Хождение богородицы по мукам кратко. Хождение богородицы по мукам

Святая богородица хотела помолиться господу богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя отца и сына и святого духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто - с западной, сто - с южной, сто - с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: «Радуйся, завершение отца, радуйся, обитель сына, радуйся, похвала святого духа, радуйся, Христово... и утверждение, радуйся, Давидово пророчество, радуйся, святое поклонение, радуйся, пророками провозглашенная, радуйся, стоящая всех выше у престола божьего».

Ответила благодатная архангелу Михаилу: «Радуйся ты, архистратиг, первый воин, служитель невидимого отца и светильник, радуйся, Михаил, первый в воинстве, повеление святого духа; радуйся, архистратиг, похвала серафимам, радуйся, Михаил-архистратиг, побеждающий мучителей, а пред престолом владыки достойно стоящий. Радуйся, Михаил, свет непрестанный, радуйся, архистратиг, первый воин, хотевший вострубить и разбудить мертвых от века; радуйся, Михаил, главный над всеми небесными силами, первый, кого прославили до престола божьего все ангелы».

Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его святая богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»

Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли бога и веровали в то, что сотворил нам бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, - Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются».

В другом месте она увидела тьму великую, и спросила святая богородица: «Что это за тьма такая и кто находится там?» И ответил архистратиг: «Много душ пребывает в том месте». И сказала святая богородица: «Пусть разойдется тьма, чтобы видела я и те мучения». Ангелы, стерегущие их, отвечали:

«Сказано, что не увидят они света, пока не явится твой благостный сын, светлее чем семь солнц». Огорчилась святая богородица, подняла на ангела свои глаза и, взглянув на невидимый престол своего отца, сказала: «Во имя отца и сына и святого духа пусть рассеется тьма сия, чтобы я видела это мучение». И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, пресвятая богородица воскликнула со слезами: «Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?» Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: «Почему не отвечаете?» Тогда мученики сказали: «О благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх». Святая богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики ее, и сказали ей: «Почему ты пришла к нам, святая богородица? Твой сын благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, божий любимец, но ты, пресвятая богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь бога, как же ты пришла к нам, бедным?» Тогда спросила святая богородица у архистратига Михаила: «В чем их грех?» И ответил Михаил: «Это те, кто не верил в отца и сына и святого духа, и в тебя, святая богородица. Они не хотели проповедовать имени твоего и что родился от тебя наш Иисус Христос, воплотился и освятил землю крещением - вот из-за этого и мучаются они там». И вновь заплакала святая богородица, и спросила их: «Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?»

Прорекла это святая богородица, и снова застлала их тьма. Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, благодатная, на юг или на север?» И ответила благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку - одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, святая богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила пресвятая богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила святая богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

И увидела святая богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела; «Кто это? Какой грех он совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».

И увидела богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал ей: «Еще не видела ты, святая богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала святая богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен».

В другом месте богородица увидела огненные столы и горящих на них многих мужей и жен, и святая спросила архистратига: ...«Те, кто попов не почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви божией, - из-за этого и мучаются».

И увидела святая богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И сказал архистратиг: «Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, пресвятая, что я тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. За это они навек мучаются».

А в другом месте святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его. Он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня». Глядя на него, пресвятая богородица сказала: «Господи, помилуй» - трижды - и сотворила молитву. К ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается», поэтому он и мучается здесь». И сказала святая: «Что заслужил, то и получает». И ангел снова связал ему язык.

И сказал архистратиг: «Пойдем, госпожа, покажу тебе, где мучаются иереи». И она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь и опалял их. Увидев это, пресвятая спросила: «Кто они и в чем согрешили?» И ответил Михаил: «Это те, кто служили литургию, и пред престолом божьим предстояли, почитая себя достойными. А когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее, как звезды божий, на землю. И тогда колебался страшный престол и подножие божие дрожало, за то они теперь так мучаются».

И увидела святая мужа и крылатого змея с тремя головами - одна голова была обращена к глазам мужа, а другая - к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю божию творил, а жил в блуде и беззаконии».

И сказал предводитель господних сил: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: «Благословите, отцы святые»; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так».

И увидела пресвятая женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их. Они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». И, заплакав, спросила святая: «В чем их грехи?» И ответил архистратиг: «Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж, поэтому и мучаются».

И увидела богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых разными змеями, и спросила святая: «В чем их грехи?» И ответил Михаил: «Это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду, потому здесь они мучаются».

И сказал архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод - многих грешников. Увидев это, богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю божью, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники». Услышав это, пречистая богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»

И спросил ее Михаил. «Отчего плачешь, святая? Разве ты не видела великих мучений?» И ответила пресвятая: «Поведи меня, чтобы я увидела все мучения». И сказал ей Михаил: «Пойдем, благодатная, куда хочешь, на восток или на запад, в рай, направо или налево, где великие мучения?» И ответила пресвятая: «Пойдем на левую сторону». Херувимы и серафимы и четыреста ангелов услышали пресвятой слово и, повернувшись, вывели ее от востока в левую сторону, а около той реки была глубокая тьма; там лежало много мужей и жен. И вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей, не в силах сказать: «Праведный судья, помилуй нас». Их непрестанно ели черви, и был слышен скрежет зубовный. И увидели пресвятую сторожившие грешников ангелы, и вскричали в один голос: «Свят, свят, свят, боже святый, и ты, богородица, благословляем тебя и сына божия, родившегося у тебя, так как спокон века не видели света, а сейчас видим свет благодаря тебе, богородица». И снова вскричали они все вместе: «Радуйся, благодатная богородица, радуйся, сияние света вечного, радуйся, святой архистратиг Михаил, молящийся владычице за весь мир, мы же видим мучающихся грешников и сильно скорбим».

Богородица увидела, что ангелы печальны и грустны из-за грешников, расплакалась пресвятая, и вскричали все в один голос: «Хорошо, что вы пришли в эту тьму увидеть нас и наше мучение, помолись, пресвятая, с архистратигом». И, слыша плач и крик грешников, сама зарыдала, причитая и говоря: «Господи, помилуй нас», чтобы, когда кончила молитву, утихла речная буря и огненные волны; и явились грешники, словно семена горчичные. Увидев это, заплакала святая и спросила: «Что это за река и волны ее?» И ответил ей архистратиг: «Это река вся смоляная, а волны ее все огненные, а те, кто в них мучается, это жиды, которые мучили господа нашего Иисуса Христа, сына божия; это все народы, которые крестились во имя отца и сына и святого духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил после святого крещения с кумами своими, с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей, за свои дела и мучаются они так». И сказала святая: «Пусть будет так по заслугам их!» И снова залила их бурная река и огненные волны, и тьма покрыла их. И сказал Михаил богородице: «Если кто попадет в эту тьму, не будет бог помнить его». И сказала пресвятая: «О, горе грешникам в неугасимом пламени сего огня!»

И сказал ей архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе огненное озеро, где мучается род христианский». И она увидела и услышала их плач и вопль, а самих грешников не было видно, и спросила: «В чем грех тех, кто здесь находится?» И сказал ей Михаил: «Это те, что крестились и крест поминали, а творили дьявольские дела и не успевали покаяться, из-за этого они так мучаются здесь».

И сказала пресвятая архистратигу: «Единственную молитву обращаю к тебе, чтобы и я могла войти и мучиться с христианами, потому что они назвались чадами сына моего». И сказал архистратиг: «Будь в раю». И ответила пресвятая: «Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас господь бог и помилует их».

«Жив господь бог, имя его величественно, мы поклоняемся господу, семижды днем и семижды ночью, когда хвалу возносим владыке и за грешников просим, госпожа, но нисколько нас не слышит владыка». И сказала пресвятая богородица: «Молим тебя, вели ангельскому воинству вознести меня на небесную высоту и поставить перед невидимым отцом».

И архистратиг повелел, и появились херувимы и серафимы, и вознесли благодатную на высоту небесную, и поставили ее перед невидимым отцом у престола; богородица воздела руки к благодатному сыну своему и сказала: «Помилуй грешников, владыка, так как я видела и не могу переносить их мучений, пусть буду и я мучаться вместе с христианами». И раздался голос, ей говоривший: «Как я помилую их? Вижу гвозди в дланях сына моего, и не знаю, как можно их помиловать». И сказала богородица: «Владыка, я не прошу за неверных жидов, но прошу милосердия твоего для христиан». И раздался голос, говоривший: «Вижу, что братию мою не помиловали, и не могу тех помиловать». И снова сказала пресвятая: «Помилуй, владыко, грешников, помилуй, господи, сотворенных твоими руками, потому что они по всей земле произносят твое имя, и в мучениях, и во всех местах по всей земле, говоря: «Пресвятая госпожа богородица, помоги нам», и когда человек рождается, говорит: «Святая богородица, помоги мне». Тогда сказал ей господь: «Послушай, пресвятая богородица, владычица, нет того человека, кто не молился бы имени твоему, и я не оставлю их ни на небесах, ни на земле».

И сказала пресвятая богородица: «Где пророк Моисей, где все пророки и вы, отцы, которые никогда не грешили, где Павел, божий любимец, где воскресение, христианская похвала, где сила честного креста, которая избавила Адама и Еву от проклятия?» Тогда архистратиг Михаил и все ангелы сказали: «Помилуй, владыко, грешных». Тогда Моисей возопил, говоря: «Помилуй, владыко, ведь я дал им закон твой». Тогда Иоанн вскричал, говоря: «Помилуй, владыко, я твое Евангелие им проповедовал». Тогда и Павел возопил, говоря: «Помилуй, господи владыка, так как я церквям дал твое послание». И сказал господь бог: «Послушайте вы все: если по Евангелию моему или по закону моему и если по евангельской проповеди, которую провозгласил Иоанн, по посланиям, которые принес Павел, судить - то такой суд и примут. И имеют ангелы, за что просить, только: «Помилуй, господи, - праведны мы». И сказала пресвятая богородица: «Помилуй, владыка, грешников, так как они Евангелие приняли и закон твой сохранили». Тогда господь сказал ей: «Послушай, пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве - а ты верно говоришь, что они закону твоему научились, - и снова они сделали зло, когда не отплатили им за зло, что говорю - уже сказано, и воздается им по злобе их». Тогда все святые, слышавшие владыку, говорящего это, не смели ничего ответить.

И увидела пресвятая, что никто ничего не сказал и господь святых не послушал, но удаляет от грешников свою милость, и сказала пресвятая: «Где архистратиг Гавриил, который возвестил мне: «Радуйся, так как ты прежде всех услышала отца, он теперь на грешников не смотрит»; где великий, тот, кто носит город на вершине своей и на единой земле, а земля из-за гнусных человеческих дел раскололась, и послал господь бог своего сына, и утвердил земной плод? Где служители престола, где Иоанн Богослов? Почему не молитесь с нами владыке за христианских грешников? Разве вы не видите, что я плачу о грешниках? Придите все ангелы и все, кто на небесах, придите все праведные, кого оправдал господь, вам позволено молиться за грешников. Приди и ты, Михаил, ты - первый среди бесплотных, стоящих у престола божия,- вели всем припасть к невидимому отцу, и не подымемся, пока не послушает нас бог и не помилует грешников». Тогда Михаил пал ниц пред престолом, и с ним все лики небесные и все чины бесплотных. И увидел владыка моление святых, смилостивился ради сына своего единородного и сказал: «Сойди, сын мой возлюбленный, посмотри на моление святых и яви лицо свое грешникам».

И сошел господь с невидимого престола, и его увидели сидящие во тьме, и возопили в один голос, говоря: «Помилуй нас, сын божий, помилуй нас, царь всех времен!» И сказал владыка: «Слушайте все. Я рай насадил и создал человека по образу своему, и сделал его хозяином рая, и дал им вечную жизнь, они же ослушались и в своем желании согрешили, и предались смерти; я не хотел видеть, как дьявол мучает творение моих рук, сошел на землю и воплотился в деву, вознесся на крест, чтобы их освободить от рабства и от первого проклятия; просил воды, а дали мне желчи, смешанной с уксусом; руки мои создали человека, и они положили меня во гроб, и сошел я в ад, победил своего врага, избранных своих воскресил, благословил Иордан, чтобы искупить ваше первое проклятие, а вы пренебрегли покаянием в грехах своих. Христианами вы называетесь только на словах, а заповедей моих не соблюдаете - поэтому и находитесь в огне негасимом, и не помилую вас. Теперь же ради милосердия моего отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников, которые много страдали за вас,- я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до Троицына дня, прославьте отца и сына и святого духа». И все отвечали: «Слава милосердию твоему».

Слава отцу и сыну и святому духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ

Апокрифическое сказание о посещении девой Марией места мучения грешников («Хождение богородицы по мукам», или «Апокалипсис пресвятой богородицы») воплотило некоторые эсхатологические представления средневекового христианства. Согласно версии, восходящей к греческим рукописям 9 в. и получившей особенно широкое распространение (древнейший русский список относится к 12 в.), богородица, взойдя на Масличную гору (место Гефсиманского сада), обратилась к Христу с молитвой, желая узнать и увидеть, какие есть муки и сколько их. Посланный Христом архангел Михаил являет богородице ад и несказанные мучения, постигшие повинных в тяжких прегрешениях. Это зрелище повергает богородицу в великую скорбь, и, представ перед престолом небесного отца, она со слезами просит Христа помиловать грешников. Но лишь после того как к молитве её присоединяют свои голоса все ангелы и праведники, мучимым за грехи даруется - ради слез богородицы - послабление: с этих пор на время со дня Воскресения (христианской Пасхи) и до Пятидесятницы (день празднования Троицы) они избавлены от мучений. (Мотив возможного послабления мучающимся до свершения Страшного суда возникает очень рано.) Сказание о X. б. по м. использовалось также в назидательных целях, являя устрашающий перечень всевозможных прегрешений и соответствующих им мук. Картина «места мучного», предстающая в этом сказании, в общих чертах соответствует евангельскому образу геены огненной и «мук геенских»: огня неугасимого, тартара лютого, червя неусыпного и тьмы кромешной, - понятых с живописной конкретностью. Идея иерархического строения ада, столь важная для западного средневековья и нашедшая завершающее воплощение у Данте, едва прослеживается в звучащих рефреном словах архангела Михаила, обращённых к Марии: «Ты ещё не видела великих мук».
Среди литературных переложений апокрифа - парафраз двух его фрагментов в книге А. М. Ремизова «Подорожие», а также стилизованный под X. б. по м. рассказ о «том свете» и «хождении по мукам» Акумовны в его романе «Крестовые сестры».
Лит.: Памятники отречённой русской литературы, изд. Н. С. Тихонравова. т. 2, М., 1863;
Владимиров П. В., Научное издание апокрифов, отречённых книг в русской литературе во второй половине XIX столетия, Киев, 1900;
Мuller L., «Die Offenbarung der Gottesmutter über die Hollenetraten», «Welt der Slawen», 6, 1961, Н. 1, S. 26-39; Dawklns К. М., A Gretan Apocalypse of the Virgin, «Byzantinische Zeitschrift», 1929-30. Bd 30, S. 300-304.
О. Е. Нестерова.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Смотреть что такое "ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ" в других словарях:

    Хождение Богородицы по мукам - – один из самых популярных в древнерусской письменности переводных апокрифов. Старший из древнерусских списков датируется XII–XIII вв. (ГБЛ, собр. Тр. Серг. лавры, № 12, начало утрачено). Этот список издавался И. И. Срезневским, Н. С.… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    - «Хождение Богородицы по мукам» довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его описание мук грешников в аду.… … Википедия

    Хождение Богородицы по мукам - переводной слав. апокриф, изв. в др. рус. лит ре уже в списках 12 в. Включен в древнейший слав. индекс отреченных книг в Изборнике Святослава 1073. Принадлежит к числу эсхатологических апокрифов, рассказывающих о мучениях грешных душ в аду в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Произведение древнерусской литературы XII XIII вв. Встречается в древнейшем русском индексе «отреченных книг» в Изборнике 1073. В основе византийский источник. Русский вариант был полностью переработан и приспособлен к местному читателю. В одном… … Русская история

    Довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого Откровения пресв. Богородицы. Тема его описание мук грешников в аду. Содержание X. несложно. Богородица после молитвы на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Хождение Богородицы по мукам - – популярный апокриф древнеславянской письменности. Составлен по греческому Откровению Пресв. Богородицы, темой его служит описание мук грешников. После молитвы на Елеонской горе, Богородица, сопровождаемая архангелом Гавриилом, проходит… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - («Слово и видение апостола Павла») апокриф, восходящий к греческому оригиналу, изданному Тишендорфом в его «Apocalypses apocryphae». Основанием для создания его послужило место в послании к Коринфянам, где говорится (гл. XII, ст. 2 4) о том, что… … Википедия

    Хождение по мукам: Хождение по мукам роман советского писателя Алексея Толстого о Гражданской войне в России (в трёх частях), (1922 1941). Хождение по мукам трёхсерийный художественный фильм по роману Алексея Толстого (1957 1959).… … Википедия

    Выражение, которым характеризуются тяжелые, разнообразные жизненные испытания, одно за другим выпавшие на долю кого нибудь; восходит к древнему верованию христиан в хождение душ умерших грешников по мукам или мытарствам в продолжение сорока дней … Словарь крылатых слов и выражений

ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ - переведенный С. греческого апокриф, получивший широкое распро странение в древнерусской литературе; старший список его относится к рубежу XII - XIII вв., но большая часть списков относится к XVII - XVIII вв., когда X. приобретает большую популярность у читателей-старообрядцев.

В X. рассказывается о посещении Богородицей ада. Ее сопровождает предводитель небесного воинства - архистратиг Михаил. Страдания грешников описаны С. жестоким натурализмом: одни погружены в огненную реку до пояса, до подмышек, а иные - С. головой, другие заживо поедаемы червями, третьи лежат на раскаленных скамьях, иные подвешены на железных крюках. По просьбе Богородицы архистратиг поясняет ей, в чем вина страдающих грешников: здесь пребывают те, кого прокляли родители, кто враждовал друг С. другом, прелюбодействовал, сплетничал, занимался ростовщичеством, кто нарушал предписания церкви и церковный обиход: просыпал заутреню, совершая обряд проскомидии, ронял на землю крошки просфоры, продавал церковную утварь, уча людей евангельским заповедям, сами их постоянно нарушали.

Видит Богородица в горящей смоляной реке евреев, мучивших Иисуса Христа, христиан-отступников, верящих в демонов или творивших дьявольские дела и не покаявшихся. Потрясенная увиденным. Богородица просит вознести ее к божественному престолу и молит благодатного Сына своего: “Помилуй грешников, владыка, так как я видела и не могу переносить их мучения, пусть буду и я мучиться вместе С. христианами”. Но Бог неумолим: “Как я помилую их? Вижу гвозди в дланях Сына моего и не знаю, как можно их помиловать”. Вместе С. Богородицей молят Бога о снисхождении пророки, апостолы, ангелы, но тщетно. Вновь взывает Богородица к архангелам Гавриилу и Михаилу, к Иоанну Богослову, и когда Михаил, и все лики небесные, и все чины бесплотных пали ниц перед божественным престолом, Господь нисходит в ад, обращается к грешникам С. суровым упреком за их прегрешения и ради милосердия Отца и молитв Богородицы, просьб архистратига Михаила и многих мучеников дарует грешникам покой на семь недель - от Великого четверга до Троицы. Богородица изображается в этом апокрифе как заступница христиан, готовая простить им прегрешения, замолить их грехи перед суровым и неподкупным Богом. Именно эта роль Богородицы, вероятно, особенно привлекала древнерусских книжников, сюжет апокрифа отразился в духовных стихах, позднее был использован Ф. М. Достоевским в Легенде о Великом Инквизиторе в романе “Братья Карамазовы”.

Изд.: Срезневский И. И Древние памятники русского письма и языка (X - XIV вв.): Общее повременное обозрение. - СПб., 1863. - С. 204-217; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. - М., 1863. - Т 2. - С. 23-39; Хождение Богородицы по мукам / Подг. текста, перевод и комм. М. В. Рождественской // ПЛДР: XII век. - М., 1980. - С. 166-183, 651-652.

Лит.: Пыпин А. Н. Древняя русская литература II Сказание о хождении Богородицы по мукам // Отечественные записки. - 1856. - № 115 - С. 335-360; Адрианова-Перетц В. П. Апокрифы // История русской литературы. - М.; Л., 1941. - Т. 1. - С. 80-82; Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси: Литературные и фольклорные источники “Братьев Карамазовых” // ТОДРЛ. - 1974. - Т. 28. - С. 297-301; Рождественская М. В. Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников. - Вып. 1. - С. 463-465.

Рождественская М. В. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.

Нам представляется целесообразным предложить для ознакомительного чтения учащихся дополнительные информационные материалы, способствующие углубленному пониманию особенностей древнерусской литературы и расширяющие представление школьников о литературном процессе. Они могут быть использованы в подготовке к самостоятельному чтению предложенных произведений, а также в организации внеклассной работы.

В программе для школ с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев (под редакцией М.Б. Ладыгина) в разделе "Русская средневековая литература" учащимся 8 класса предлагается познакомиться с текстом переводного апокрифа "Хождение Богородицы по мукам" - национального варианта средневекового жанра видения, известного еще в литературе Киевской Руси.

В переводе с греческого слово "апокриф" означает "потаенный". Апокрифы — своеобразные легенды о персонажах библейской истории. Однако по своему сюжету они отличаются от тех, которые содержатся в библейских канонических книгах. Иногда в них по-другому рассматривалось происхождение мира, его устройство, выражались иные представления о конце света, вносились иные трактовки в образы святых, корректировался божественный ореол справедливости, сюжет дополнялся изображением социальных явлений жизни России, реальными образами времени.

Фрагменты апокрифической литературы входили и в произведения традиционных жанров — жития. Для художественных особенностей апокрифа характерно обилие чудес, фантастики, гиперболическое изображение явлений. В апокрифах рассказывалось об устройстве мира, о будущем, о жизни человека после смерти.

Древняя литература рисует картины возмездия, расплаты "в веке будущем" за поступки земной жизни. Этой теме посвящен апокриф "Хождение Богородицы по мукам".

"Святая Богородица хотела помолиться господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто — с западной, сто — с южной, сто — с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: "Радуйся, завершение Отца, радуйся, обитель Сына, радуйся, похвала Святого духа, радуйся, стоящая всех выше у престола Божьего"" 1 .

Потом Богородица в сопровождении архангела Михаила попадает в ад, где претерпевают муки за грехи свои в прошлой жизни грешники. Она видит огненную реку, "там было множество мужей и жен, все погружены в реку — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой". На вопрос Богородицы о причине такого наказания людей, архангел ей отвечает, это были близкие кумовья, "а меж собой враждовали, а другие блудотворили, за это здесь и мучаются" 2 .

Ее взору открылась и другая картина: "и святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: "В чем их грехи?"" "Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, беззаконники", — ответил ей апостол. Богородица обращается с просьбой к Господу помиловать грешников, но Господь ей отвечает: "Послушай, пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве и снова они делали зло, когда не отплатили им за зло, и воздастся им по злобе их" 3 .

Всем воздается за грехи. Не веровавшие в Троицу погружены в страшную тьму. К раскаленным железным крючьям подвешены за зуб сплетники, за язык — клеветники, за ноги — развратники, из их уст исходят змеи, терзающие их же тела. Ленивцы, любители поспать пригвождены в аду к раскаленным кроватям. Нарушители клятв, дети, проклятые своими родителями, людоеды погружены в зависимости от тяжести совершенного греха в огненную реку: одни по грудь, другие по шею, а третьих огненные волны скрывают с головой. Ад расположен глубоко под землей и конкретно географически ориентирован на север, юг, запад — таким образом, это место не просто характеризуется общими понятиями мук, уготованных грешникам на том свете, таких как "мраз, скрежет зубов, червь неусыпный".

На юге увидела Богородица мучающихся в аду, "и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: "Кто это такие?" И ответил архистратиг: "Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли Бога... И были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, поэтому здесь так мучаются"" 4 . В другом месте увидела она "тьму великую" и взмолилась, чтобы показали ей, что скрывается за этой тьмой. "И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, пресвятая Богородица воскликнула со слезами: "Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?" И спросила святая Богородица, в чем их грех. И ответил Михаил: "Это те, кто не верил в отца и сына и святого духа, и в тебя, святая Богородица. Они не хотели проповедовать имени твоего... вот из-за этого и мучаются они там". И вновь заплакала святая Богородица и спросила их: "Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?"" 5 .

Все муки людские хотела увидеть Богородица и пошла она в сопровождении рати небесной на север. Богородица видит всех грешников, что живут неправедно, не следуют законам Евангелия. Говорит она: "О горе грешникам... Лучше таким грешникам и не рождаться". И хочет Богородица увидеть все муки грешников, их "великие мучения". И повели ее на восток. Около реки "была глубокая тьма; там лежало много мужей и жен. И вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей не в силах сказать: "Праведный судья, помилуй нас"". Богородица готова войти в ад и мучиться вместе с христианами, потому что они назвались чадами сына ее. "Но сказал ей Михаил: "Будь в раю". И ответила пресвятая: "Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас господь Бог и помилует их" 6 .

В апокрифе представлен живой образ Богородицы, наделенной человеческими качествами. Она преисполнена сочувствия, любви и жалости к мучающимся грешникам. Ее сердце не может простить тех, кто предал и распял на кресте ее сына Иисуса. И все-таки она трижды вместе с небесным воинством умоляет Бога простить грешников. Она обращается даже к Михаилу с тем, чтобы он велел "всем припасть к невидимому отцу" и не подниматься, пока Бог не послушает всех, стоящих у престола, и не помилует грешников. И только на третий раз Господь соглашается послать своего сына Христа, "явить свое лицо грешникам". Христос дает им покой от Великого четверга до Пятидесятницы (восемь недель).

Образ сострадающей Богородицы и описание ее мук подчеркивают суровость Бога, его безучастие к страданиям грешников, и это расходится с трактовкой божеской справедливости, любви и милосердия, выраженной в канонической церковной литературе. Для художественного своеобразия произведения характерны занимательность содержания, яркость, конкретность, образность изложения, близость к фольклору. Вбирая в себя черты русской действительности, некоторые апокрифические сказания переходили в устное народное творчество, становясь достоянием фольклора.

Богородица, хотящи дабы видьла, како ся душа мучать, и рече Михаилу архистратигу: «Исповъмся исповъждь ми, яже суть на земли всяческая». И рече къ ней Михаилъ: «Яко же... речеши, благодатная, азъ всяческая тебъ исповъмъ». И рече къ нему свя­тая богородица: «Колко есть мукъ, идъже мучится родъ христь-янский?» - И рече къ ней архистратигь: «Неизрекомыи суть мукы». - Рече же къ нему благодатная: «Исповъжь ми на небеси и на земли».

И повелъ архистратигь явитися ангеломъ отъ полудне*, и от-верзеся адъ, и видь во адъ мучащаяся, и бяше ту множство мужъ и женъ, и вопль многь бяше. И воспроси благодатная архистрати­га: «Кто си суть?» - И рече архистратигь: «Сии суть, иже не въроваща во отца и сына и святаго духа, но забыша бога и върова-ша юже ны бъ тварь богъ на работу сотворилъ, того они все богы прозваша: солнце и мьсяць, землю и воду, и звъри и гади... Троя-на, Хорса, Велеса, Перуна на богы обратиша, бъсомъ злымъ вьро-ваша и досель мракомъ злымъ содержими суть, того ради здь тако мучатся...»

И видь на друзъмъ мьсть тму велику, и рече святая богороди­ца: «Что есть тма сии, и кто суть пребывающи въ ней?» - И рече архистратигь: «Многи душа пребывають въ мъсть семь». - И рече святая богородица: «Да отымется тма сии, да быхъ видьла и ту муку». И отвъщаша ангели, стрегущии муку: «Поручено ны есть, да не видять свъта, дондеже явится сынъ твои благыи, паче 7 солнць свьтлийши». И прискорбна бысть святая богородица, и ко ангеломъ возведе очи свои, и возръвъ на невидимый престолъ отца своего, и рече: «Во имя отца и сына и святаго духа, да оти-мется тма сии, и да быхъ видъла сию муку». И отьятся тма си, и 7 небесъ явися, и ту пребываше множство народу, мужъ и женъ, и вопль многий бысть, и гласъ великъ исхожаше. И видъвши я пресвятая богородица и рече къ нимъ плачющися со слезами: «Что сотворили есте, бъдницы окаянии недостойнии, како вы съмо приидосте?» И не бысть гласа оть нихъ, ни отвъта, и рекоша ан-гели стрегуще: «Почто не глаголите?» Рекоша мучащийся: «О бла­годатная, оть въка нъсмь свъта видъли, да не можемъ зръти горъ». И возръвши на ня святая богородица и восплакася велми. И видъв-ши ю мучащийся и рекоша къ ней: «Како ны еси присътила* святая богородица, но сынъ твой благодатный на землю прихо­дить, и не воспроси насъ, то ни Авраамъ прадъдъ, ни Моисъи пророкъ, ни Иоаннъ креститель, то ни апостолъ Павелъ, возлюб-ленникъ божий, но ты, пресвятая богородица, заступнице, - ты еси роду христьянскому стьна, ты молишь бога. Како еси насъ присътила бъдныхъ?» Тогда рече святая богородица, ко архистра­тигу Михаилу: «Что есть согръшение тьхъ?» - И рече Михаилъ: «Сии суть, иже не въроваша во отца и сына и святаго духа, то ни въ тя, святая богородица, не хотяща проповъдати имени твоего, якоже родися оть тебя нашъ Исусъ Христосъ, плоть приимъ, ос­вяти землю крещениемъ, - да того деля* въ томъ мъсть мучатся». И паки прослезися святая богородица и рече къ нимъ: «Почто ся соблазнисте, не вьете ли вы, якожъ мое имя чте все создание?» То рекше святая богородица, и паки тма нападе на нихъ. Рече къ ней архистратигь: «Куды хощешь, благодатная, да изидемъ - на полудне или на полунощь*?» - И рече благодатная: «Изыдемъ на полудни». - Тогда обратишася херувимы и серафимы и 400 ангелъ, изведоша богородицу на полудень, идъжь ръка огненая исхожаше, и ту бяше множство мужъ и женъ, бяху погружении ту, овии до пояса, овии до пазуху, овии до шии, а друзии до верха. И видъвше святая богородица, возопи гласомъ великимъ и воспроси архистратига: «Который суть си, иже до пояса во огни погружении?» - И рече къ ней архистратигь: «Се суть, иже отець и матерей своихъ клятву* прияша, да за то здъ мучатся, яко про­кляти суть»,- И паки рече богородица: «Иже суть подъ пазусъ въ огни, котории суть?» - И рече къ ней архистратигь: «Сии суть присныя куми были карящеся, а другии блудъ творяху, да за то ти здъ мучатся», И рече пресвятая богородица: «А иже суть до шия во пламени огню, котории суть?» - И рече къ ней архангелъ: «Сии суть, иже мяса ядшая человъча, да за то здъ мучатся тако»,- Рече святая богородица: «А сии до верха суть ввержении во пламени огню, который суть сии?» - И рече архистратигь: «Си суть, гос­поже, иже кресть честный держаще, кленутся лжами,- таковы­ми силы честнаго креста, егоже ангели зряще трепещуть и со стра-хомъ поклоняются ему,- тогожъ человъцы держаще, кленутся имъ, не въдуще, какова мука ожидаеть ихъ; того ради тако мучатся».

И увидь святая богородица мужа висяща за нози, и червии ядяху его, и воспроси ангела: «Кто сей есть? что ли гръхъ со-творилъ есть?» - И рече къ ней архистратигъ: «Сии есть, иже приклады* имаше на злато свое и на сребро, да за то на въки мучится».

И видь жену висящу за зубъ, и различныя змия исхожаху изо усть ея и ядаху ея. И видъвши пресвятая, и воспроси ангела: «Что есть жена сии, что ли гръхъ ея?» - И отвъща архистратигъ и рече: «Та есть, госпоже, еже хожаше по ближная своя и по сусьдомъ, послушающи, что глаголють, и слагающи словеса неприязнена, сважающии* на сваръ*, да того ради сице мучится». И рече святая богородица: «Добро было человъку тому, да ся бы не ражалъ».

И рече кь ней Михаилъ: «И еще, святая богородица, нъсть видьла великихъ мукъ».- И рече святая ко архистратигу: «Изы-демъ да походимъ, да видимъ вся муки».- И рече Михаилъ: «Куцы хощеши, благодатная?» - И рече святая: «На полунощь». И обра-тишася херувими и серафими и 400 ангелъ, изведоша благодат­ную на полунощь, и бысть облакь огненъ раепростерть, посреди его одрове, яко пламеный огнь, и на нихъ лежаше множство мужъ и женъ. И видъвши святая, и воздохнувъ, и рече ко архистратигу: «Кто си суть, что суть согръшили?» - И рече архистратигъ: «Сии суть, госпоже, иже во святую недълю на заутреню не воставають, но лънящеся лежать, яко мертви, да за то ть мучатся».- И рече святая богородица: «Да аще кто не можеть встати, да что сотво­рили?» - И рече Михаилъ: «Послушай, святая, аще кому заго­рится храмина на четверо, и обыдеть и огнь и згорить, не мога востати, таковъ не имать грьха...»

И увидь святая богородица древо желъзно, имъюще отрасли и витвии желъзныи, и вершие вътвия того имъяше уды желъзныя, и бяше множство висящий, мужъ и женъ, за языки. И видъвше святая, прослезися и воспроси Михаила: «Кто си суть, что [ли] согръшении ихъ?» - И рече архистратигъ: «И се суть клеветни­цы и свадницы*, иже разлучиша брата отъ брата и мужъ оть женъ своихъ...»

И видь пресвятая жены висяща за вся ногти, и пламени исхо-жаше изо усть ихъ и опаляше вся, и змия исхожаше изъ пламени того и прилъпяху къ нимъ, и вопияху, глаголаше: «Помилуйте насъ, яко едины мучимся паче всъхъ мукъ». - И рече святая, про-слезившися: «Что есть согръшении тьхъ?» - И рече архистратигъ: «То суть попадьи, иже поповъ своихъ не почтоша и по смерти ихъ идоша за мужъ, да того ради мучатся».

И видь другия жены во огни лежаща, и различныя змия ядаху ихъ, и рече святая: «Что согръшение ихъ?» - И отвъща Михаилъ: «То суть монастыря черницы, яже тьлеса своя продаша на блудъ, да того ради здъ мучатся».

И рече архистратигъ: «Поди, пресвятая, и покажу ти, где ся мучить множство грешникь». И видь святая ръку огненую, и ви-дъние ръки тоя яко кровь текущи, и пояда всю землю, и посредь волны тоя множство гръшникъ. И видъвши богородица, просле-зися и рече: «Что есть согрешение их?» - Рече архистратигъ: «То суть блудницы и любодъицы, татие* ниже послушають отаи*, что суть ближний глаголять, свадницы и клеветницы... пьяницы, не-милостиви князи, епископи и патриарси, и цари, иже не сотво-риша воля божия, сребролюбци, иже лихву* емлють, беззакон-ницы». Слышавше то, пречистая богородица прослезися и рече: «Лють гръшникомъ!» - и рече ко архистратигу: «Тяжко согръша-ющимъ, да бы ся не ражали».

И рече кь ней Михаилъ: «Почто ся плачеши, святая, нъси ли видъла великихъ мукъ». И рече пресвятая: «Поведи мя, да вижю вся мукы». - И рече къ ней Михаилъ: «Куды хощеши, благодат­ная, да изыдемъ - на востокъ или на западъ или въ рай, на дес-но* или на лъво, идъже суть великия муки?» - И рече пресвятая: «Изыдемъ на лъвую страну». Слово рекше пресвятъй, и обратиша-ся херувими и серафими и 400 ангелъ, изведоша пресвятую оть востокъ на лъвую страну, и близь тоя ръки бяше тма мрачна: ту лежаше множство мужь и женъ и клоктаху яко въ котлъ и яко морския волны, и ображаются надъ грешники, да егда волны воз-хождаху, и погружаху гръшники 1000 локоти, не можаху рещи: «Праведный судья, помилуй ны». Ядяше же червии неусыпаяи, и скрежетъ зубомъ. И видъвше пресвятую ангели стрегуще, и возо-пиша вси едины усты, глаголяще: «Свять» свять, свять еси, боже святый, и ты, богородице, благословимъ тя и сына божия, ро-дившагося оть тебе, яко бо оть въка не видъхомъ свъта и днесь видимъ свъть тебе ради, богородице». И паки возопиша вси единъмъ гласомъ, глаголюще: «Радуйся, благодатная богородица; радуйся, просвъщение свъта въчнаго; радуйся, святый архистратиже Ми­хаиле, моляся владыцъ за весь миръ, мы убо видимъ гръшныя мучащияся и зъло скорбимъ». Видъвши богородица ангелы скорб­ный и уныли гръшникъ ради, и возплакася пресвятая, и возопи­ша вси единымъ гласом, глаголюще: «Добръ есте пришли во тму сию, да не видить како ны есть мука; помолись, пресвятая, со архистратигомъ». И слыша плачъ и гласъ грыиныхъ, воздвигоша плачъ, свои, вопиюще и глаголюще: «Господи, помилуй ны», да яко опростиша молитву, уставися буря ръчная и волны огненыя, и явишася гръшницы, яко зерна горочная. И видъвши святая, про­слезися и рече: «Что есть ръка си и волны ея?» - И рече къ ней архистратигь: «Сии ръка вся смолена, а волны ея вся огнены, а иже ся мучатъ, то суть жидове, иже мучиша господа нашего Ису-са Христа, сына божия, и вси языцы, иже крестишася во имя отца и сына и святаго духа, иже крестьяне суще, ти върують въ дъмоны и отвергошася бога и святаго крещения, и еже блудъ ство-риша по святомъ крещении, и съ кумы своими и съ матерьми своими и со щерьми своими, и отравницы, иже ядями уморяють человъки, и оружьемъ убивають человъки, и давятъ дьти своя, и того ради мучатся противу дъломъ своимъ». - И рече святая: «По дъломъ ихъ буди тако». И паки наиде на ня бурна ръка и огненыя волны, и тма покры я. И рече Михаилъ къ богородицы: «Аще ся кто затворить во тмь сей, нъсть памяти о немъ оть бога». - И рече пресвятая: «О лють гръшникомъ, яко неусыпаемыи есть пламы огня сего!»...

И рече пресвятая ко архистратигу: «При единой молитвъ молю ти ся, да вниду и азъ, да ся мучу со крестьяны, понеже нарекоша-ся чада сына моего». - И рече архистратигь: «Почивай въ раи». - И рече пресвятая: «Молю ти ся, подвигни воинства 7-ми небесъ и вся воинства ангел и, да ся помолимъ за гръшники, не бы ли насъ услышал господь богь и помиловалъ ихъ». - «Живъ господь бог, имя его велико, 7-жды на день и 7 на нощь, егда хвалу приносимъ владыцъ и за гръшники, госпоже, господеви по­клоняемся, да ни худь насъ послушаетъ владыка». И рече пресвя­тая богородица: «Молим ти ся, повели ангельскому воинеству, и вознесете мя на высоту небесную и поставите мя предъ невиди-мымъ отцемъ». И повелъ архистратигь, и предсташа херувими и серафими, и вознесоша благодатную на высоту небесную, и по-ставиша ю предъ невидимымъ отцемъ у престола, и воздъ руцъ свои ко благодатному сыну своему, и рече: «Помилуй, владыко, грьшныя, яко видьхъ я, и не могу терпъти, да ся мучю и азъ со крестьяны». И прииде гласъ къ ней, глаголя: «Како хощу тыя по-миловати? а вижу гвоздия во дланехъ* сыну моему, да не имамъ како я ть помиловати». - И рече: «Владыко, не молюся за нев-ърныя жиды, но за крестьяны молю твое милосердие». - И при­иде гласъ, глаголя: «Азъ вижу, яко братия моея не помиловаша, да нъсть ми како тьхъ помиловати». - И рече паки пресвятая: «Помилуй, владыко, гръшныя; помилуй, господи, тварь руку своею, яко по всеи земли твое имя нарицають, и въ мукахъ, и на всякомъ мъсте, и по всей земли глаголюще: пресвятая госпоже богородице, помогай намъ, и егда ражается человъкъ, и глаго-леть: святая богородице, помози ми». Тогда рече къ ней господь: «Послушай, пресвятая богородице, владычице, - ньсть того че-ловъка, иже не молить имени твоего; азъ же не оставляю тьхъ то ни на небеси, ни на земли». - И рече пресвятая богородица: «Гдь есть Моисъи пророкъ, гдъ ли суть вси пророцы, и вы, отци, иже гръха не сотвористе николиже; гдъ [ли] Павелъ возлюбленикъ бо­жий; гдъ есть Недъля, похвала христьянская; гдъ ли есть сила че-стнаго креста, иже Адама и Иевгу 1 оть клятвы избави?» - Тогда Михаилъ архистратигъ и вси ангели рекоша: «Помилуй, владыко, гръшныя». Тогда Моисъи возопи, глаголя: «Помилуй, владыко, яко азъ законъ твой дахъ имъ». Тогда Иоаннъ возопи, глаголя: «Помилуй, владыко, азъ евангелие твое проповьдахъ имъ». Тогда Павелъ возопи, глаголя: «Помилуй, господи владыко, яко азъ епи-столья* твоя прияхъ церквамъ»... Тогда вси святии, слышавше вла­дыку глаголюще, не смъша что отвъщати.

И видъвше пресвятая, яко вси не успьша ничтоже и господь святыхъ не послуша, но удаляеть милость свою оть гръшникъ, и рече пресвятая: «Гдъ есть архистратигъ Гаврилъ, иже возвьсти мнь: радуйся, якоже преже всъхъ въкъ внемляше отца, и нынъ на гръшники не призираеть?.. гдъ суть служители престолу, гдъ есть Иоаннъ Богословець? почто не явистеся съ нами на мольбу вла-дыцъ за крестьяныя гръшники? не видите ли мене плачющуюся за гръшныя? Приидъте вси ангели и сущий на небесъхъ; приидъти вси праведнии, яже господь оправди, и вамъ дано есть молитися за гръшныя. Прииди ты, Михаиле, - ты еси первый безплотнымъ до престола божия, - повели и всъмъ, да припадемъ предъ неви-димымъ отцемъ и не подвижемъ себе, дондеже послушаеть насъ богь и помилуеть гръшныя». Тогда падеся Михаилъ ницъ лицемъ своимъ предъ престоломъ, и вся дики небесныя, и вси чини бес-плотныхъ. И видь владыко молбу святыхъ, умилосердися сына ради своего единороднаго и рече: «Сниди, сынъ мой возлюбленный, виждь молбу святыхъ и яви лице свое на гръшники».

И сшедъ господь оть невидимаго престола, и увидеша и во тмъ сущий, и возопиша вси единымъ гласомъ, глаголюще: «Помилуй ны, сыне божий; помилуй ны, царю всъхъ въкъ». - И рече влады­ко: «Слышите вси, - рай насадихъ и человъка создахъ по образу своему и поставихъ и господина раеви, и животъ вечный дахъ имъ, они же ослуху створиша и въ своемъ хотьнии согръшиша, и предашась смерти; азъ же не быхъ хотълъ обозрити дъла руку своею мучима оть диявола, снидохъ на землю и воплотихся во дъвицу, и вознесохся на кресть, да свобожу ся оть работы и оть первыя клятвы; воды испросихъ, и даша ми желчи со оцетомъ* смъщено; руцъ мои создаста человъка, - и во гробъ вложиша мя; да и во адъ снидохъ и врага своего попрахъ, избраны своя воскресихъ, Иорданъ благословихъ, да вы прошу отъ первыя клятвы, - и вы небрегосте покаятися гръховъ своихъ, но крестьяне ся творяще словомъ точию, а заповьдей моихъ не соблюдосте; да того ради обрьтостеся во огни негасимомъ, да не имамъ васъ помиловати. Нынъ же за милосердие отца моего, яко посла мя къ вамъ, и за молитвы матери моея, яко плакася много за васъ, за Михаила архистратига завъту и за множество мученикъ моихъ, яко многа трудишася за васъ, - и се даю вамъ мучащимся день и нощь отъ великаго четверга до святыя пянтикостия*, имъте вы покои и прославите отца и сына и святаго духа». И отвъщаша вси: «Слава милосердию твоему».

Слава отцу и сыну и святому духу, и нынь и присно и во въки въкомъ. Аминь.

1 Иевга - Ева.


Похожая информация.