История «Девушки с веслом. А что вы знаете про девушку с веслом? Фамилия скульптура девушка с веслом

Слышала, что в Парк Горького вернулась знаменитая скульптура "Девушка с веслом". Решила посмотреть в интернете, как она выглядит. Нашла, на мой взгляд, очень интересную статью на эту тему. Даю её с некоторыми сокращениями, чтобы уместиться в формат совета:
" Девушка, которая была слишком сексуальной для Иосифа Сталина, вернулась из небытия и встала, обнаженная, как в день своего создания, на пьедестале на набережной в Парке Горького.

Иван Шадр, любимый художник советского диктатора, изваял ее в 1934 году. Его смелая статуя «Девушка с веслом», дань восхищения красоте и советскому атлетизму, стала центральным элементом парка.

Однако сталинские дуболомы вскоре передумали и сослали 23-футовую статую обнаженной девушки на Украину, где она и пропала. Для парка скульптор создал менее чувственную версию, по-прежнему обнаженную, но больше соответствующую канонам социалистического реализма. Во время Второй мировой войны немцы разнесли ее на кусочки.

Новое открытие и реабилитация исходной версии скульптуры - часть захлестнувшей Россию волны ностальгии по культурным символам советских времен.

Кроме того, оно разрушает один из широко распространенных мифов.
Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр. Дело в том, что с конца 1930-х по 1980-е годы в советских парках часто устанавливались статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами – невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.
«Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. – Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».

В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.
Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета «Вечерняя Москва», ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей». Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур явно модернистской.
Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной-и в то же время более холодной и классической.
Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе. «Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, - объясняет г-жа Деготь. – Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной».
Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее.
Это стало очевидным, после того как более сексуальная «Девушка с веслом» г-на Шадра была сослана на Украину, в Луганск, и установлена там в парке. Скульптор посетил город в 1936 году и одобрил это, утверждает Татьяна Шеремет, дочь главного городского архитектора того времени. Однако к 1937 году, по ее словам, работа г-на Шадра исчезла. Ее заменила изваянная кем-то другим статуя девушки с веслом и в купальном костюме.
Что произошло с оригиналом – «большая загадка», говорит г-жа Шеремет, ведшая бесплодные поиски в городских архивах.

Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную – меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи – крупнейшего хранилища русского искусства.
Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.
«Никто не знал, как она будет выглядеть, - говорит бывшая чемпионка по гребле. – Я помнила статую одетой девушки. Поэтому я действительно удивилась, как и мы все, когда выяснилось, что она обнажена».
Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена 3 сентября 2011 в Парке Горького в день открытия Международной университетской регаты «Золотая Ладья».Там она и останется - как символ возрождения парка.
«Она очень красивая», - считает г-жа Аникеева. По ее словам, «Девушка с веслом» - это одновременно напоминание о советской спортивной доблести и укор коммунистическим нравам.
«Очернять наше прошлое, наши победы было бы губительно, - говорит она. – Но мы хотим показать, что теперь мы живем в другой стране. Идея, что она должна быть одетой – это ушло в прошлое»."

Оригинал публикации: The Oar Girl Returns to Moscow, in Her Natural State

Все фотографии я взяла из интернета.

Подготовлено редакцией ИноСМИ для проекта "Weekend РИА Новости"

Девушка, которая была слишком сексуальной для , вернулась из небытия и встала на пьедестале, обнаженная, как в день своего создания, на набережной в Парке Горького.

Иван Шадр, любимый художник советского диктатора, изваял ее в 1934 году. Его смелая статуя "Девушка с веслом", дань восхищения красоте и советскому атлетизму, стала центральным элементом парка.

Однако сталинские дуболомы вскоре передумали и сослали 23-футовую статую обнаженной девушки на Украину, где она и пропала. Для парка скульптор создал менее чувственную версию, по-прежнему обнаженную, но больше соответствующую канонам социалистического реализма.Во время Второй мировой войны немцы разнесли ее на кусочки.

Новое открытие и реабилитация исходной версии скульптуры, копия которой, рядом с финишной чертой международной регаты, - часть захлестнувшей Россию волны ностальгии по культурным символам советских времен.

Кроме того, оно разрушает один из широко распространенных мифов. Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр. Дело в том, что с конца 1930-х по 1980-е годы в советских парках часто устанавливались статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами - невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.

"Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. - Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться".

Юлия Аникеева, дважды чемпион Советского Союза по гребле и исполнительный директор Ассоциации любителей гребного спорта России, выросла среди шуток на эту тему, что не помешало ей счесть "Девушку с веслом" подходящим символом для

Поэтому она начала поиск оригинальной версии статуи, отправив своих подчиненных рыться в архивах бурной эпохи военных потерь и менявшихся стандартов.

В целом в России поиск символов и идентичности нередко приводит обратно в СССР. Это можно считать реакцией на внутренние трудности и упадок мощи на внешнеполитической арене, с которыми страна столкнулась после

Сейчас россияне поют несколько видоизмененный вариант советского национального гимна, смотрят телеканалы, транслирующие исключительно программы советских времен, и ходят в рестораны и бары, оформленные в стиле советского шика. Над Кремлем в ночи по-прежнему горят красные звезды, а почти в любом городе можно увидеть памятник .

Парк Горького, открытый в 1928 году и бывший в советские времена местом культурного отдыха для пролетариата, сейчас тратит миллионы долларов , восстанавливая свое былое лицо. Руководство парка убрало из него и сомнительные кафе, процветавшие в 1990-х годах. Сгоревший театр отстраивается заново, восстанавливаются обветшавшие сооружения, оборудуется .

В 1935 году исходная версия "Девушки с веслом" г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.
Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета "Вечерняя Москва", ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано "в соответствии с критикой и замечаниями посетителей". Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур модернистской.

Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической. Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе.

"Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, - объясняет г-жа Деготь. - Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной".

Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее.

Это стало очевидным, после того как более сексуальная "Девушка с веслом" г-на Шадра была сослана на Украину, в Луганск, и установлена там в парке. Скульптор посетил город в 1936 году и одобрил это, утверждает Татьяна Шеремет, дочь главного городского архитектора того времени. Однако к 1937 году, по ее словам, работа г-на Шадра исчезла. Ее заменила изваянная кем-то другим статуя девушки с веслом в купальном костюме.

Что произошло с оригиналом - "большая загадка", говорит г-жа Шеремет, ведшая бесплодные поиски в городских архивах.

В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта.

"Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную "Девушку с веслом"", - говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц.

Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая "Девушка с веслом". Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную - меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой "Девушки с веслом", а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи - крупнейшего хранилища русского искусства.

Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать "Девушку с веслом" своим символом.

"Никто не знал, как она будет выглядеть, - говорит бывшая чемпионка по гребле. - Я помнила статую одетой девушки. Поэтому я действительно удивилась, как и мы все, когда выяснилось, что она обнажена".

Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя на этой неделе в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка.

"Она очень красивая", - считает г-жа Аникеева. По ее словам, "Девушка с веслом" - это одновременно напоминание о советской спортивной доблести и укор коммунистическим нравам.

"Очернять наше прошлое, наши победы было бы губительно, - говорит она. - Но мы хотим показать, что теперь мы живем в другой стране. Идея о то, что она должна быть одетой - это ушло в прошлое".

Эта перемена отразилась и в более пикантной стороне регаты, которая каждый год проходит на Москве-реке.

Чтобы привлечь внимание к событию и повлиять на современную российскую публику, гребная ассоциация наняла фотографа из журнала Playboy и устроила выставку фотографий. Семь длинноногих российских актрис и прочих знаменитостей сфотографировались с веслами в различных позах. На снимках все модели одеты, но некоторые весьма скудно.

"Это вульгарно, - замечает г-жа Марц, рассматривая фотографии в своем кабинете в Третьяковской галерее. - Мне жаль Шадра".


В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве. Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме. Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке.

Дом под юбкой


Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.


Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.


Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом


Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.


Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.


На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.


Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»


Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.


Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре


Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.


Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.

К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.

Символ "Гипсового" соцреализма, скульптура "Девушка с веслом", пережила сотни перерождений и перевоплощений. Воспетая поэтами советской эпохи, украшающая сотни парков СССР, самая первая скульптура была создана скульптором Иваном Шадром еще в далеком 1935 году. Первая "версия" была высотой 12 метров и предполагалась для украшения парка Горького. Критика отнеслась к произведению с большим предубеждением. Поэтому, простояв в столичном парке меньше полугода, за "холодное отношение к форме и содержанию" ее отправили в ссылку. Теперь она украшала Луганский городской парк.


Интересна история модели, позировавшей скульптору. Вера Волошина была достаточно известной спортсменкой и весьма скромной девушкой. Стесняясь позировать обнаженной, она настояла на том, чтобы во время работы в мастерской присутствовала жена мастера. Известно также, что Вера мужественно сражалась во время войны в партизанском отряде и погибла, выполняя очередное боевое задание в тылу.

Шадр создал второй вариант скульптуры. На этот раз она была на 4 метра ниже, поза ее стала свободнее, критика приняла новую версию достаточно нейтрально, статуя осталась в столице.


Коллега Шадра - Ромуальд Иодко - также был вдохновлен идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Работа Иодко была менее монументальной и более "живой". Девушка изображена в спортивных трусах и купальном бюстгальтере. Изменена и поза девушки: опирается модель только на одну ногу, вторая немного согнута в колене, отведена в сторону. Таким образом автору удалось сделать скульптуру более "спортивной".


Оба автора пытались соединить в своих произведениях идею женственности и здоровья, активной жизненной позиции и мягкости. С несомненным талантом и Шадр, и Иодко создали очень непохожие, но объединенные одной идеей работы, по-настоящему украшавшие парки и стадионы СССР. Идеальные женские фигуры подчеркивались точными линиями весла (в античной скульптуре этому служило изображение копья в руках богов или богинь). В работе Шадра так и вовсе можно усмотреть прямое заимствование постановки фигуры в искусстве античной скульптуры.

В дальнейшем скульпторы всей необъятной страны получали заказы на копии и свои версии "скульптуры молодой физкультурницы". Большинство копий и версий, увы, не выдерживают критики. Созданные образы отличаются тяжеловесностью и отсутствием женственности. Идея Шадра и Иодко была уничтожена в новых воплощениях. Со временем "Девушка с веслом" становится символом безвкусицы и пошлости. Утрированно спортивная фигура, отсутствующее выражение лица, формальный подход к внутреннему содержанию работы - все это превратило реплики работ талантливых скульпторов в откровенную нехудожественную халтуру.

В настоящее время бронзовую копию "Девушки" можно увидеть в . Оригинал, стоявший в парке Горького, был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы во время Великой Отечественной войны.

Довольно много неясностей, расхождений в том, что пишут об этих скульптурах. Точно, что скульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка, согласно Википедии, в 1935 году, но быстро убрали в том же году. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто (но без каких-либо ссылок на источники информации) Вера Волошина, 1919 года рождения. Но если, как пишут в Википедии, Шадр начал работу в 1934 году, то эта девушка в то время жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, вот фрагмент из неё: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". В общем, кто ему позировал для первого варинта - не известно, но точно, что не Вера Волошина.

Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - улыбающаяся обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе. В журнале "Строительство Москвы" (№10 за 1937 год) о скульптуре писали: "Что касается центральной скульптуры "Девушка с веслом, то её нельзя назвать физкультурницей, свободно и легко держащей весло, она своей нарочито жеманной позой скорее напоминает "будуарную статуэтку" в увеличенном масштабе". Стольже же критичен отзыв в сборнике "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: "Так, например, фигура "Девушки с веслом" (скульптор Шадр), украшающая один из фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы, не свободна от некоторых элементов эротики и страдает излишней стилизованностью." (Цит. из книги К. Кухер "Парк Горького в сталинскую эпоху 1928-1941", М., Росспэн, 2007). Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.


Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой), был установлен в 1936 или 1937 году. Если высота первой скульптуры была около 12 метров, то второй - то ли 8 метров, то ли 4,6 метра. Судя по фото, второй вариант был более классического вида. Наиболее часто встречается, что скульптура была разрушена во время немецкой бомбардировки, но есть мнение, что она была тихо убрана во время одной из реконструкций парка значительно позже. Второй вариант мне кажется более правдоподобным, парк и скульптура не слишком разумные цели для бомбардировки, разве что совсем уж случайное попадание. А вот то, что официальное отношение к показу обнаженного тела в послевоенные годы стало негативным, действительно имело место быть.

К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.

Фото Х.Формана, 1939 год:

Фото Э.Евзерихина, 1936 год

Фото Наума Грановского, 1930-е:

Фото С. Васина, 1939 год

Фото Марка Маркова-Гринберга

Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда):

Фотографии, где она видна лишь издалека.

Фотография Х. Формана, 1939 год:

Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.

Совсем короткий фрагмент киносъемки из парка Горького, увиденный мной сначала в фильме "Великий Октябрь. Голая правда" 2007 года. Позже разобрался, что это вырезано из фильма "Сталинское племя" 1938 года о параде физкультурников 1937 года, тут из начальной части фильма, где физкультурники собираются на парад, постановочная съемка. Девушка с веслом тут мелькает, к сожалению, её голова и плечи полностью закрыты логотипом телекомпании. В интернете есть фильм 1938 года целиком, однако, качество очень плохое.

У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. И, как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры.