Игры для дифференциации звуков. Игры для автоматизации шипящих звуков Автоматизация звуков ш ж упражнения и игры

из них является использование в работе мелких объ­ёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируе­мый звук*. Этот приём также помогает активизиро­вать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленное на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при дви­жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующе­го хода. Например, шапка - направо, шахта - направо, шайба - вниз...».

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабирита. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5-10). Если при прохождении лаби­ринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автомати­зируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

(2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

()^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

(б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях (

9^ Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звука Ш. Материал, предло­женный автором, превращает однообразную и моно­тонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, раз­вивается мелкая моторика, творческое воображе­ние.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Ш проводится по традицион­ной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем пред­лагаются упражнения на автоматизацию звука Ш изо­лированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: мышонок, мишка, петушок.

Игра: "Тишина"

Цель: Автоматизация звука « Ш» .

Описание игры: Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети - у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.


Игра: "Лес шумит"

Цель: Автоматизация звука « Ш»

Описание игры: Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш...
Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш...
Вариант. Педагог расставляет детей - «деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.


Игра: "Поезд"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в слогах и словах.

Описание игры: Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш - выпустил пар). Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется.
Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. «Скорый» движется под звуки шу-шу-шу – (быстро), товарный - шшшу-шшшу (медленно).


Игра: "Тише, тише: Маша пишет!"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в предложениях.


Описание игры: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет».
После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша осалит, должен придумать и сказать слово со звуком «ш». Потом выбирают новую Машу (или Мишу).
Примечание. Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком « ш», ему помогают дети или педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»).

Игра: "Маленькие ножки бежали по дорожке"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в связном тексте.

Описание игры: Дети строятся в колонну. Педагог предлагает всем показать свои ноги. Дети поднимают их. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают;
Маленькие ножки бежали по дорожке,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно:
Большие ноги шли по дороге,
Большие ноги шли по дороге.
Дети несколько раз выполняют со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые.

Игра: "По ровненькой дорожке"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в связном тексте.

Описание игры: Дети сидят на скамейках или траве. Педагог зовет их погулять. Дети идут шеренгой или свободно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз, два, раз, два...
Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам.
Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», - говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…» Движения повторяются. Затем текст изменяется
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Там мы живем.
На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой и садятся на них. Игру можно повторить 3-4 раза.


Игра: "Кот на крыше"

Цель: Автоматизация звука « Ш» в связном тексте.

Описание игры: На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети - мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши... Тише, мыши...
Кот сидит На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом - норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т.е. она будет котом, и игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова с звуком ш. (Игру можно провести и для дифференциации звуков ш-с.)

Игра: "Мухи в паутине"

Цель: Автоматизация звука « Ж» .

Описание игры: Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж..., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Игра: "Пчелы и медвежата"

Цель: Автоматизация звука « Ж» .

Описание игры: Играющие дети делятся на две группы: одна группа - пчелы, другая - медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время перелезают через скамейку и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж. А медвежата быстро выпрямляются и убегают. При повторении игры дети меняются ролями.


Игра: "Пчелы"

Цель: Автоматизация звука « Ж» .

Описание игры: Посредине площадки (комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все дети - пчелы. Один ребенок - медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят;
Пчелы в улье сидят. И в окошечко глядят.
Полететь все захотели, Друг за дружкой полетели: Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками, подлетают к цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь. Если медведь убежал от пчел, он выбирает себе помощника, и игра возобновляется с двумя медведями.


Игра: "Пчелки собирают мед"

Цель: Автоматизация звука « Ж» .

Описание игры: Одна группа детей изображает цветы. Им педагог надевает на голову веночек из цветов (ромашки, васильки и т.п.). Другая группа детей - пчелы, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветка и жужжат: ж-ж-ж...
По сигналу педагога они летят в улей. Затем дети меняются ролями.


Игра: "Жуки"

Цель: Автоматизация звука « Ж» в связном тексте.

Описание игры: Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу
Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж-ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж... По сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).


Игра: "Точильщики"

Цель: Автоматизация звука « Ж» отдельно и в словах.

Описание игры: Одна группа детей - точильщики. Они стоят у стульчика и говорят: «Точим ножи! Точим ножи!»
К точильщикам подходят дети: «Поточите ножик (или ножницы)». Точильщики делают движения, как будто точат, и приговаривают: жжж…ж….ж…

Игра: "Прогулка в лес"

Цель: Дифференциация звуков « Ш – Ж» .

Описание игры: В одном углу комнаты стоят дети, в другом - в два или три ряда стулья, это лес. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Там посидим, отдохнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Педагог продолжает: «В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев». Дети: ш-ш-ш... «Пролетел ветерок, и опять в лесу стало тихо. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжат жуки: ж-ж-ж... Как жужжат жуки?» Дети: ж-ж-ж. Отдохнули ребята в лесу, набрали цветов и пошли домой. После прогулки педагог спрашивает: «Кто помнит, как шумели деревья?» Дети: ш-ш-ш - «А как жужжали жуки?» Дети: ж-ж-ж.

Автоматизация звука Ш с помощью игровых приемов для детей дошкольников

Цель: автоматизация звука Ш в речи.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять в своей речи этот звук правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Уважаемые коллеги предлагаю вам в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука Ш. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Театр"
Скажи как "Весельчаков", приподнимая брови, делая шаловливое лицо: "ША-ША-ША-ША-ША-ША".
Скажи как "Грустяшкин", выражая печаль на лице: "ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ".
Скажи как "Боякин", сжимаясь всем телом: "ШО-ШО-ШО-ШО-ШО-ШО".
Скажи как "Спокоев", выражая спокойствие на лице: "ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ".

"В ладоши хлопай"
Ты, дружок, в ладоши хлопай,
Если Ш услышать сможешь.
Шапка, шубу, петушок,
Стол, лиса и малышок,
Школа, вилка, полка, кошка,
И картина, и картошка.

"Мы со слогами играем"
Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
КОШ-КОШ-КА-КА,
Получилась кошка.
МЫШ-МЫШ-КА-КА,
Получилась мышка.
И т.д.

Пальчиковая игра "Пальчики-помощники"
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
ШУ-ШО-ША,

ШУБКА-ШОРОХ-И ЛАПША,

ШЕ-ШУ-ШИ,
Загибаем пальчики на одной руке.
ШЕЯ-ШУМ-И МАЛЫШИ.
Загибаем пальчики на другой руке.

Доскажи словечко
Взрослый начинает слово в словосочетании или в предложении, а ребенок должен его закончить, добавляя слог, затем произнося слово полностью.

Доскажи ША
Кукла Ма... (ша).
Кукла Да... (ша).
Мальчик Па... (ша).
Мальчик Ле... (ша).
Девочка Ната... (ша).
Вкусная ка... (ша).

Доскажи ШИ
Андрюша моет у... (ши).
Кошку боятся мы... (ши).
В лесу цветут душистые ланды... (ши).
В детский сад ходят малы... (ши).
Наши рисунки хоро... (ши).

Доскажи ШЕ
Мама купила шубку Ната... (ШЕ).
Мама заботится о малы... (ШЕ).
Папа купил шахматы Ле... (ШЕ).

Доскажи ШУ
Мы встретили мальчика Ле... (ШУ).
Мы проводили в школу Ната... (ШУ).
Мама уложила спать Да... (ШУ).
Нужно доесть ка... (шу).

"Помоги кукле Маше правильно говорить"

Взрослый сажает куклу и говорит, что кукла Маша очень плохо разговаривает, совсем как маленькая девочка. Взрослый говорит неправильно от имени куклы слова, заменяя звук Ш на С, и просит ребенка исправить Машины ошибки.

Сапка, мысата, лосадка, месок, пусок, суба, петусок, больсой, Мисутка и т. д.

"Все, что знаем, называем"

Семья
Когда всю семью мы вспоминаем,

То четко ШШШШ мы повторяем.
Бабушка, дедушка, братишка и я,
Загибаем пальчики.
Это все моя семья!

Одежда
Когда одежду мы называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулак.
То четко ШШШШ всегда повторяем.
Шарф, шапка, шорты, шуба -
Загибаем пальчики.
Сказать все четко это нужно!

Домашние животные
Домашних животных мы вспоминаем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулак.
Очень ласково всех называем.
Слушай внимательно и отгадай,
Кто же здесь лишний?
А ну, называй!
Барашек, лошадка, мишутка и хрюша,
Загибаем пальчики.
Сейчас я узнаю как же ты слушал!

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ш]:

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

Ш-ш-ш-ш-ш…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно

ША

ШО

ШУ

ШИ

ШЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.

Ша-ша-ша

Шо-шо-шо

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши

Ше-ше-ше

Ша-шо-шу

Ши-ше-ша

Шо-ше-ши

Шу-шо-ше

Ше-ша-шо

Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой, тушёнка, нашёл, ушёл.

Шу: мишутка.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

тапки -

губы -

топот -

мыло -

(пар) -

(споры) -

9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

дуб -

идёт -

поёт -

едет -

дышит -

падает -

10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].

11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Изба - избушка

кума -

зима -

штаны -

тётя -

дядя -

хозяйка -

солнце -

хлеб -

камень -

пятно -

дно -

окно -

дед -

12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].


16. Образовать родственные слова:

мышь - (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка - (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. ДИ «Сосчитай до 5»:

плюшевый мишка -

плюшевый капюшон -

плюшевая шапка -

19. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка - вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки - мышата, у кошки - котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши - машинка, а у папы - машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон -

Мария Артемова
Игры для дифференциации звуков [с]-[ш]

У детей дошкольного возраста часто наблюдается смешение в речи звуков С – Ш . Основной причиной этого является нарушение фонематического восприятия. Дети плохо различают данные звуки на слух и затрудняются сделать правильный выбор звука при произнесении . Устранению этого дефекта достойное место отводится на логопедических занятиях. Но и воспитатели могут помочь детям в разрешении данной проблемы.

Прежде всего, необходимо выявить, чем различаются звуки С и Ш . Предложим детям произнести (перед зеркалом) звуки С и Ш и сравнить их . Заметим, что при произнесении звука С губы растянуты в улыбке, а при произнесении звука Ш губы округлены бубликом и выдвинуты вперед. Когда произносим звук С , язык находится в низу ротовой полости, за нижними зубами, а когда произносим звук Ш , язык поднимается вверх, за верхние зубы. И наконец, при произнесении звука С изо рта выходит холодная струя воздуха, а при произнесении звука Ш – теплая . Это можно ощутить тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Акустически звук С похож на свист , он свистящий, а звук Ш похож на шипение , он шипящий.

Научить детей дифференцировать звуки С-Ш помогут следующие игры и игровые упражнения.

«Угадай-ка»

У детей карточки со схематичным изображением улыбки и бублика. Карточка с улыбкой обозначает звук С , так как при его произнесении губы растягиваются в улыбке. Карточка с кружочком-бубликом – это звук Ш , так как губы при его произнесении округлены.

Воспитатель произносит звуки С и Ш попеременно , дети поднимают нужные карточки.

Можно сыграть и наоборот : педагог поднимает поочередно карточки с изображениями, а дети угадывают и называют соответствующие звуки .

Аналогична игра «Солнышко-снежинка» . Звук С обозначает снежинка (при произнесении звука С струя воздуха холодная, звук Ш – солнышко (струя воздуха теплая) .

«Не ошибись»

Воспитатель то поднимает кисть руки вверх, то опускает её вниз. Если кисть руки поднимается верх, то дети произносят звук Ш (кончик языка вверху, если кисть руки опускается вниз, то произносят звук С (кончик языка внизу) .

Можно и наоборот, педагог называет звуки С , Ш вперемешку, а дети то поднимают, то опускают кисти рук.

«Свистит – шипит»

Педагог кладет перед собой картинки и говорит : «Я буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук , которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести С-С-С. Насос : С-С-С… Гусь : Ш-Ш-Ш… Соловей : С-С-С… Змея : Ш-Ш-Ш… и т. д.

«Прогулка на велосипедах»

Воспитатель говорит : «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом : С-С-С… (Дети, имитируя насос, произносят : С-С-С) Хорошо накачали шины, только слышим : воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш) Заклеим дырочку и ещё раз накачаем шину. (Дети : С-С-С)

Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш)

«В лесу»

Воспитатель :

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья : Ш-Ш-Ш… (Дети быстро шевелят пальчиками и произносят : Ш-Ш-Ш)

- Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С)

Ветер затих – больше не шевелятся ни листочки, ни ветки. (Дети расслабляются)

Снова подул холодный ветер : С-С-С… (Дети вновь покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С…Затем опять расслабляются)

«Ловишки»

Педагог произносит слоги : СА, ША, СО, ШО, ШУ, СУ, СЫ, ШИ, ШЕ, СЭ…А дети должны хлопнуть в ладоши, ели услышат слог со звуком Ш .

Аналогично играем со словами.

«Упрямый ослик»

Игра с мячом

Воспитатель :

Ослик хоть и научился произносить звук С , но упрямо продолжает заменять его звуком Ш . Ему говорят : «СА» . А он в ответ : «ША» .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слог со звуком С . Ребенок заменяет С на Ш, произносит новый слог и возвращает мячик.

«Волшебники»

Игра с мячом

Воспитатель :

Дети, вы можете стать настоящими волшебниками и превратить один предмет в совершенно другой. Чудо произойдет, если звук Ш в слове вы замените звуком С .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слово со звуком Ш . Ребенок заменяет его звуком С , произносит новый слово и возвращает мячик.

Примерные слова : шутки - … (сутки, шок - (сок, шитый -, мишка -, кашка -, башня -, Машка -, уши -, ваш - …шуметь -, пашу -, шкала -, каша -, крыша -, шалить - ….

«Помогите игрушкам»

На столике лежат картинки, в названиях которых есть звук С или Ш , и игрушки : мишка и кукла. Воспитатель говорит :

Кукла Соня и мишка играли и перепутали картинки. Помогите игрушкам : Соне соберите картинки со звуком С в названии , а мишке – со звуком Ш .

Дети по очереди подходят к столику, выбирают картинку, называют её и отдают Соне или мишке, обосновывая свой выбор.

«Магазин»

На столике лежат предметы, в названиях которых есть звук С или Ш (шашки, воздушный шар, карандаши, игрушки : мишка, мышка, лиса, слон, совок, сова и др.) У детей кружочки-монетки с буквами С и Ш. У столика воспитатель в роли продавца. Дети подходят к столику, выбирают товар и оплачивают нужной монетой. Продавец уточняет, какой товар выбран, какой монетой оплачен и почему.

«Звуки заблудились »

Воспитатель читает детям двустишия, выясняет, что не так, предлагает исправить ошибки.

Положили кашу в МИШКУ,

Угостили мёдом МИСКУ.

Прочитали в книге БАШНЮ,

А из снега строим БАСНЮ.

Мой братишка любит СУТКИ,

День и ночь всё вместе ШУТКИ.

Вот поэт нас насмешил!

Он, наверно, поспешил.

Ты поправь его, дружок,

Скажи правильно стишок.

«Путаница»

Игра аналогична предыдущей.

Послушайте, что натворил злой волшебник. Он всё запутал.

Положили в плошку … КАСКУ.

Надевал пожарный … КАШКУ.

Сочинял писатель … БАШНЮ.

Рисовал художник … БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге … МИСКА.

На столе с салатом … МИШКА.

В поле землю я … ПАСУ.

На лугу коров … ПАШУ.

На лицо надета … МАШКА.

Имя нашей кошки … МАСКА.

Как нам хочется … ШУМЕТЬ

Спать спокойно, не … СУМЕТЬ.

- Расколдуйте стихи : закончите строчки правильными словами.

«Мышеловка»

Часть детей составляет круг (мышеловку) . Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети – мыши. Дети, стоящие в кругу, тихо говорят :

Все спят –

Детки спят.

Волк в лесу спит.

Кукла Настя спит.

Только мыши не спят,

Они кушать хотят,

В мышеловку глядят.

После этих слов мышки начинают бегать, тихо пищать : С-С-С, вбегать в круг, выбегать из круга. По сигналу педагога (удар барабана, бубна, колокольчик) мышеловка захлопывается – дети опускают руки. Часть детей оказывается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мыши не будут переловлены.

Использованная литература

1. Игры в логопедической работе с детьми : пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под редакцией В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) .

3. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта +, 2004. – 336 с. – (Популярная логопедия)

4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) . – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

5. Школьник Ю. А. Логопедия – Ил. Ю. Школьник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 96 с., ил.