К вопросу историографии культов коня и быка в ямной археологической культуре. Быки у разных народов мира: культура и религия «С кем быка ела?»

Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.

Важнейшим древним культом в среде индоарийских племен был культ коровы . Корова также являлась живым символом Матери-Земли, которая, в свою очередь, сама осчастливила человечество существованием этого животного. Даже простое кормление коровы уже считалось актом поклонения ей. А коровья моча почиталась священной и использовалась в ритуалах очищения.
Всеобщее предпочтение "коровы изобилия" другими животными часто сочеталось с культом быка, одной, как производящей, другого, как зарождающей мощи Природы . Эти символы были тесно связаны с культом солнечных и лунных богов.
С приходом патриархата во многих странах приоритет начали отдавать быку. В Египте черный бык с особыми белыми отметинами - бык Апис - олицетворял бога плодородия, был душой главного бога города Мемфиса Птаха, а также бога Солнца Ра и был связан с Осирисом (считался быком Осириса). В одном из храмовых песнопений Осирис прямо отождествляется с быком и прославлялся такими словами :
"Бык, порожденный двумя коровами, Исидой и Нефтидой,
Он, потомок двух коров, Исиды и Нефтиды,
ребенок необычайно прекрасен!"
У египтян, корова, родившая быка-Аписа, почиталась и содержалась в особом здании . Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем. Умершего быка-Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе около Мемфиса. На бронзовых статуэтках Аписа, между рогов часто помещался солнечный диск.
В Египте бык Осириса, или Апис, отождествлялся также с духом зерна, а в Европе дух зерна связывали как с быком, так и с коровой, главным образом в Венгрии, Швейцарии, Пруссии и в некоторых районах Франции . В итоге, "бык зерна" был убит в Бордо. Существует очень древняя ирландская легенда о конфликте между Коричневым Быком Ульстера и Белорогим Быком Коннахта. Оба этих быка появились на свет в результате чудесного рождения - их матерями были волшебные коровы. Ирландская легенда основана на вере переселения душ. В ней рассказывается о том, что соперничающие быки изначально были свинопасами. Один из них служил сыну Дагды, богу зерна из племени богини Дану*.

*Следы имени Дану следует искать в наиболее архаичных пластах матриархата. Так, например, Богиня-мать существовала не только в Древнем Египте, но и в кельтской мифологии в лице богинь Дану и Домну - матери богов добра и зла, соответственно, а от Дану, к тому же, произошло и все человечество .
Дану относят к наиболее архаичным божествам из всех известных к настоящему времени гэльских, божеств . Другие варианты ее имени Ану или Ана, увековечены в названии двух широко известных горных вершин в окрестностях Килларни, которые в ниши дни именуются просто «Сосцы», а в древности их название звучало как «Сосцы Аны».
Это же относится и к имени Ану, Ана, Ан. Во времена патриархата, в Месопотамии, например, Анна (Ан, Ана, Ану) обозначал бога Небес. Ану (дословно "Небо", "Верх") был главным богом шумеров, покровителем города Урука. В Вавилоне Ану считался владыкой Неба и Отцом богини земли, Богини-Матери Бау . По шумеро-вавилонским представлениям , целый большой род богов, ануннаков, жил на земле и под землей, определяя людские судьбы, являясь при этом судьями подземного мира.
В древнеиндийской мифологии, Дану олицетворяла мать Вритры, демона ночи, с которым воевал Индра за освобождение света из тьмы . Ригведа упоминает семерых данавов, происходящих от Дану и рассеянных Индрой.
Похоже, что в древности имя, содержащее корневую основу "Дан", было достаточно широко распространено и неоднократно меняло свое значение. Так, имя Дану имела река в Ригведе, а в Российской империи, в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии, была река под названием Дан .
Указанные разночтения в мифологии богини Дану могут свидетельствовать только о глубоком противоречии, возникшем в древности между кельтами и индусами по аналогии разночтения суров и асуров между иранцами и индусами.

Поклонение быку как божеству было характерным для индоевропейцев и многим другим древним народам. По мнению А.И. Немировского , бык олицетворял древнейшее божество практически во всех средиземноморских религиях. А. Белов полагал , что древние индоевропейцы поклонялись не просто быку как животному, а быку, символизирующему созидающее начала, дарующего жизнь. У греков и латинян, как считал А.И. Немировский , речные боги - водяные - часто представали в образе быков. Вергилий речного бога Тиберина называл «бог рогоносный». Согласно Фесту , реки у древних ассоциировались с быками, поскольку были так же необузданны, как эти животные. Много позднее в обращении к рекам античность выработала формулу : «Здравствуй, поток неведомый, священный, благотворный, вечный».
Древние индоевропейцы считали Луну вратами небесного мира для душ умерших . Через эти врата душе открывал входом в обитель блаженных.
В этой связи важно знать, что у египтян (позднее часть символики была заимствована евреями) и у индусов мужчина и женщина часто обозначались быком и коровою : у египтян они посвящались Осирису и Исиде, соответственно, а в Индии часто изображались в виде Быка Шивы и коровы Шакти. В Египте изображения мужской фигуры с головой быка и женской с головой коровы были в большом почёте. Осирис означал Солнце и реку Нил, тропический год в 365 дней (числом, означающим словом Neilos) и быка, принцип огня и жизнедательной силы, тогда как Исида символизировала Луну, русло реки Нил, матерь-Землю, энергию для рожениц, которым вода являлась необходимостью, лунный год в 354-364 дней и лунный период беременности (40 лунных недель), корову, носящую на голове серп новолуния - начало новой жизни, нового периода времени и всего нового, что способно принести будущее.
Древние видели сходство женщины с коровой не только и не столько в том, что им обеим было свойственно вырабатывать молоко и кормить им своё новорожденное дитя, сколько в схожести сроков беременности , который у коровы и у женщины был одинаковым, в 280 дней или 10 лунных месяцев, по 4 недели в каждом. И в этом периоде заключалось значение этого живого символа, знаком которого стал серп новолуния, который заимствовали для своего почитания евреи. Эти основные периоды беременности послужили основой символизма по всему миру. Они также были в употреблении у индусов и встречаются в изображениях древних жителей Америки, явно располагаясь в основании календарей майев Юкатана, индусов, ассирийцев и древних вавилонян, также как у египтян и древних евреев.

Иную картину культа быка описал А. Белов . Его версия основывалась на древних изображениях льва и быка, борющихся в смертельной схватке, что, по мнению автора, было неслучайным.
На севере Месопотамии, в районе озера Ван и в горах Тавра в Северной Сирии около 7000 лет назад возникла так называемая культура Халафы, характеризующаяся особым почитанием быка . Очевидно, как полагает А. Белов , ее создателями были горцы Курдистана - предки индоевропейцев, спустившихся в долину Месопотамии. В этой связи может быть объяснена лингвистическая параллель названия буйвола "гамеш" в курдском языке и именем самого популярного героя Шумер - Гильгамеша. Можно предположить, как пишет А. Белов , что образ Гильгамеша более древний, чем принято считать. Найдены фрагменты сказания о герое на хеттском и хурритском языках, а также на аккадском и древнем языке жителей Палестины, относящегося ко 2-му тыс. до н.э. Важно, что Гильгамеш боролся не только с быком, но и со львом. В этом мифе, по мнению А. Белова, львы олицетворяли солнце, а быки - луну. Монета с изображением борьбы льва и быка - двух начал, благодаря которым существует земная жизнь, найдены в древней Персии эпохи Ахеменидов (около IV века до н.э.).
А. Белов полагает, что дикого быка приручили в эпоху Халафской культуры, расцвет которой пришёлся на 5-е тысячелетие до н.э. Болотный вол зебу изначально вовсе не был похож на флегматичную корову. Он запросто в слепой ярости мог наброситься на своего противника - льва. В эпоху Ахеменидов произошло переосмысление культа быка. Его изображения появились в убранстве храмов и являлись частью ахеменидской имперской культуры. Очевидно, как отмечает А. Белов , здесь проявилось в полной мере влияние зороастризма, запрещавшего жертвоприношение быков.
Об особом почитании священного быка в Междуречье свидетельствуют монументальные каменные изваяния быков, найденные археологами при раскопках древних храмов . Культ быка Га был чрезвычайно распространен у курдов. До нашего времени дошли изображения хурритского божества Тешшупа верхом на боевой колеснице, влекомой волами.
Между рогами древнерусских лунниц - особых талисманов - очень часто помещался крест - символ солнца у языческих славян, по А. Белову [хотя в краеведческих музеях русской глубинки я видел два вида украшений - крест и свастику], а на острове Крит обнаружено изображение головы быка, между рогами которого был расположен обоюдоострый топорик для жертвоприношений. Обоюдоострые топоры были в ходу у священников культа быка на острове Крит, в подземных лабиринтах которого, по преданию, обитал быкоголовый Минотавр.

Возвращаясь к культу коровы и быка, описанному в начале статьи, как к наиболее древнему, следует обратить внимание уже не на халафскую культуру, а на наши современные взгляды. Если мы сейчас женщину назовем коровой, она оскорбится. В древние же времена почетным был титул коровы не только для людей, но и богинь (кормление было приоритетом и головой всему). Скоро беременность будет протекать в специальных кюветах, и слово "брюхатая" тоже станет оскорблением. Тем не менее, прозвище "бык" для мужчины пока еще не является зазорным. Не есть ли это отражением того, что женщины теряют свои основные функции быстрее мужчин? Главное при этом понять, во что всё это выльется? Древние всегда предпочитали иметь мальчиков. Может быть они знали будущее лучше нас? Не исключено, что кормление грудью и слово "мама", означающее молочные железы, превратятся в анахронизм и уйдут из употребления, или тоже станут оскорбительными. Тогда возникнет вопрос: А зачем нам женщины? Не даром в наше время многие из них идут в армию и учатся убивать. В советское время женщин приобщали укладывать шпалы и прокладывать железную дорогу, стоять у доменных печей, добывать уголь и охранять заключенных. Не хотят быть коровами, будут ишаками и львицами!

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
58. Поэзия и проза древнего Востока. Под ред. И. Брагинского. М: Художественная литература, 1973.-736 с.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
148. Мифы и легенды народов мира. Древний Египет/И.В. Рак; Месопотамия/ А.И. Немировский, Л.С. Ильинская. М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
156. Гусева Н.Р. Русский Север - прародина индославов. М.: Вече, 2010.-304 с.
301. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим /А.И. Немировский. - М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.

(см. "Апис"). Культ Быка и Барана был обращен к одной и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах - в небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с головой овна все относятся к последнему аспекту, а с головой быка - к первому. Озирис, которому был посвящен бык, никогда не считался фаллическим божеством, также и Шива со своим Быком Нанди, несмотря на лингам. Как Нанди был чистого молочно-белого цвета, таким был и Апис. Оба были симаолами порождающей, или эволюционной, мощи во Вселенском Космосе. Те, кто считают солнечных богов и быков обладающими фаллическим характером, или связывают с ним Солнце, ошибаются. Лишь лунные боги и бараны, и ягнята являются приапическими, и религии, которая, хотя и несознательно, но все же приняла для своего поклонения бога, преимущественно лунного, и подчеркивает свой выбор выделением ягненка - предок которого баран, главным образом фаллический глиф - в качестве своего самого священного символа, мало приличествует поносить более древние религии за применение того же символизма. Культ быка, Аписа, Хапи Анкха, или живого Озириса, прекратился более чем 3 000 лет тому назад; поклонение барану и ягненку продолжается до наших дней. Мариетт Бей открыл Серапеум - Некрополь быков Апис, неподалеку от Мемфиса - внушительную подземную крипту 2 000 футов длиной и 20 футов шириной, хранящую мумии тридцати священных быков. Если через 1 000 лет римско-католический собор с пасхальным ягненком в нем был найден под пеплом Везувия или Этны, были бы будущие поколения правы, делая отсюда вывод, что христиане были поклонниками "ягненка" и "голубя"? Все же оба эти символа дали бы им столько же прав на это как в одном случае, так и в другом. Более того, не все священные "быки" были фаллическими, т.е. мужскими; были и гермафродитные и бесполые "быки". Черный бык Мневис, сын Птаха, был посвящен Богу Ра в Гелиополисе; Пацис Гермонта - Амуну Гору, и т.д., и т.д., и сам Апис был гермафродитом, а не животным мужского пола, что являет его космический характер. С таким же успехом можно и Тельца Зодиака и всю Природу назвать фаллическими.

Источник: "Теософский словарь"

  • - Облигация, выкупная стоимость которой привязана либо к индексу цен, либо к цене товара...

    Финансовый словарь

  • - облигация с "обратной" процентной ставкой, величина которой равна разнице между оговоренным ориентиром и рыночными ставками...

    Большой экономический словарь

  • - Облигация, выкупная стоимость которой привязана либо к индексу цен; См.: Фондовый индекс акций, публикуемый газетой "Файнэншл таймс" , либо к цене товара...

    Словарь бизнес терминов

  • - ПОЗИЦИЯ БЫКА См.: "бык" ...

    Финансовый словарь

  • - ситуация, когда покупки ценных бумаг биржевика превышают его продажи, и он выигрывает от повышения...

    Большой экономический словарь

  • Большой экономический словарь

  • - устойчивое повышение курсовой стоимости биржевого товара...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - кто Смело приступать к самому существенному, сразу начинать делать самое главное. Подразумевается, как правило, сложное или ответственное дело. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых общим делом лиц...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - брать/взять быка за рога Разг. Чаще сов. Обычно инф. или прош. вр. Начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле. С сущ. со знач. лица: докладчик, критик… взял быка за...

    Учебный фразеологический словарь

  • - Розыгрыш заключается в первоначальном похлопывании по шее своего подопечного, как бы хваля и удивляясь её мощи. Если этот простак и впрямь возомнит себя Гераклом, то концовка фразы несколько изменит акценты...

    Словарь народной фразеологии

  • - 1) о тонкой шее...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА. ВЗЯТЬ БЫКА ЗА РОГА. Экспрес. Начинать действовать решительно и энергично, с самого главного...
  • - Разг. Экспрес. Решительно, энергично и сразу с самого главного; брать быка за рога. С Валькой разговор короткий, сразу быка за рога: - Твоя работа? Говори!.. - И чего я такого сказала? - бледнеет подруга...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. ПРАВДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Волг. О переходе на режим экономии. Глухов 1988, 144...

    Большой словарь русских поговорок

"Культ Быка" в книгах

"ЧАС БЫКА"

Из книги Рыжий дьявол автора Дёмин Михаил

"ЧАС БЫКА" Наутро за завтраком Гринберг заявил, что он намерен слегка задержаться в Эрдени-Цзу, и предложил ребятам добираться до Улан-Батора уже без него.- И без меня! - сейчас же отозвался я. - Мне тоже хочется побродить по монастырю, по этим развалинам.Гринберг

Час Быка 1.40 – 3.40

Из книги Гороскопы автора Гарданов М С

Час Быка 1.40 – 3.40 Человек, родившийся в час Быка, спокоен и терпелив, довольно активен в поступках, может выполнять несколько дел сразу: читать, писать, кушать, смотреть телевизор и слушать кого-либо, попутно разговаривать с другим человеком о погоде, футболе и т. д. Подобная

КУЛЬТ КАРГО: КУЛЬТ ТАРО

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

КУЛЬТ КАРГО: КУЛЬТ ТАРО Пришедшие в Океанию европейцы принесли с собой свое вероучение. Однако процесс христианизации проходил непросто и привел к возникновению так называемых синкретических культов: с одной стороны, христианство включило в себя многие верования, с

2. «ХОД БЫКА»

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

2. «ХОД БЫКА» О детстве и юности Ивана Ефремова точно ничего не известно. Был беспризорным, «сыном полка», контужен… А самый ранний документ - удостоверение об окончании школы (1924) - имеет явные следы подчистки в графах «отчество» и «год рождения». В архиве писателя есть

«С кем быка ела?»

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

«С кем быка ела?» О кочевой жизни предков славян свидетельствуют древние обряды. Весьма интересно то, что если в Иране и Индии отказались от практики жертвоприношений скота еще задолго до новой эры, то у славян жертвоприношения сохранялось кое-где вплоть до XX века. Это

Культ «Высшего существа» и Культ Разума

Из книги Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах автора Баганова Мария

Культ «Высшего существа» и Культ Разума Упразднив христианские службы и закрыв монастыри, революционеры ввели новую религию - «Культ Разума». Собор Парижской Богоматери был переименован в «Храм Разума» и 10 ноября 1793 года там состоялось грандиозное представление:

♦ Домашний культ, общественный культ

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Домашний культ, общественный культ О домашнем культе мы уже говорили не раз: напомним, что к нему прибегали при необходимости совершения обрядов перехода (см. Этапы жизни и обряды перехода, глава 4); он касался лишь конкретного человека или ограниченного сообщества

Погребальный культ и культ предков

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Погребальный культ и культ предков Довольно долго у славян сохранялся патриархально-родовой строй. По свидетельству византийских историков, славяне жили племенами и родами, состоявшими из больших семей. Роды и семьи возглавлялись старейшинами. Поэтому у славян

Культ личности или культ великой идеи?

Из книги Будущее России. Алгоритм переворота автора Бобраков Олег Александрович

Культ личности или культ великой идеи? В описанных условиях и речи быть не может о борьбе с коррупцией. Победить ее можно, только свергнув власть финансовой экономики, «денежного мешка». И нашей стране удалось этого добиться. Впервые во всемирной истории. Почему же

13.2. Принесение в жертву Тельца-Христа Культ Митры и жертвоприношение Тельца-Быка

Из книги автора

13.2. Принесение в жертву Тельца-Христа Культ Митры и жертвоприношение Тельца-Быка Проанализируем рассказ Тита Ливия.1) В книге «Реконструкция», гл. 16:2, мы уже много говорили, что Овен или Агнец - один из известнейших образов Христа. Который тесно связан именно с распятием

5. Культ личности и культ Ленина

Из книги Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза автора Восленский Михаил Сергеевич

5. Культ личности и культ Ленина В Советском Союзе «ленинская скромность» вошла в пословицу. Бесконечно занятый и деловой до мозга костей, Ленин, вероятно, действительно был довольно равнодушен к византийскому фимиаму хотя бы уже потому, что не имел досуга им

Из книги автора

Культ личности и культ табуретки Вы, читатель, вероятно, уже забыли Одиннадцатое явление Отца народу 25 апреля сего 15-го года? Если так, то напрасно. Там было много примечательного, поучительного и вопиющего. Есть смысл кое-что вспомнить. Особенно на фоне вот такого рода

Культ личности и культ табуретки

Из книги автора

Культ личности и культ табуретки

Культ личности и культ табуретки

Из книги автора

Культ личности и культ табуретки Вы, читатель, вероятно, уже забыли Одиннадцатое явление Отца народу 25 апреля сего 15?го года? Если так, то напрасно. Там было много примечательного, поучительного и вопиющего. Есть смысл кое?что вспомнить. Особенно на фоне вот такого рода

ОБНАРУЖЕНИЕ БЫКА И ПОИМКА БЫКА

Из книги Поиск. Какуан - Десять Быков Дзен автора Раджниш Бхагван Шри

ОБНАРУЖЕНИЕ БЫКА И ПОИМКА БЫКА 4 марта 1976 3. Обнаружение быкаЯ слышу трели соловья.Пригревает солнце, дует лёгкий ветерок, по берегам зеленеют ивы. Здесь быку не спрятаться! Разве мог бы художник нарисовать эту массивную голову, эти величественные рога?Комментарий: Когда

КУЛЬТ БЫКА

(См. "Апис"). Культ Быка и Барана был обращен к одной и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах - в небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с головой овна все относятся к последнему аспекту, а с головой быка - к первому. Озирис, которому был посвящен бык, никогда не считался фаллическим божеством, также и Шива со своим Быком Нанди, несмотря на лингам. Как Нанди был чистого молочно-белого цвета, таким был и Апис. Оба были симаолами порождающей, или эволюционной, мощи во Вселенском Космосе. Те, кто считают солнечных богов и быков обладающими фаллическим характером, или связывают с ним Солнце, ошибаются. Лишь лунные боги и бараны, и ягнята являются приапическими, и религии, которая, хотя и несознательно, но все же приняла для своего поклонения бога, преимущественно лунного, и подчеркивает свой выбор выделением ягненка - предок которого баран, главным образом фаллический глиф - в качестве своего самого священного символа, мало приличествует поносить более древние религии за применение того же символизма. Культ быка, Аписа, Хапи Анкха, или живого Озириса, прекратился более чем 3 000 лет тому назад; поклонение барану и ягненку продолжается до наших дней. Мариетт Бей открыл Серапеум - Некрополь быков Апис, неподалеку от Мемфиса - внушительную подземную крипту 2 000 футов длиной и 20 футов шириной, хранящую мумии тридцати священных быков. Если через 1 000 лет римско-католический собор с пасхальным ягненком в нем был найден под пеплом Везувия или Этны, были бы будущие поколения правы, делая отсюда вывод, что христиане были поклонниками "ягненка" и "голубя"? Все же оба эти символа дали бы им столько же прав на это как в одном случае, так и в другом. Более того, не все священные "быки" были фаллическими, т.е. мужскими; были и гермафродитные и бесполые "быки". Черный бык Мневис, сын Птаха, был посвящен Богу Ра в Гелиополисе; Пацис Гермонта - Амуну Гору, и т.д., и т.д., и сам Апис был гермафродитом, а не животным мужского пола, что являет его космический характер. С таким же успехом можно и Тельца Зодиака и всю Природу назвать фаллическими.

Словарь указатель теософских понятий к Тайной доктрине, теософский словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУЛЬТ БЫКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУЛЬТ в Лексиконе секса:
    (от лат. cultus - почитание), один из основных элементов религии; совокупность обрядовых действий, направленных на выражение поклонения перед божеством. Кроме …
  • КУЛЬТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. cultus - почитание) 1) один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. …
  • КУЛЬТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых …
  • КУЛЬТ
    [от латинского cultus уход; почитание] 1) религиозная обрядность, совокупность молитв, заклинаний, обрядов и пр. , служение божеству; 2) почитание, …
  • КУЛЬТ... в Энциклопедическом словарике:
    Первая составная часть сложных слов, обозначающая: имеющий отношение к культурно-просветительской работе, напр.: культтовары, …
  • КУЛЬТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Религиозное служение божеству и связанные с этим обряды. К. Аполлона. Служители культа (ду-ховенство). Культовый - относящийся к …
  • КУЛЬТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, л. 1. В религии: служение божеству и связанные с этим действия, обряды. Христианский к. Служители культа. 2. перен. …
  • КУЛЬТ
    ПР́ЕДКОВ, одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших …
  • КУЛЬТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (от лат. cultus - почитание), религ. почитание существ и предметов, выражающееся в обрядах и …
  • КУЛЬТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ку"льт, ку"льты, ку"льта, ку"льтов, ку"льту, ку"льтам, ку"льт, ку"льты, ку"льтом, ку"льтами, ку"льте, …
  • КУЛЬТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Религиозное служение божеству и связанные с этим обряды. Культ Гермеса в Древней Греции. 2) (обычно кого/чего …
  • КУЛЬТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • КУЛЬТ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. cultus почитание) 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих …
  • КУЛЬТ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать …
  • КУЛЬТ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: поклонение, обожествление (усил.), почитание (ослаб.), фетишизация (кн.), преклонение, благоговение (усил. …
  • КУЛЬТ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: поклонение, обожествление (усил.), почитание (ослаб.), фетишизация (кн.), преклонение, благоговение …
  • КУЛЬТ...
  • КУЛЬТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • КУЛЬТ в Словаре русского языка Лопатина:
    культ, …
  • КУЛЬТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    культ, …
  • КУЛЬТ в Орфографическом словаре:
    культ, …
  • КУЛЬТ...
    Первая часть сложных слов со знач. относящийся к культурнопросветительной рабо те Культработник, …
  • КУЛЬТ в Словаре русского языка Ожегова:
    В религии: служение божеству и связанные с этим действия, обряды Христианский к. Служители к. (духовенство). культ преклонение перед кем-чем-нибудь, почитание …
  • КУЛЬТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. cultus - почитание), 1) один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. …
  • КУЛЬТ
    культа, м. (латин. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный Культ. …
  • КУЛЬТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (нов. офиц.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1) культурно-просветительный, напр. культобслуживание, культработа, культпросвет; 2) имеющий отношение к …
  • КУЛЬТ...
    Начальная часть сложных слов, вносящая значения: 1) культурно-просветительный (культобслуживание, культработа и т.п.); 2) связанный с культурно-просветительной работой (культактив, культкомиссия, культотдел, …
  • КУЛЬТ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. 1) а) Религиозное служение божеству. б) Совокупность религиозных обрядов. 2) а) Восхищенное преклонение перед кем-л., чем-л., почитание кого-л., чего-л. …
  • КУЛЬТ...
    Начальная часть сложных слов, вносящая значения 1) культурно-просветительный (культобслуживание, культработа и т.п.) 2) связанный с культурно-просветительной работой (культактив, культкомиссия, культотдел, …
  • КУЛЬТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Религиозное служение божеству. отт. Совокупность религиозных обрядов. 2. Восхищенное преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо. отт. Предмет …
  • КУЛЬТ...
    Начальная часть сложных слов, вносящая значения 1) культурно-просветительный (культобсл"уживание, культраб"ота и т.п.) 2) имеющий отношение к культурно-просветительной работе, …
  • КУЛЬТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Совокупность обрядов и ритуалов, установленных церковными канонами. II м. Религиозная синкретическая организация (церковь, секта) , сочетающая …
  • ГОД ЖЕЛТОГО БЫКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-02-07 Time: 09:56:46 Цитаты из произведения «Год желтого быка» (автор И. Ю. Куберский) * Рядом с быком - …
  • ТАЙН БО КУАЛЬГНЕ, ИЛИ "ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬГНЕ" в Энциклопедии кельтской мифологии:
    В основе сюжета "Тайн Бо Куальгне" - стремление Медб, королевы Коннахта, завладеть Донном Куальгне, огромным Бурым Быком из Ольстера, что …
  • ИВАН АНТОНОВИЧ ЕФРЕМОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-05 Time: 18:23:16 Иван Антонович Ефремов (1908—1972) — советский писатель-фантаст. = Лезвие бритвы = * Большинство людей не понимает, …
  • БЫК в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть хорошо откормленного быка - означает, что Вы станете лидером в Вашем окружении и женщины будут искать Вашего общества.Увидеть толстых …
  • ХЕРУВИМЫ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Евр.) Согласно каббалистам - группа ангелов, которую они особо связывали с Сефирой Иесод. В христианском учении - орден ангелов, которые …
  • ДИРКА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    - жена царя Фив Лика, который, выполняя завет своего покойного брата Никтея, силой привез в свой дом племянницу Антиопу, а …
  • ФАЛАРИС в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Phalaris, ???????). Жестокий тиран г. Агригента, в Сицилии, около 570 г. до Р.Х. Перилл сделал ему медного быка, в которого …
  • ПАСИФАЯ
    В греческой мифологии дочь Гелиоса, супруга критского царя Миноса. Когда Минос, вопреки своему обещанию, отказался принести в жертву Посейдону великолепного …
  • ЕВРОПА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в смирного быка …
  • ГЕРАКЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • БЫК в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык …
  • БУХА-НОЙОН БАБАЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    («бык господин батюшка») персонаж бурятской мифологии. Особое место занимает в мифах булагатов и эхиритов, в которых выступает как тотемный первопредок. …
  • АПИС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (hp) в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Почитание А. возникло в глубокой древности, центром его культа был Мемфис. …

Оседлые народы, жившие в глубокой древности и занимавшиеся сельским хозяйством, оставили после себя много рисунков, письменных свидетельств, архитектурных памятников. Во всём этом историческом многообразии преобладает культ быка. Он считался покровителем древних людей, а многие цивилизации изображали его в виде рогатого бога. Тут практически невозможно понять, как возник данный культ, так как мифы о рогатых богах всегда тесно переплетались с мифами о других небожителях. Можно лишь утверждать, что всё началось тогда, когда образовался союз человека и быка.

Первые связи начали налаживаться 10 тыс. лет назад в средней европейской полосе. В тех местах обитали туры и жили лесные охотники. Последние и начали постепенно приручать диких животных. Впоследствии то же самое произошло в Азии и Северной Африке. Сахары, такой как мы её знаем, в то время не было. Огромные пространства занимали саванны и леса. В саванне жили кочевники. Они приручили диких быков и стали ездить на них верхом.

Быки, жившие в Северной Африке, имели длинные ноги, тонкие шеи и небольшие головы, увенчанные изогнутыми рогами. То есть эти животные были прекрасно приспособлены для жизни в саванне. Их впоследствии заимствовали у кочевников египтяне. И у древнейшей цивилизации появились длинноногие коровы. Позже они попали на острова Средиземного моря и по прошествию веков стали коротконогими. А когда попали на Балканы, то стали короткошеими и большеголовыми. Уже в таком виде, запряженные в повозки с ярмом, быки проникли на Ближний Восток и попали к земледельцам.

Культ быка проделал тот же самый путь, передаваясь от народа к народу. Истоки же его надо искать у кочевников-скотоводов Сахары, живших 5-6 тыс. лет назад. Эти люди оставили после себя много наскальных рисунков, причём хорошо сохранившихся. На рисунках видно, что быков в стадах было в 5 раз больше, чем в наши дни. Все они изображены с мошонками, то есть их не кастрировали. На рисунках изображено доение коров. Им занимались женщины и дети.

Быки и коровы имели огромное значение не только для кочевников, но и для земледельцев. На них ездили, перевозили грузы, пахали землю, получали молоко, мясо, шкуры. Без этих животных древнему человеку было бы чрезвычайно сложно выжить. Отсюда и появилась любовь к быкам, а затем она трансформировалась в обожествление. Выражалось это вначале в украшении рогов животных. Их покрывали узорами, надевали орнаментные повязки, делали насечки. Затем стали изображать на наскальных рисунках в виде богов, а после этого дошла очередь и до памятников.

От кочевников культ быка перешёл к египтянам . Жрецы создали образ небесной коровы, которая покровительствовала фараонам. Изображали её всегда вместе с мальчиком, сосавшим коровий сосок. Ребёнок сидел под брюхом животного, которое образовывало над ним уютный свод. С этого места мальчик мог видеть солнце, стоящее как бы между коровьими рогами. Это повсеместный мотив сахарских рисунков и обязательный атрибут божественных быков и коров в Древнем Египте.

На Крите, в период минойской цивилизации , в Кносском дворце центральной темой были бычьи головы и бычьи рога, используемые в качестве символов. На минойских фресках и керамике много изображений спортивных состязаний, где их участники перепрыгивают через быков и хватают их за рога.

В Иране существовало несколько мифологических существ крупного рогатого скота. В зороастризме был гигантский бык, способный колебать горы и моря. Корова считалась одним из шести изначальных материальных творений и прародителем животных. В её честь был назван 14-й день месяца, находящийся под её защитой.

В Древней Греции бога Диониса изображали с бычьими рогами. В соответствии с мифологией он любил принимать вид этого могучего животного. Минотавра также считали человеком с головой быка. Он якобы родился от связи царевны с быком. В классический период быка ассоциировали с божеством, что подчёркивало его постоянное мистическое присутствие среди людей.

В Римской империи также существовал культ быка. Этих животных регулярно приносили в жертву для благополучия народа и государства. Их считали священными, и такая точка зрения отражалась в произведениях искусства.

В христианской религии часто возле младенца Иисуса, лежащего в яслях, показывали быка или вола. В традиционных песнях на Рождество говорилось, что бык согревает младенца своим дыханием.

Символом одного из годов по восточному гороскопу является бык. Этому животному, наряду с коровами, было уделено достаточно много внимания в религии и мифологии множества народов. И это неудивительно – для людей первобытных времен эти животные выступали в роли кормильцев, защитников, а порой и друзей.

Страсти по-африкански

В африканской стране Уганде даже в наши дни уровень благосостояния и богатства человека прямо пропорционален количеству имеющихся у него коров. И в этом есть своя логика: есть корова – значит есть еда, поскольку основой рациона питания является молоко.

Племя карамаджонгов отличается тем, что каждый мужчина в нем имеет собственного тотемного быка. Примечательно, что бык носит то же имя, что и владелец и воспринимаются они как единое целое. Воины этого племени верят, если выкрикивать перед боем имя быка, то это поможет им приобрести особые силы, прибавит храбрости и приведет к победе. Священные быки тут ценятся намного сильнее, чем даже жены, поскольку жен у каждого мужчины несколько, а бык – всего один.

Если такой бык умер или пропал – то это считается очень плохой приметой. Если находят виноватых в этом, а их, как правило, находят, то их ожидает очень жестокое наказание.


Если хозяин быка умирает, то самого быка тоже ждет подобная участь – его закалывают, причем прямо на могиле владельца. Быки имеют отношение и матримониальным обычаям.

Мужчины этого племени по полгода находятся на пастбищах и когда они оттуда возвращаются, они должны выбрать себе жену. Но перед тем как сделать выбор, все мужчины собираются в загоне для быков и пьют необычный напиток – кровь своих быков, которую берут исключительно из яремных вен. По их убеждению, такая процедура придаст привлекательности и увеличит мужскую силу.

Мудрость Индии

В Индии коровы с древних времен считаются чем-то сверхъестественным, воплощением Великой матери, а иногда и земли или даже Вселенной. Для ведов она связана с солнцем, зарей. Они именуют корову не иначе, как матерью.


В Индии коровы являются священными животными, там запрещено употреблять их мясо в пищу. За убийство коровы виновный обязательно понесет заслуженное наказание.

Убийство быка наказывается строже. Все священные писания индуизма пронизаны мыслью почитания коров, в них сказано, что коровье молоко пробуждает в людях благородные качества.

Топленое коровье молоко получило широкое распространение и применение: наряду с употреблением в пищу его используют в религиозных ритуалах. Экскременты коров применяют в сельском хозяйстве в качестве удобрения. Современные ученые установили, что если дым, исходящий от коровьего помета, обладает сильным дезинфицирующим свойством.


Мочу коров применяют как в медицинских целях, так и при проведении религиозных ритуалов. Наибольшую очищающую силу имеет панчагавья, в состав которой входит пять элементов, которые дает корова: молоко, гха, йогурт, коровий помет и моча. Табу на употребление мяса коров в пищу является, по сути, первым шагом к вегетарианству.

Синкретизм в Египте

У египтян корова послужила прообразом для богини неба Нут. По их убеждениям и верованиям, Нут была хозяйкой не только того неба, которое видят люди, но и более обширной сферы – всего космического пространства. Древние египтяне все те вещи, которые не могли понять или объяснить, превращали в красивые метафоры. Поэтому, глядя на небо, их мозг рисовал образ владычицы космоса – прекрасной небесной коровы, у которой было несколько ипостасей: женщина удивительной красоты, крыша, крылья и даже океан.


При этом все образы дополняли друг друга, а не противоречили. Египтяне были склонны обожествлять все то, что они не могли понять, и образ неизменно выходил прекрасный и одушевленный. Они считали, что именно небесная корова заботится о том, чтобы день сменял ночь и наоборот. Для этого она то проглатывала звезды и Луну, то возрождала их, поэтому ее считали стражницей покоя умерших.

В египетской мифологии была не одна богиня в образе коровы. С этим животным отождествляли и одну из самых великих богинь древних времен – Исиду. Она стала образцом идеальной женственности и материнства. Иногда Исиду изображали в головном уборе, имеющим форму солнечного диска и украшенный коровьими рогами. Эта богиня-мать имела свое священное животное. Им была мать быка Аписа – великая белая корова Гелиополя. Известно, что Апис имел свой собственный храм, который был расположен в Мемфисе.


Русская душевность

Всем известна русская народная сказка о Крошечке-Хаврошечке. Главная героиня там имела помощницу – корову Пеструху, которая символизирует мать, оберегающую свое дитя от злых людей, в частности, от мачехи. В сказке главная героиня называет Пеструху коровушкой-матушкой. Корова помогает Крошечке-Хаврошечке даже после смерти, однако для этого героиня не должна есть коровье мясо, а косточки помощницы закопать в саду и ежедневно поливать. На месте захоронения в скором времени вырастает яблоня, благодаря помощи которой Крошечка-Хаврошечка находит отличного жениха и выходит за него замуж, покинув, наконец, дом злобной мачехи.