История происхождения первых вотчин: от Киевской Руси до XIX века. Вотчина – это форма землевладения Описание вотчины

Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи.

Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев – высшие церковные иерархи и монастыри.

Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т.д.

Вотчина в Древней Руси

Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.

В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр.


На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне – люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей – поместья.

Вотчина и поместье - в чем разница

Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья – землю с крестьянами.

Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью – оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы.

В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья (которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями) все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране.

Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями.


В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и крепостными крестьянами на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.

), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция , манора и поместья .

Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена , типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).

В Древней Руси

Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX-XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре - наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты , епископы) и большие монастыри .

Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной . Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.

В удельный период

Также термин отчина (с притяжательным местоимением) применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» (см. Лествичное право).

В великом княжестве Литовском

После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи и Посполитой по итогам войны 1654-1667 годов . На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.

В великом княжестве Московском

В XIV-XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства . Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться (например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее). Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву . Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр (законы 1551 года и 1562 года), а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»). В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение . С тех пор понятие Вотчина иногда употреблялось в России в XVIII-XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.

См. также

Напишите отзыв о статье "Вотчина"

Литература

  • Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV - первой половины XVI в. / Л. И. Ивина; Под ред. Н. Е. Носова ; Ленингр. отд-ние Института истории СССР АН СССР. - Л. : Наука . Ленингр. отд-ние, 1979. - 224 с. - 2 600 экз. (обл.)

Отрывок, характеризующий Вотчина

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.
Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск.

древнейший вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное владение. Возникла в X-XI вв.; в XIII - XV вв.-господст. форма феод. землевладения. С конца XV в. противостояла поместью (условному феод. землевладению), с которым постеп. сближалась и в нач. XVIII в. объединилась под общим термином имение (недвижимость).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОТЧИНА

от «отчина», т.е. доставшееся от отца) - в Древней Руси и Московском государстве земельное имущество с правами полной частной собственности на него. В Древнерусском государстве иногда приобретало роль государствен но-правового термина, обозначающего территорию княжеского удела и даже право князя владеть какой-либо областью. В древности вотчинник обладал широчайшим объемом прав: вотчина означала не только право собственности на землю, но и административно-судебную власть над всем населением этой земли (которое в то время еще не было закрепощено). Права вотчинника закреплялись в жалованных, льготных и тарханных грамотах 15-16 вв. В Московском государстве вотчинники постепенно превращались в княжеских вассалов и лишались права суда и управления на своей земле, прежде всего по делам о душегубстве, разбое и татьбе с поличным. С В. отбывалась такая же обязательная служба, как и с поместья (с 1556). Переход на службу другому государю карался как измена, с конфискацией у преступника В. - временного земельного владения, обусловленного службой князю. Существовало три типа вотчинного землевладения: родовая (собственно «вотчина»), выслуженная («жалованье»), купленная («купля»). Основное различие между ними заключалось в объемах права и распоряжения. В отношении родовых В. это право ограничивалось как государством, так и самими вотчинниками. В. запрещалось отдавать в монастырь по душе, передавать чужеродным в наследство. Родичи вотчинника пользовались правом родового выкупа только в определенный срок и по определенной цене. Примерно те же ограничения действовали для В. выслуженных, хотя обычно все права и ограничения их оговаривались жалованной грамотой. Наиболее обширное право распоряжения существовало для купленных В. Указ о единонаследии 1714 установил общий правовой статус для всех «недвижимых имений», существенно ограничив право распоряжения землей и установив единый порядок наследования недвижимого имущества. Лит.: Блюменфельд Г.Ф. О формах землевладения в Древней Руси. Одесса, 1884; Лакиер Б. О вотчинах и поместьях. СПб., 1848. Л.Е. Лаптева

вид земельной собственности (наследственное семейное или корпоративное владение). Возникла в 10-11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13-15 вв. основная форма землевладения. С конца 15 в. бытовала наряду с поместьем, с которым слилась в начале 18 в. в один вид - имение. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОТЧИНА

1) Термин, употребляемый в историч. лит-ре для обозначения комплекса феод. зем. собственности (земли, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на феод.-зависимых крестьян. Синонимы термина "В." - сеньория (франц. siegneurie), манор (англ. manor), Grundherrschaft (нем.), а также поместье (см. Поместье, раздел 1). Социально-экономич. значение В. (в указанном смысле этого термина) состоит в том, что она являлась организационной формой присвоения вотчинниками прибавочного труда крестьян, основой господства феодалов в ср.-век. обществе. Формирование В. длилось в течение всего раннего средневековья, являясь важнейшим проявлением феодализации (см. Феодализм). Господствующей формой землевладения В. становится на б. ч. Зап. Европы с 8-9 вв. Относительная замедленность складывания В. характерна для Скандинавских стран, Сев. Англии, Сев. и Вост. Германии, Польши, Чехии, европ. владений Византии, где свободное землевладение сохраняло большое значение до 11 в., а иногда даже до 12-13 вв. В процессе формирования В. в ней создавался аппарат принуждения (суд, администрация и т. д.), необходимый феодалу для эксплуатации крестьян. Подчиненные вотчинной власти феодала, крестьяне сохраняли, однако, свою общинную организацию (см. Альменда, Община). В историч. лит-ре В. разделяются: по экономич. структуре (в зависимости от преобладания в В. того или иного типа эксплуатации крестьян и роли домена), по величине (на крупные, средние, мелкие), по социальной принадлежности вотчинников (на светские, в т. ч. королевские, и церковные), по юридич. происхождению собственнических прав вотчинника (на В.-феоды и В.-аллоды). Для истории социально-экономич. отношений наиболее важны изменения в экономич. структуре В. Для ранней зап.-европ. В. 6-7 вв. в Испании, Италии, Юж. Франции характерны: наличие господского (домениального) х-ва, относительно широкое использование в нем рабов (дворовых и испомещенных на землю), изредка привлечение к барщине лично свободных и полусвободных крестьян, к-рые принуждались, однако, к уплате оброков (гл. обр. продуктами). В 8-10 вв. для значительной части В. Сев. и Центр. Франции, Центр. Англии, Зап. Германии, Сев. и Ср. Италии стало "характерным господское х-во, основанное преим. на барщине зависимых крестьян-держателей (в меньшей степени - на эксплуатации беззем. дворовых или малозем. крестьян). Общая площадь домениальных владений в этот период не превышала 1/3 В. Остальную ее терр. занимали крест. держания. Их владельцы, помимо исполнения барщины, платили оброки - продуктами, ремесл. изделиями, реже - деньгами. Доля оброков в доходах вотчинника в целом уступала тогда сумме поступлений с домена. Кроме В. указанной экономич. структуры, в раннее средневековье часто встречались и В. др. типов, в частности мелкие, без доменов, эксплуатировавшие крестьян путем взимания оброков. Для всех В. раннего средневековья характерен низкий уровень производит. сил, соединение с.-х. и ремесленного труда. Произ-во было подчинено потребительским нуждам вотчинника и носило в целом натуральный характер. Основой производств. деятельности в В. являлось крест. х-во, на эксплуатации рабочей силы и с.-х. инвентаря к-рого покоилась экономика В. В 11-13 вв. - в период роста городов, торговли и широкой внутр. колонизации - в зап.-европ. В. увеличивается доля зем. площади, занятой крест. держаниями. Вотчинники либо взимают с крестьян оброки натурой и сами реализуют часть их на рынке, либо, реже, требуют от крестьян деньги, перелагая, т. о., на крестьян заботу по сбыту продуктов. Барщина резко сокращается. Уничтожаются наиболее суровые формы крест. зависимости. Относит. сокращение в этот период площади домена не исключает возможности его сохранения и даже абсолютного расширения в отд. областях (напр., Юго-Вост. Англия, Центр. Франция), где вотчинники пытаются создать на домене х-во, рассчитанное на рынок. В 14-15 вв., в период дальнейшего роста товарного произ-ва, в зап.-европ. В. побеждает ден. рента (см. Коммутация), постепенно распространяется, особенно на бывших домениальных землях, краткосрочная аренда. В 16-17 вв. для Зап. Европы наиболее типична В. без собственного господского х-ва. Вотчинник сохранял здесь гл. обр. права на получение с лично свободных крестьян фиксированных платежей (в основном - денежных), а также нек-рые сеньориальные монополии. В историч. лит-ре этот тип В. наз. "чистой сеньорией" (нем. "reine Grundherrschaft"). В целом путь разложения В., характерный для зап.-европ. стран, создавал благоприятные условия для развития капитали-стич. отношений. Феод. землевладение было здесь окончательно уничтожено во время бурж. революций. В зарубежных странах Вост. и Центр. Европы в 11-13 вв. преобладали В., где гл. роль играла продуктово-ден. рента. В 14-15 вв. здесь начинает расширяться барщинное домениальное х-во, рассчитанное на сбыт с.-х. продуктов на внеш. или внутр. рынке. В 16-18 вв. крупная или средняя В., в к-рой б.ч. земли была занята предпринимат. барским х-вом, осн. на барщинном труде крепостных крестьян, стала господствующим типом с.-х. произ-ва в Польше, Чехии, Венгрии, Германии к востоку от Эльбы (в областях "Второго издания крепостничества"). Производившиеся здесь с.-х. продукты шли на экспорт (в Англию, Голландию и др.), а также на внутр. рынок. В нем. ист. лит-ре этот тип В. наз. Gutsherrschaft, в польск. - фольварк. Распространение данного типа В., будучи одним из проявлений феод. реакции, тормозило развитие капиталистич. отношений внутри этих стран: связанное с крайним усилением эксплуатации крестьян, оно вело к упадку крест. х-ва, а потому сужало внутр. рынок и замедляло развитие товарного произ-ва. Указанная структура землевладения исчезла в странах Центр. и Вост. Европы в кон. 18 и в 19 вв. в ходе бурж. преобразований ("прусский путь" развития капитализма в с. х-ве). Пережитки феод. землевладения сохранились здесь вплоть до победы нар.-демократич. строя. Термин "В." в рус. источниках феод. периода и рус. ист. лит-ре (см. ниже) употребляется для обозначения лишь одного из видов феод. собственности, отличающегося наследств. характером прав землевладельца (сравни зап.-европ. аллод), и противопоставляется поместью как пожалованной зем. собственности (см. Поместье, раздел 2). Лит.: Косминский Е. A., Исследования по аграрной истории Англии XIII в., М.-Л., 1947; Сказкин С. Д., Исторические условия восстания Дольчино, Доклады советской делегации на X международном конгрессе историков в Риме, М., 1955; его же, Основные проблемы так называемого "Второго издания крепостничества" в Средней и Восточной Европе, "ВИ", 1958, No 2; Неусыхин А. И., Основные проблемы истории свободного и зависимого крестьянства в Германии IX-XI вв., сб. "Средние века", 1958, в. 13; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в нем. историографии конца XIX - нач. XX в., М., 1958; Дорошенко В. В., Очерки аграрной истории Латвии XVI в., Рига, 1960; Барг М. A., Исследования по истории английского феодализма XI-XIII вв., М., 1962; Блок М., Характерные черты франц. аграрной истории, пер. с франц., М., 1957; Boutruche R., Seigneurie et f?odalit?, v. 1, P., 1959; Bloch M., Seigneurie fran?aise et manoir anglais, P., 1960; Rerrin Ch. E., La seigneurie rurale en France et en Allemagne du d?but du IX-e а la fin du XII -e si?cle, t. 1-3, P., 1951-55; Vinogradoff P., The growth of the manor, L., 1905; Lennard R., Rural England. 1086-1135. A study of social and agrarian conditions, Oxf., 1959; Knapp G. Fr., Die Bauernbefreiung und der Ursprung der Landarbeiter in den ?lteren Theilen Preussens., Bd 1-2, Lpz., 1887. Ю. Л. Бессмертный. Москва. 2) Вид феод. земельной собственности в России; владелец В. мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин "В." происходит от слова "отчина", т. е. отцовская собственность. В. возникла в процессе формирования частной феод. собственности и превращения родоплеменной знати в землевладельцев-феодалов. В 9-10 вв. в Киевской Руси уже существовали феод. В. князей и бояр. В 11-15 вв. В. стала преобладающей формой феод. землевладения, а количество В. и их размеры значительно увеличились за счет захвата общинных земель, пожалований, заимки, купли, обмена и пр. В. состояла часто из неск. владений, разбросанных на большой терр. и хозяйственно слабо связанных друг с другом. В. владели гл. обр. бояре, "вольные слуги" и др. представители высшего слоя класса феодалов, а также монастыри, церкви, высшее духовенство. Вотчинники обладали рядом привилегий в отношении суда над населением В., сбора гос. податей и т. д. (см. Иммунитет). Характер и степень полноты иммуни-тетных прав зависели от положения вотчинника в системе феод. иерархии. Крупные бояре имели своих мелких феодалов-слуг, обеспечивая их на условиях обязат. службы зем. участками и крестьянами. Особенно широкими правами и привилегиями вотчинники пользовались в период феод. раздробленности Рус. гос-ва, когда они стали государями в В., а население - их подданными. В это время В. называли удельные княжества, унаследованные князем от отца. С сер. 14 в., в связи с ростом великокняж. власти и началом образования централизов. гос-ва, вотчинные права стали постепенно стесняться и ограничиваться. Во 2-й пол. 15 в. владельцы В. лишились права свободного отъезда от одного князя к другому; сузился объем иммунитетных прав, в частности судебных, мелкие вотчинники были ограничены в правах наследования и отчуждения В. Новый этап в истории В. начинается с кон. 15 в. Реакц. боярство ожесточенно сопротивлялось дальнейшему укреплению и развитию централизов. гос-ва. В борьбе с ним великокняж. власть опиралась на дворянство, владевшее землей не на вотчинном, а на поместном праве (см. Поместная система). В кон. 15-16 вв., после присоединения к Моск. княжеству Новгорода, Твери и Пскова, мн. бояре этих земель были лишены своих В., а на их землях помещены дворяне Судебник 1550 ограничил право родового выкупа В. По "Уложению о службе" 1556 вотчинники в отношении несения воен. службы были приравнены к дворянам. Вотчинные права удельных княжат и бояр резко ограничились указами 1551 и 1562. Решающее значение в борьбе с реакц. боярством имела опричнина Ивана IV, в ходе к-рой большое количество В. было ликвидировано, а их владельцы казнены. Во 2-й пол. 16 в. мн. вотчинники, не сумев приспособиться к развивающимся товарно-ден. отношениям, продали и заложили свои В. В кон. 16 в. наиболее распространенным видом феод. землевладения была уже не В., а поместье. В 15-17 вв. различали В. родовые, купленные, жалованные и княжеские; права их владельцев были различны. В 17 в. вотчинное землевладение вновь стало расти. Пр-во, награждая дворян за верную службу, широко раздавало земли в В. В результате развития товарно-ден. отношений, а также консолидации господств. класса происходило фактич. слияние поместья с В. Значит. шаг в сторону юридич. сближения В. с поместьем сделало Соборное уложение 1649. В кон. 17 в. в центр. областях гос-ва вотчинное землевладение значительно превосходило поместное. Указ 23 марта 1714 о единонаследии юридически оформил окончат. слияние В. и поместья. Термин "В." употреблялся в 18-19 вв. в смысле дворянской зем. собственности. Лит.: Лакиер А., О вотчинах и поместьях, СПБ, 1848; Сергеевич В., Лекции и исследов. по древней истории рус. права, 3 изд., СПБ, 1903; Владимирский-Буданов М. P., Обзор истории рус. права, 6 изд., СПБ-К., 1909; Готье Ю. В., Замосковный край в XVII в., 2 изд., М., 1937; Веселовский С. Б., Феод. землевладение в сев.-вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, 2 изд., кн. 1-2, М., 1951-54; Черепнин Л. В., Осн. этапы развития феод. собственности на Руси (до XVII в.), "ВИ", 1953, No 4; его же, Образование Рус. централизов. гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960. И. А. Булыгин. Москва.

Первые появились во времена Киевской Руси (X-XII века) когда формировалась частная феодальная собственность на землю. В это время была одной из основных форм земельной собственности и принадлежала крупным землевладельцам (князьям, боярам).

Князья получали в наследство от отца — это и являлось основным отличием от других форм земельной собственности. Сам термин происходит от древнерусского слова «отчина» — т.е. отчая, собственность отца.

Как правило, владения знатных бояр складывались из нескольких , которые обычно находились в разных местах. Бояре могли увеличивать количество и размеры , захватывая общинные крестьянские земли, покупая и обменивая их.

Были разных категорий: приобретенные, даренные, родовые. Собственники могли распоряжаться землями: продать, поделить, обменять или сдать землю, но только между родственниками. Без согласия членов своего рода не мог её продать или обменять. Это говорит о том, что хоть и была частной собственностью, но еще не была приравнена к праву безусловной собственности на нее.

Наряду с князьями и боярами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. После принятия христианства сформировалось и церковно-вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты, епископы) и большие монастыри.

В состав входили:

  • пашни
  • строения
  • инвентарь
  • животные
  • крестьяне, проживающие на этих землях.

В отношении к населению их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. Права были закреплены в своде законов — Русская правда XI-XII веках.

В больших формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. Владелец земель пользовался административной и судебной властью над населением, жившим на его земле, и взимали с них подати. Несмотря на это жители были свободными и при желании могли переходить в другие вотчины.

Помимо общих прав, владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов и уплате торговых пошлин.

Позже административная и судебная власть владельцев была ограничена, а потом они и вовсе были лишены ее.

К XIII-XV векам в период раздробленности Руси стала преобладающей формой землевладения, вытеснив государственную форму собственности.

К концу XV века вместе с развивается поместье.

В 1550-х годах были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа . Серьезный удар родовитым нанес опричный террор Ивана Грозного. Во второй половине XVI века многие крупные продали или заложили свои земли. В результате в конце XVI века преобладающей формой феодального землевладения стало поместье.

С начала XVII века землевладение вновь увеличивается. Правительство награждало дворян за службу, раздавая им земли старых . Расширились юридические права владельцев поместий, шел процесс стирания различий между поместьем и . В конце XVII века в центральных районах страны наследственное () землевладение преобладало над поместным (служебным).

К началу XVIII века было велено поместья и называть одинаково недвижимым имением или вотчиною. К XVIII веку владельцы поместий и стали равны в правах. А с конца XVI века был введен новый закон, по которому поместье могло быть унаследовано, однако новый владелец должен был также служить государству, как и прежний. В XVIII веке Указом от 23 марта 1714 года о единонаследии поместья юридически были приравнены к и слились в один вид земельной собственности — имение.

С тех пор понятие иногда употреблялось в России в XVIII-XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.

Источники:

— Свободная энциклопедия WikipediА — http://ru.wikipedia.org
— Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907 г.в.
— Энциклопедический словарь. 2009 г.в.