Евгений замятин - мы. Евгений замятин - мы Замятин мы пдф

Мы . Мир математики и людей-машин Евгений Замятин

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Название: Мы

О книге «Мы» Евгений Замятин

Представьте себе мир, в котором за основу всего живого принята строжайшая математика. Где вместо нормального имени человеку дают номер. Где жизнь расписана не то что поминутно, а посекундно. Где все просыпаются в один момент, и тратят одинаковое количество времени на сон, умывание и даже пережевывание пищи. А все потому, что нет «я» или «ты». Существует только однородное «мы», ставшее названием одной из лучших . Рекомендую и вам прочесть этот поистине пророческий роман Евгения Замятина.

Скачать книгу «Мы» можно внизу страницы в формате rtf, epub, fb2, txt.

Свою книгу Замятин написал еще в далеком 1920 году. Позже западные писатели, последовав его примеру, создали не менее известные антиутопии , и . Но это было позже… А вот прозорливость Замятина, который во многом смог предвидеть развитие событий в реальной жизни, просто не может не удивлять.

Счастливая масса нумеров (выше упоминалось, что людям вместо имен присваивали номера) под названием «мы» больше напоминает гигантскую машину, чем общество. Секс в Едином Государстве позволен только по талонам и только в положенное время, впрочем, как и все остальное. А каждое рожденное дитя – новый винтик для огромной безликой математической системы.

В мире нумеров не терпят инакомыслия. Под контролем не только общественная и личная жизнь, но и элементарный быт. Все делать строго по распорядку. Проснулся, привел себя в порядок и пошел работать. Кстати, нельзя страдать бессонницей! Ночью каждый нумер обязан спать, потому что ему нужны силы, чтобы работать днем.

И вот главный герой D-503 влюбляется, становясь другим . Он начинает чувствовать, у него появляются эмоции – пусть не всегда позитивные, но зато они вывели его из состояния непоколебимой веры в незыблемость истин Единого Государства. Более того, он начинает думать, потихоньку вылезая из вездесущего «мы» и превращаясь в человека.

А сегодня, мне кажется, пошли от обратного. И это уже скорее по части … В погоне за индивидуальностью мы теряем себя, тратя деньги на моднейшую одежду, украшения, косметику и омолаживающие процедуры. Сегодня система работает иначе: она со всех сторон заставляет потреблять . А эпоха «мы» осталась в недалеком прошлом.

Но вот мысль о математизации общества и сегодня остается актуальной. Я имею в виду то, что в большинстве организаций одного ФИО уже недостаточно. От нас требуют всевозможные ID, коды, номера, секретные комбинации, пароли… Мне кажется, Замятин в какой-то мере предвидел не только советскую, но и постсоветскую реальность. Поэтому книгу «Мы» действительно стоит прочесть каждому!

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Мы» Евгений Замятин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Мы» Евгений Замятин

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Знаковый роман, с которого официально отсчитывают само существование жанра «антиутопия». Запрещенный в советский период, теперь он считается одним из классических произведений не только русской, но и мировой литературы ХХ века. Роман об «обществе равных», в котором человеческая личность сведена к «нумеру». В нем унифицировано все – одежда и квартиры, мысли и чувства. Нет ни семьи, ни прочных привязанностей…

Но можно ли вытравить из человека жажду свободы, пока он остается человеком?

Евгений Замятин – известный русский писатель начала двадцатого века. Основным произведением его жизни является социальная антиутопия, – роман, под названием «Мы». После выхода в свет на творение обрушивается жесткая критика, так как власти СРСР видят в нем пародию на коммунистический строй и сатиру на социалистическое общество. Это становится причиной травли и самого писателя. Он вынужден отправится в эмиграцию. За границей, в странах Европы и Америки, роман публикуется без цензуры. И становится мощным толчком для развития жанра антиутопии. Джордж Оруэлл пишет «1984», а Олдос Хаксли «О дивный новый мир» уже под влиянием от прочтения романа Замятина «Мы».

В романе изображено тоталитарное общество будущего, тридцать второго века, которое живет по новым правилам, основанным на сциентизме и тейлоризме, уже несколько столетий, и не помнит прошлого. Это общество сформировало на земле Единое Государство, которым правит «Благодетель», единогласно избираемый в государственный праздник «День Единогласия», и «Бюро Хранителей», обеспечивающее госбезопасность путем наказания провинившегося, превращая его в лужу воды. Все люди в нем носят одинаковую одежду «юнифу», бреются на лысо, а вместо имен имеют номера и заглавную букву, определяющую пол. Их жизнь как на ладони: каждая квартира создана из прозрачных стеклянных стен, а режим дня общества регулирует «Часовая скрижаль», не давая возможности самовольно ступить и шагу. Все мыслят одинаково, читают только «Государственную Газету», и уже начинают походить на запрограммированных существ.

Система отбирает у них все человеческое, и прежде всего, – институт семьи. Для избежания возникновения привязанности, в стране введено право каждого на каждого, а интимная жизнь разрешается в отведенное время «сексуальный час», на который партнер предварительно заказывается по «розовому билету». Возникновение чувств уже диагностируется врачами как болезнь под названием «образование души».

Главный герой Д-503 обычный, довольный жизнью человек, никогда не видевший другого строя и образа жизни, кроме как заведенного в его стране. Это талантливый инженер и математик, который изобрел космический корабль «ИНТЕГРАЛ», способный достичь других планет вселенной и распространить на них заведенный на Земле порядок.

Но он встречает женщину І-330, которая переворачивает его мир. Она оказывается скрытым революционером. Д-503 узнает от нее, что таких людей много, они называются Мефи, и ставят себе за цель разрушить существующий порядок вещей. По словам І-330, до образования государства и формирования на ее границе «Зеленой стены», на территории планеты велась двухсотленяя война. Выжившие разделились на две части: одни объединились новое искусственное общество, которое даже питается одинаковой едой, продуктами переработки нефти, а вторые живут дикарями в единении с природой, но о их существовании здесь изолированным людям не рассказывают.

Скачать бесплатно «Мы» Евгения Замятина в форматах epub, fb2, txt, rtf можно на нашем сайте о книгах.

Революционеры пробуют использовать техническое изобретение Д-503 «ИНТЕГРАЛ» как мощное оружие против силовых структур страны. Хранители раскрывают их план, но революционерам все же удается разрушить «Зеленую стену», стереть границу между двумя мирами, и нарушить герметичность и размеренность жизни общества. Власти пробуют спасти ситуацию и провести массовую Операцию по удалению «центра фантазии», после чего должны пропасть и воспоминания. Частично у них это получается, как в случае с Д-503. Но некоторые граждане успевают сбежать за пределы страны к дикой природе. Таким образом революционеры одерживают победу и доводят недееспособность тоталитаризма.

Евгений Иванович Замятин

Запись 1-я

Конспект:

Объявление. Мудрейшая из линий. Поэма

Я просто списываю – слово в слово – то, что сегодня напечатано в Государственной Газете:

«Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах – быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытаем слово.

От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:

Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства.

Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ.

Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!»

Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнать дикую кривую, выпрямить ее по касательной – асимптоте – по прямой. Потому что линия Единого Государства – это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая – мудрейшая из линий…

Я, Д-503, строитель «Интеграла», – я только один из математиков Единого Государства. Мое привычное к цифрам перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю – точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это «МЫ» будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет – верю и знаю.

Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Вероятно, это похоже на то, что испытывает женщина, когда впервые услышит в себе пульс нового, еще крошечного, слепого человечка. Это я и одновременно не я. И долгие месяцы надо будет питать его своим соком, своей кровью, а потом – с болью оторвать его от себя и положить к ногам Единого Государства.

Но я готов, так же как каждый, или почти каждый, из нас. Я готов.

Запись 2-я

Конспект:

Балет. Квадратная гармония. Икс

Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы – ежеминутно проводишь по ним языком – и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно). Это несколько мешает логически мыслить.

Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупотолкущиеся кучи пара). Я люблю – уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стерильное, безукоризненное небо. В такие дни весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки. В такие дни видишь самую синюю глубь вещей, какие-то неведомые дотоле, изумительные их уравнения – видишь в чем-нибудь таком самом привычном, ежедневном.

Ну, вот хоть бы это. Нынче утром был я на эллинге, где строится «Интеграл», и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем.

И дальше сам с собою: почему красиво? Почему танец красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе. И если верно, что наши предки отдавались танцу в самые вдохновенные моменты своей жизни (религиозные мистерии, военные парады), то это значит только одно: инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку, и мы в теперешней нашей жизни – только сознательно…

Кончить придется после: щелкнул нумератор. Я подымаю глаза: О-90, конечно. И через полминуты она сама будет здесь: за мной на прогулку.

Милая О! – мне всегда это казалось – что она похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы – и оттого вся кругло обточенная, и розовое О – рот – раскрыт навстречу каждому моему слову. И еще: круглая, пухлая складочка на запястье руки – такие бывают у детей.

Когда она вошла, еще вовсю во мне гудел логический маховик, и я по инерции заговорил о только что установленной мною формуле, куда входили и мы все, и машины, и танец.

– Чудесно. Не правда ли? – спросил я.

– Да, чудесно. Весна, – розово улыбнулась мне О-90.

Ну вот, не угодно ли: весна… Она – о весне. Женщины… Я замолчал.

Внизу. Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час мы обычно тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой. И я – мы, четверо, – одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке. Слева от меня О-90 (если бы это писал один из моих волосатых предков лет тысячу назад, он, вероятно, назвал бы ее этим смешным словом «моя»); справа – два каких-то незнакомых нумера, женский и мужской.

Блаженно-синее небо, крошечные детские солнца в каждой из блях, не омраченные безумием мыслей лица… Лучи – понимаете: все из какой-то единой, лучистой, улыбающейся материи. А медные такты: «Тра-та-та-там. Тра-та-та-там», эти сверкающие на солнце медные ступени, и с каждой ступенью – вы поднимаетесь все выше, в головокружительную синеву…

И вот, так же как это было утром, на эллинге, я опять увидел, будто только вот сейчас первый раз в жизни, увидел все: непреложные прямые улицы, брызжущее лучами стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратную гармонию серо-голубых шеренг. И так: будто не целые поколения, а я – именно я – победил старого Бога и старую жизнь, именно я создал все это, и я как башня, я боюсь двинуть локтем, чтобы не посыпались осколки стен, куполов, машин…

А затем мгновение – прыжок через века, с + на -. Мне вспомнилась (очевидно, ассоциация по контрасту) – мне вдруг вспомнилась картина в музее: их, тогдашний, двадцатых веков, проспект, оглушительно пестрая, путаная толчея людей, колес, животных, афиш, деревьев, красок, птиц… И ведь, говорят, это на самом деле было – это могло быть. Мне показалось это так неправдоподобно, так нелепо, что я не выдержал и расхохотался вдруг.

И тотчас же эхо – смех – справа. Обернулся: в глаза мне – белые – необычайно белые и острые зубы, незнакомое женское лицо.

– Простите, – сказала она, – но вы так вдохновенно все озирали, как некий мифический бог в седьмой день творения. Мне кажется, вы уверены, что и меня сотворили вы, а не кто иной. Мне очень лестно…

Все это без улыбки, я бы даже сказал, с некоторой почтительностью (может быть, ей известно, что я – строитель «Интеграла»). Но не знаю – в глазах или бровях – какой-то странный раздражающий икс, и я никак не могу его поймать, дать ему цифровое выражение.

Я почему-то смутился и, слегка путаясь, стал логически мотивировать свой смех. Совершенно ясно, что этот контраст, эта непроходимая пропасть между сегодняшним и тогдашним…

– Но почему же непроходимая? (Какие белые зубы!) Через пропасть можно перекинуть мостик. Вы только представьте себе: барабан, батальоны, шеренги – ведь это тоже было – и следовательно…

– Ну да: ясно! – крикнула (это было поразительное пересечение мыслей: она – почти моими же словами – то, что я записывал перед прогулкой). – Понимаете: даже мысли. Это потому, что никто не «один», но «один из». Мы так одинаковы…

– Вы уверены?

Я увидел острым углом вздернутые к вискам брови – как острые рожки икса, опять почему-то сбился; взглянул направо, налево – и…

Направо от меня – она, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, I-330 (вижу теперь ее нумер); налево – О, совсем другая, вся из окружностей, с детской складочкой на руке; и с краю нашей четверки – неизвестный мне мужской нумер – какой-то дважды изогнутый вроде буквы S. Мы все были разные…

Эта, справа, I-330, перехватила, по-видимому, мой растерянный взгляд – и со вздохом:

– Да… Увы!

В сущности, это «увы» было совершенно уместно. Но опять что-то такое на лице у ней или в голосе…