Атлантический лосось, по-видимому, станет первым генно-модифицированным животным, которое попадет на прилавки магазинов. ГМ-рыбы уже существуют, но противники любых вмешательств в геном не дают ученым и рыбоводам начинать разведение.

Работы по созданию быстрорастущего лосося начались еще в 1989 году и были закончены за шесть лет. Американская компания AquaBountiВ встроила в хромосомы семги ген гормона роста с повышенной активностью. Модификация позволяет выращивать лососевых до товарного размера в два раза быстрее: не за три года, а за восемнадцать месяцев.

Американское управление по санитарному надзору (FDA) подтвердило безопасность его употребления в пищу, но ГМ-лосось пока в сетях бюрократии. Согласования бесконечно затягиваются, и у компании есть все шансы обанкротиться.

В повадках лосося можно обнаружить и завидный патриотизм, и самоотречение ради будущего, и невероятную целеустремленность - все, что так ценят люди. Впрочем, желание человека наделить окружающий мир осмысленностью многое говорит только о человеке. А лосось…

«Рыба не думает, - пел Игги Поп. - Потому что рыба знает. Все».

Фотографии: Сергей Горшков








Викторина ВОПРОСЫ ВОПРОСЫ Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? Какая птица выводит птенцов зимой? Какая птица выводит птенцов зимой? Какое животное откладывает икру себе на спину, и тем самым вынашивает себе детёнышей? Какое животное откладывает икру себе на спину, и тем самым вынашивает себе детёнышей? Какая рыба «вьёт» гнездо? Какая рыба «вьёт» гнездо? Детёныши каких животным питаются молоком чужой матери? Детёныши каких животным питаются молоком чужой матери? ОТВЕТЫ ОТВЕТЫ Три раза за лето птенцов выводят воробьи, овсянки Три раза за лето птенцов выводят воробьи, овсянки Зимой птенцов выводят клесты Зимой птенцов выводят клесты Суриамская пипа откладывает икру себе на спину, и тем самым вынашивает детёнышей Суриамская пипа откладывает икру себе на спину, и тем самым вынашивает детёнышей Рыба колюшка «вьёт» гнёзда Рыба колюшка «вьёт» гнёзда Зайчата питаются молоком разных мам Зайчата питаются молоком разных мам


Наше продолжение Вопросы Вопросы Какое семейство насекомых является самым многочисленным? Какое семейство насекомых является самым многочисленным? Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? Какова длина нити кокона шелковичного червя? Какова длина нити кокона шелковичного червя? Личинки какого насекомого, не имея крыльев, в период миграции «пешком» могут проходить до 30 км, наиболее охотно двигаясь против ветра? Личинки какого насекомого, не имея крыльев, в период миграции «пешком» могут проходить до 30 км, наиболее охотно двигаясь против ветра? Ответы Ответы Семейство мух(750 тыс. разновидностей) Семейство мух(750 тыс. разновидностей) Воронье гнездо плоское, а сорочье круглое, с крышей Воронье гнездо плоское, а сорочье круглое, с крышей Береговая ласточка, щурка, зимородок Береговая ласточка, щурка, зимородок Кукушка Кукушка От м. От м. Личинки саранчи Личинки саранчи


Список литературы Кириленко,Пиринов,Пиринова Детская энциклопедия о животных.- М.:Просвещение,2008 Кириленко,Пиринов,Пиринова Детская энциклопедия о животных.- М.:Просвещение,2008 Букобоза Л.,Мулинье А. Животные. Детская энциклопедия.- М.:Махаон, 2009 Букобоза Л.,Мулинье А. Животные. Детская энциклопедия.- М.:Махаон, 2009 Плешаков А.А «От земли до неба:атлас- определитель для учащихся начальных классов».- М.: Просвещение,2009 Плешаков А.А «От земли до неба:атлас- определитель для учащихся начальных классов».- М.: Просвещение,2009 Плешаков А.А.Мир вокруг нас:3 класс. - М.:Просвещение, 2008 Плешаков А.А.Мир вокруг нас:3 класс. - М.:Просвещение, 2008

6. По какому признаку можно безошибочно отличить паукообразных от насекомых?

7. Какой отряд, какого класса и типа беспозвоночных животных СССР и всего мира включает наибольшее число видов?

8. Встречаются ли подвижные насекомые зимой?

9. Какие бабочки зимуют во взрослом состоянии?

10. Встречаются ли в природе бескрылые бабочки?

11. Какая бабочка пищит?

12. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах?

13. Назовите самого крупного водяного жука нашей страны.

15. Знаете ли вы этих насекомых? Одно из них передвигается по поверхности воды, как по суше; другое плавает всегда вверх ногами; третье по своему виду похоже на скорпиона и сухой листочек (см. верхний рис. на стр. 140).

16. Какие насекомые приносят пользу, охотясь за насекомыми-вредителями или откладывая свои яички в их личинки и яйца?

17. Какую пользу приносят пчёлы?

19. Чем объясняется название бабочки - «непарный шелкопряд»? Какое значение имеет насекомое для лесного хозяйства и плодоводства?

20. В садок с несколькими мухами поставлены два стакана со свежим молоком и один стакан с простоквашей. Один стакан со свежим молоком обвязан марлей. Одновременно ли закиснет свежее молоко в обоих стаканах?

21. Какой комар малярийный и какой - обыкновенный? (См. нижний рис. на стр. 140.)

22. Какой жук в древнем Египте почитался как священное насекомое?

23. Какие животные встречаются на наибольшей высоте в воздухе и какие на наибольшей глубине в воде и почве?

24. Проходные рыбы: осётр, белуга, лососи, некоторые сельди и др. - для метания икры (нереста) поднимаются из морей в реки. А какая рыба для размножения идёт из рек в море?

25. Наши пресноводные рыбы мечут икру (нерестятся) весной; лишь одна рыба нерестится зимой. Знаете ли вы её?

26. Назовите самую крупную промысловую рыбу СССР.

27. Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной?

28. Какая рыбка разводится и применяется для борьбы с малярией?

29. Какая рыба пользуется для передвижения другими рыбами, брёвнами, судами и пр.?

30. Как-то весной школьники сообщили мне, что видели синих лягушек. Что это - шутка или правда?

31. Какое наше земноводное обитает в пустынях?

32. Какое земноводное в значительной мере питается личинками комаров и тем самым помогает борьбе с малярией?

33. Встречается ли в СССР удав?

34. Какие ядовитые змеи встречаются в СССР?

35. Про каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи вон»?

36. Какие животные спят с открытыми глазами?

37. Каких ящериц часто путают со змеями?

38. Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны независимо один от другого?

39. Какая птица обладает наибольшим размахом крыльев в полёте?

40. Какая сова охотится днём?

41. Натуралист заметил на высокой, стоявшей недалеко от озера, сосне большое гнездо. Занимаясь по поручению музея изучением жизни птиц, он забрался на дерево, закинул руку через край гнезда и вместо яиц и птенцов вытащил крупную и совсем свежую щуку. Какой птице принадлежало гнездо?

42. Используются ли сейчас хищные птицы человеком для охоты?

43. Какие птицы издают звуки, похожие на лай собаки? Смех человека? Шипение змеи? Рёв быка? Блеяние ягнёнка?

44. Какая птица выводит птенцов зимой?

45. Какие птицы выводят птенцов, не насиживая яйца?

46. У каких птиц насиживают яйца и заботятся о птенцах самцы?

47. Какие птицы в период размножения сооружают «беседки» и «сады»?

48. Какая наша певчая птица может нырять на дно водоёма и бегать по дну?

49. Встречаются ли в природе белые галки и воробьи?

50. Какие птицы не летают?

51. Какие птицы здесь изображены? Где они живут? (См. цветную табл. на стр. 144.)

52. Какие хищные птицы вредны? Какие полезны?

53. Полезны или вредны грачи?

54. Полезна или вредна серая ворона?

55. Какая птица вредит пчеловодству?

56. Какая птица вредна для рыбного хозяйства?

57. Какая птица Севера имеет ценный пух, добываемый человеком из её гнезда?

58. Какие птицы способствуют расселению в лесу рябины, черёмухи, крушины и других ягодных деревьев и кустарников?

59. Какая птица способствует расселению сибирского кедра?

60. Какая птица охотится за насекомыми в сумерках?

61. Как отличить старых грача и скворца от молодых?

62. Как отличить городскую ласточку (воронка) от деревенской ласточки (касатки)? Как отличить ласточку от стрижа?

63. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы, синицы, пищухи, поползни, глухари, тетерева, рябчики не улетают?

64. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз и вверх головой, а какая - только вверх?

65. Какая птица может переносить своих птенцов в лапах?

66. При выкармливании птенцов «рабочий день» родителей иногда длится 15–18 часов. Как вы думаете, сколько километров за это время налетают ласточки и стрижи, охотящиеся за насекомыми в воздухе?

67. Какая певчая птица весной запевает утром раньше всех?

68. Какие птицы поют ночью?

69. У певчих птиц, как известно, поют самцы; у каких птиц поют и самки?

70. Какой отряд птиц СССР содержит наибольшее число видов и какой наименьшее?

71. Какая птица характерна только для Антарктики?

72. Какое крупное млекопитающее из отряда ластоногих характерно только для Арктики? Какое для Антарктики?

73. Какое млекопитающее из отряда хищных обитает только в Арктике?

74. Какие это животные? Где они обитают? (См. рис. на стр. 141.)

75. Какой отряд млекопитающих в СССР содержит наибольшее число диких видов и какой - наименьшее?

76. Какой самый крупный и самый мелкий представитель семейства оленей в нашей стране?

77. Как правило, у всех видов семейства оленей рогами обладают только самцы. А у какого вида рога имеются у самок? У какого вида и самцы и самки безроги?

78. Встречаются ли в СССР антилопы?

79. Какие представители семейства кошачьих встречаются в СССР?

80. Какие животные СССР относятся к семейству куньих?

81. Какие ценные пушные животные обитают только в СССР?

82. Какие ценные пушные звери наиболее широко распространены по земному шару?

83. Мех какого зверька ценится выше меха остальных пушных животных?

84. Какой грызун издавна занимает первое место в пушном промысле нашей Родины?

85. Какой недавно акклиматизированный в СССР грызун уже занял одно из важнейших мест в пушном промысле нашей страны?

86. У какого широко распространённого промыслово-охотничьего животного бывает 3–4 приплода в год?

Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;
  • расширить знания учащихся о многообразии животного мира.

2. Развивающие:

  • развивать у школьников самостоятельность мышления;
  • учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;
  • развивать познавательный интерес.
  • 3. Воспитательные:

    Структура урока

    1. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.
    2. Актуализация учениками своих знаний.
    3. Поиск решения проблемы учениками.
    4. Выражение решения.
    5. Применение знаний учениками.
    6. Итоговая часть урока.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.

    У. Ребята, на предыдущих уроках вы уже многое узнали о животном мире: о его многообразии, о том, кто как приспособлен в жизни, выяснили, кто чем питается. А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему.

    Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.

    Итак, у людей – ребенок;
    у лисы – (лисенок);
    у кошки – (котенок);
    у утки – (утенок)?;
    у бабочки – ?;
    у кузнечика – ?

    Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.

    Ребята, а кем в детстве была лягушка? А морской конек? Дельфин? Змея?

    Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!

    Как вы думаете,какую проблему мы сегодня будем вместе решать? И какая же тема нашего урока?

    Д. Как называются детеныши некоторых животных?

    У. Правильно, ребята! Тема нашего урока: “Развитие и размножение животных”.

    III. Актуализация учениками своих знаний.

    У. Ребята, какие группы животных вы знаете?

    Д. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

    У. К какому виду животных относятся бабочки и кузнечики?

    Д. Насекомые.

    У. С развитием и размножением мы познакомимся на примере насекомых.

    Например, бабочка-крапивница откладывает свои яйца на листьях крапивы с внутренней стороны. Затем из них вылупляются личинки, которые называются гусеницами. Гусеница совсем непохожа на бабочку, у нее толстое удлиненное тело. Выросшая гусеница переползает на ствол, здесь она сбрасывает шкурку и превращается в неподвижную куколку. Весной из куколки выходит взрослая бабочка. Так развиваются бабочки, пчелы, мухи и комары.

    Но не у всех насекомых бывают куколки. Например, нет куколки у кузнечика. Из яйца появляется личинка, которая очень похожа на взрослое насекомое, только маленького размера. Личинка растет, периодически сбрасывая шкурку. Когда она это делает последний раз, выходит уже взрослое насекомое. Так развиваются кузнечики, тараканы, саранча.

    Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие?

    Д. Одни насекомые имеют в развитии куколку, а другие – нет.

    IV. Поиск решения проблемы учениками.

    У. Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов:

    Группы животных

    Размножение

    Развитие

    На странице 105 учебника прочитайте о насекомых и карандашом выделите главное: как они размножаются и как развиваются.

    Класс работает с учебником.

    У. С чего начинается размножение насекомых?

    Д. Они откладывают яйца.

    У. Каким путем идет развитие?

    Д. Либо выводится личинка, потом куколка, потом взрослое насекомое. Либо из яйца вылупляется личинка, похожая на взрослое насекомое.

    Заполняется таблица.

    У. Ребята, я уверена, что каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детенышами бабочки и кузнечика.

    Переходим к следующим группам животных. Рыбы. Прочитайте в тексте на странице 106 абзац о рыбах. Карандашом отметьте главное в размножении и развитии рыб. Назовите.

    Д. Рыбы откладывают икру, из нее появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу.

    Заполняется таблица.

    У. Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.

    Прочитайте в учебнике, как размножаются земноводные.

    Д. Откладывают икру, из икры выводятся головастики, которые превращаются в лягушку.

    Заполняется таблица.

    У. Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.

    Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Самостоятельно узнайте из учебник, как у них проходит развитие, подчеркните главное.

    Д. Откладывают яйца, из яйца вылупляется детеныш, который вырастает во взрослое животное.

    У. Ребята, а помните, как в сказке Р. Киплинга “Рики – тики – тави” змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змеёныши.

    Заполняется таблица.

    Переходим к следующей группе животных. Давайте выясним, как размножаются птицы. В учебнике на странице 106 читаем текст, выделяем главное.

    Д. Откладывают яйца, из них вылупляются птенцы, которые вырастают во взрослых птиц.

    Заполняется таблица.

    У. Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.

    Последняя группа животных – млекопитающие или звери. В учебнике на странице 108 узнайте, как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное.

    Д. Звери рождают детенышей, которые вырастают во взрослое животное.

    Заполняется таблица.

    У. Таким образом, мы составили с вами таблицу “Размножение и развитие животных”.

    Группы животных

    Размножение

    Развитие

    Насекомые

    откладывают яйца

    либо: яйцо – личинки – куколка – взрослое насекомое (бабочка)
    либо: яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)

    откладывают икру

    икра – малек – рыба

    Земноводные

    откладывают икру

    икра – головастик – лягушка

    Пресмыкающиеся

    откладывают яйца

    яйцо – детеныш – взрослое животное

    откладывают яйца

    яйцо – птенец – взрослая птица

    Млекопитающие

    рождают детенышей

    детеныши – взрослое животное

    V. Физкультминутка

    Утром бабочка проснулась.
    Потянулась,
    Улыбнулась.
    Раз – росой она умылась.
    Два – изящно покружилась.
    Три – нагнулась и присела.
    На четыре – улетела.

    VI. Выражение решения.

    (Работа по таблице)

    У. – Какие из животных откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы)

    – Кто три раза родится? (Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.)

    – Чем отличается размножение зверей от других животных? (Звери рождают детенышей)

    – Сравните размножение рыб и земноводных. (Откладывают икру)

    – Сравните размножение пресмыкающихся и птиц. (Откладывают яйца)

    Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них вам расскажут ваши товарищи.

    Слайд 4. УТКОНОС.

    Выступление 1-го учащегося.

    Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а впереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву. Когда впервые его чучело привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому-то другому зверю. Ещё больше изумились все, когда выяснилось, что утконос … откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Оказалось, что детеныш после вылупления питается все же молоком. Значит, утконос – млекопитающее.

    Слайд 5. КОЛЮШКА.

    Выступление 2-го учащегося.

    Интересен тот факт, что самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками. Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыб, приближающихся к гнезду. Движением грудных плавников он гонит в гнездо свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда.

    Слайд 6. МОРСКИЕ КОНЬКИ.

    Выступление 3-го учащегося.

    Уникальность этих морских обитателей состоит не только в их необычном внешнем виде, отличном от других рыб, но и в том, что самцы морского конька вынашивают икринки в сумке на брюхе. Некоторое время отец является нянькой для своих детенышей.

    VII. Применение знаний учениками.

    Работа в парах.

    У. В “Рабочих тетрадях” выполните задание №1 и №2 . Проверка.

    Задание №3. Взаимопроверка.

    Работа в группах.(Класс разбит на 4 команды. Каждая команда получает конверт с разрезными карточками, из которых дети должны сложить 3 цепочки развития животных).

    (Икра – малек – рыба

    Яйцо – птенец – птица

    Яйцо – личинка – куколка – бабочка)

    VIII. Итоговая часть урока.

    У. Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Какие тайны вам открыла природа?

    Ответы детей.

    У. А сейчас ответим на вопросы теста.

    1. Кто выкармливает детёнышей молоком?

    а) птицы и) звери б)рыбы

    2.Какое слово пропущено:

    икринка---------………----------рыба

    а)личинка т)малёк б)головастик

    3.Какое животное относится к рыбам?

    а)дельфин б)бегемот о)карп

    4. Когда охота запрещена?

    а)зимой г)весной б)осенью

    У. Правильные ответы составили слово ИТОГ.

    Подведем итог урока. Для этого вернемся к первому слайду.

    Подумайте, почему изображены эти животные?

    Д. Каждое животное было когда-то детенышем.

    У. Правильно, и поэтому мы должны бережно относиться к детенышам, так как из них вырастают взрослые животные.

    IX. Домашнее задание.

    Учебник, стр. 105-111

    “Рабочая тетрадь”, стр. 50, №5

    НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И МАТЕРИАЛЫ

    1. Программа для запуска проекта: Microsoft Office Power Point 2003.
    2. Дополнительное устройство – мультимедийная система (или интерактивная доска).

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

    1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007
    2. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 3 класс. М.: “ВАКО”, 2007