Древнее божество семаргл и его символика. Мифы славян

В наше время, когда православная церковь вновь заняла важное место в жизни общества, святой князь Владимир упоминается главным образом как креститель Руси. Между тем, в предшествовавший этому важному событию период он, используя свои властные полномочия, утвердил для всеобщего поклонения многочисленный языческий пантеон. Одним из тех, кого должны были почитать все, кто не хотел нажить себе лишних проблем, был бог Семаргл. О том, как он появился на берегах Днепра и что входило в «сферу его полномочий», будет рассказано в этой статье.

Гипотеза о славянском боге персидского происхождения

Прежде всего отметим, что ряд наиболее авторитетных исследователей, среди которых такие видные учёные, как Б. А. Рыбаков (1908-2001) и К. В. Тревер (1892-1974), полагали, что славянский бог Семаргл, как это ни странно, имеет иранское происхождение. В подтверждение своей гипотезы они указывают на древнеперсидское божество Симурга, представлявшего собой некое фантастическое существо ─ гибрид птицы и собаки. Изображалось оно в виде свирепого пса с крыльями.

Нечто подобное наблюдается и в пантеоне наших предков. Славянского Семаргла также представляли в виде полусобаки-полуптицы, о чём свидетельствует ряд артефактов, обнаруженных при археологических раскопках. Кроме того, созвучны имена этих двух мифических персонажей. Проникновение же на Русь бога Семаргла учёные объясняют тем, что он был заимствован славянами, проживавшими в древности на окраинах иранского мира. Следует сразу оговориться, что это является лишь гипотезой, хоть и выдвинутой весьма уважаемыми представителями научного мира, но имеющей в то же время немало противников.

Престол, обагрённый кровью

Вхождение Семаргла в пантеон первостатейных божеств, созданный князем Владимиром ещё до крещения Руси, исследователи объясняют сугубо объективными причинами. Они стали следствием сложившейся вначале 80-х годов X века политической обстановки на берегах Днепра. Дело в том, что княжеский престол будущий креститель Руси захватил силой, обагрив руки кровью законного наследника ─ старшего брата Ярополка.

Чтобы упрочить свою власть и придать ей вид легитимности, узурпатору необходимо было заручиться поддержкой как можно большего числа жителей государства, среди которых немалый процент составляло население хазарского, иранского (сармато-аланского) и еврейского происхождения.

Расчётливый политический ход

Известно, что в X веке правители Хазарского каганата, контролировавшие огромную территорию, простиравшуюся от Предкавказья до Днепра и лесостепей Восточной Европы, рассматривали Киев как один из форпостов на своих западных рубежах.

С учётом этих условий дополнение традиционного круга языческих богов Семарглом и Хорсом (также заимствованным с Востока), являлось со стороны князя продуманным политическим ходом. Объявив покровителя своей дружины Перуна верховным божеством, князь Владимир в то же время учредил всеобщее поклонение тем богам, из созданного им пантеона, которые почитались южно-русским населением Киевской Руси, что обеспечило ему дополнительную политическую поддержку.

Боги-близнецы

Пытаясь очертить сферу власти, приписываемой этому славянскому божеству, академик Б. А. Рыбаков опирался в основном на сведения, касающиеся его древнеиранского аналога Симурга. Это объяснялось отсутствием достаточно полной и достоверной информации, касающейся самого Семаргла, скупые упоминания о котором содержатся лишь в двух-трёх, дошедших до нас письменных памятниках.

Так, согласно гипотезе Рыбакова, у славян бог Семаргл ─ покровитель ростков зелени, семян, побегов и корней растений, а также посредник между верховным небесным божеством Перуном и людьми. Он как бы олицетворяет собой «вооружённое добро», носитель которого всегда готов вступить в бой с силами зла. Эти характеристики почти идентичны тем, что принято давать иранскому богу Симургу, которого жители Древнего мира наделяли способностью хранить Древо жизни, на ветвях которого соседствовали одновременно семена всех произраставших на земле растений.

Крылатые псы из древних захоронений

Характерно, что не только современные российские археологи, но и те, что производили раскопки в предыдущие столетия, неоднократно извлекали из земли артефакты с изображением крылатых псов, но затруднялись идентифицировать этих мифических существ. Ясность в данный вопрос внёс академик Б. А. Яковлев, доказав, что именно таким обликом фантазия наших предков наделяла бога славянской мифологии Семаргла, имевшего внешнее сходство с античными грифонами.

Покровитель растительного мира

В музеях России и за рубежом экспонируется немало артефактов, извлечённых из древних захоронений славян. Среди них встречаются подвески, браслеты и серьги, выполненные мастерами IX-XII вв. в виде крылатых собак, символизирующих бога Семаргла. Фото некоторых из них приводятся в статье. Глядя на них, нетрудно заметить, что мифический зверь представлен в окружении орнамента, состоящего из трав и ветвей деревьев.

Это косвенным образом подтверждает его связь с растительным миром, на которую указывал в своих работах академик Б. А. Рыбаков. Любопытно отметить также, что образ Семаргла долго сохранялся в сознании наших предков даже после принятия ими христианства, о чём свидетельствует его изображение, вырезанное на воротах одного из древнейших суздальских храмов.

В 1906 году в Твери был обнаружен скрытый в земле клад. Среди прочих драгоценностей в руки археологов попал серебряный браслет, на котором изображалась сцена жертвоприношения языческому богу. Женщина с длинными распущенными волосами подносила ритуальный кубок некой фигуре, как бы высеченной из камня, и напоминавшей очертаниями крылатую собаку. Кроме неё, на браслете была представлена целая вереница людей пляшущих с венками на головах возле костра. По мнению учёных, это был не кто иной, как бог Семаргл, в честь которого устраивались массовые празднества.

Божество, сменившее имя

Любопытно отметить такую деталь: в письменных памятниках более позднего периода встречаются упоминания о том, что со временем в народном сознании это божество приобрело новое имя и стало называться Переплутом. Одним из таких документов является «Слово святого Георгия», датируемое концом XIV века. Повествуя о том, как до принятия христианства славяне поклонялись идолам, автор рассказывает о плясках с венками на головах и о непомерных возлияниях, устраивавшихся в честь Переплута- Семаргла.

Что же касается этимологии (происхождения) нового имени языческого бога, то учёные полагают, что оно произошло от глагола «плутать», то есть сбиться с пути истинного, поскольку придумано было христианами, крайне негативно относившимся к прежним верованиям и считавших поклонение идолам одним из тягчайших грехов. Невольно это имя ассоциируется и с глаголом «плутовать», что также выражает презрительное отношение новообращённых христиан к прежним кумирам.

Среди русалок и женщин-птиц

Под именем Переплута в народном фольклоре Семаргл бывает тесно связан с широко известными представительницами славянской мифологии ─ русалками, или, как их ещё называли в старину, «вилами». Вопреки установившемуся представлению, наши предки часто изображали их не только как морских дев с рыбьими хвостами, но и придавали им облик прекрасных женщин-птиц, насылавших дожди на поля, и окутывавших землю утренним туманом. Поскольку в представлении славян бог Семаргл ─ покровитель растений, то, соответственно, он не мог обойтись без тех, кто давал им живительную влагу.

Обычай изображать Семаргла в виде собаки с крыльями наводит на мысль о том, что он являлся в представлении наших предков неким посредником между землёй и небом. В связи с этим среди исследователей получила широкое распространение гипотеза, связывающая Смарагла с древнеиндийским на которого также возлагалась обязанность осуществлять связь между людьми и небожителями. Неизвестно, правда, являлся ли Семаргл богом огня, как его «коллега» с полуострова Индостан, но определённое сходство между ними, безусловно, прослеживается.

Современный последователь языческих культов

В наши дни образ бога Семаргла широко используется представителями целого ряда религиозных течений, пытающихся в современных исторических реалиях возродить верования наших языческих предков. Одна из таких организаций, именуемая Древнерусской церковью православных староверов-инглигов, была основана видным пропагандистом оккультизма и уфологии Александром Хиневичем.

В своих публикациях, посвящённых широкому кругу вопросов, связанных с персонажами древнерусского языческого пантеона, он немало места уделяет богу славян Семарглу ─ покровителю чертога, хранителю огня семейных очагов, и защитнику людей. Именно так характеризует его основатель нового религиозного течения. На основании материалов, явившихся плодом, не столько изучения исторических памятников, сколько почерпнутых из народного фольклора, в своей книге «Славяно-арийские веды» автор воссоздаёт картину рождения Семаргла.

Огонь, давший жизнь божеству

По его версии, однажды бог Сварог - прародитель и покровитель кузнецов - ударил небесным молотом о священный камень Алатырь. Рассыпавшиеся во все стороны искры породили пламя, из которого явился миру витязь на серебряном коне с огненной гривой. Этим всадником и был, как повествует легенда, Семаргл, прилагавший затем силы во многих областях жизни. Как говорилось выше, он покровительствовал всходам растений, оберегал жилища и, кроме того, следил, чтобы в них никогда не гасли очаги.

Такая трактовка его образа хоть и дополнена многочисленными домыслами, но в целом соответствует официальной научной версии. В противовес ей, последователи иных современных языческих течений нередко представляют Семаргла богом смерти и разрушения. Эта точка зрения не имеет под собой никакого серьёзного обоснования, и является плодом досужих вымыслов. Достаточно сказать, что среди памятников древней культуры едва ли можно найти примеры того, чтобы божества, связанные со смертью и разрушением (а таких было немало), изображались в окружении трав и ветвей деревьев, символизирующих собой жизнь.

Священное имя

А. Хиневич приводит также весьма любопытные данные: по свидетельству ряда источников, у древних славян имелось некое табу на произношение вслух имени этого божества. Считалось, что оно настолько священно, что поминать его устами простых смертных непозволительно, и если всё же возникала такая необходимость, то старались обойти запрет, используя иносказательные обороты речи. Кстати, подобная традиция бытует и в ряде современных религий. Например, в иудаизме не принято произносить имя Бога, да и у христиан, как известно, одна из заповедей запрещает упоминать Его всуе.

Ни один другой бог славянского пантеона не вызвал между историками столько споров, сколько Семаргл (Симаргл, Семаръгл). Споры ведутся обо всем – начиная с его происхождения и заканчивая внешним видом. Кто-то полагает, что за этим именем скрывается крылатый пёс. Другие считают, что он является не богом, а существом более низкого порядка, вроде лешего или водяного. Некоторые вообще утверждают, что Семаргл стал результатом ошибки при переписывании древних рукописей.
Но все-таки, нужно учитывать тот факт, что, согласно "Повести временных лет" в Киевском пятибожии, куда были включены наиболее известные и могущественные боги, нашлось место и Семарглу. Это позволяет отбросить версию о том, что он относился к категории существ, вроде лешего. Кроме того, славяне не знали ни одного бога, существовавшего в облике животного. Да, превращаться в то или иное существо могли почти все, а может и все. Но основной их облик остаётся антропоморфным. Поэтому отринем иные версии, рассматривая в качестве основной ту, что наши предки действительно знали Семаргла, причем в виде могущественного бога. Впрочем, не исключено, что он мог превращаться в крылатого пса, подобно тому, как Велес мог превращаться в медведя или тура.
К сожалению, единственное, что дошло до нас из глубины веков сравнительно достоверно – это имя Семаргла. Род его занятий, увы, полностью утерян. Даже в сказках, поговорках, заговорах и песнях не осталось строчек, более или менее точно указывающих на то, за что наши предки столь высоко почитали этого бога. Поэтому перечислим лишь наиболее вероятные версии.
По одной из них, именно Семаргл является хранителем семян. Благодаря ему они могут пережить под снегом самую суровую зиму, чтобы по весне, как только снег сойдет и земля прогреется, взойти, покрыть поля зелёным ковром, обеспечивая кормом всю скотину и диких животных, от которых напрямую зависит жизнь всего человечества.
По другой версии Семаргл выступает в роли бога огня. Существует даже теория, что Семаргл родился из искр, когда кузнец Сварог ударил молотом об Алатырь камень. Впрочем, это не повод вписывать этого бога в ряды Сварожичей, как нередко делают многие.
Наконец, некоторые историки проводят прямую параллель между Семарглом и Меркурием. Семаргл жил не на небе, как другие боги, а среди людей. Таким образом он мог общаться с нашими предками, передавая им волю богов, а также предупреждать о любых опасностях. Конечно, это серьёзный повод для того, чтобы высоко чтить могущественного бога и вписать в ряды важнейших для наших предков. Увы, на фоне такой близости с простыми людьми особенно странным кажется тот факт, что в прибаутках, сказках и заговорах совершенно не встречается его имя.

Другая трактовка Славянского бога Семаргла.

Бог Семаргл – Воин-Сварожич, Бог Огня, Небесный гонец, Охранитель Земли Русской. Семаргл был вызван к жизни ударом магического молота Сварога о камень Алатырь.

Божественные искры разгорелись горячим пламенем, в котором был виден огненный Бог Семаргл. Он появился верхом на златогривом коне сверкающей серебряной масти. Жаркие языки пламени окутывались густыми клубами дыма. Именно густой дым с тех пор стал его знаменем.

Там, где Бог Семаргл проезжал на своем коне, оставалась выжженная земля. Сила Семаргла столь огромна, что не всякий из Богов рискнет с ним бороться. Однако, чаще Семаргл выглядел спокойно, тихо и мирно. И только в битве с врагами он перевоплощался и становился столь страшен и опасен, что враг без раздумий предпочитал позорное бегство с поля боя, чем встречу с безудержной яростью и силой Семаргла.

Семаргл, с огненным мечом в руках, постоянно стоит на страже земли Русской. Появляется он и в образе крылатого пса. Никто не может пройти мимо него незамеченным.

Бог Семаргл является одним из праотцов человечества. Мужчина и женщина возникли из Огня-Любви, разгоревшегося между двумя палочками.

Жена Семаргла красавица Купальница целый год ожидает на свидание своего дорогого супруга. В день осеннего равноденствия Семаргл покидает свой пост и спешит в жаркие объятия Купальницы, а ровно через девять месяцев у Них появляются дети – и Кострома.

Обширный и богатый пантеон славянских божеств можно разделить на две основные группы – боги солнечные и боги функциональные. Каждый из богов имел свои обязанности и сферы влияния. Семаргл (по другой версии написания Симаргл) относится ко второй группе богов, наравне со Стрибогом, Велесом, Перуном и другими. Его основная сфера ответственности – стихия огня.

Семаргл считается покровителем первородного огня, самым старшим из Сварожичей (сыновей бога Сварога). По одной из легенд огненный бог самым первым появился на свет из «божественной искры», которую Сварог высек божественным молотом из магического камня Алатырь.

Согласно мифам и сказаниям, бог Семаргл долгое время выступал в качестве защитника Прави (божественной обители) от сил тьмы и зла. Когда он появлялся на поле боя, силы других богов усиливались многократно.

Также Семаргл объединил богов в битве против Чернобога, а воинская доблесть огненного божества нисколько не уступала прославленному брату – громовержцу Перуну. Впоследствии наши предки стали устанавливать идолы Семаргла на капищах справа от алтарей Перуна – в знак почтения к силе и мощи бога огня.

О происхождении имени бога Семаргла есть несколько гипотез. Одна из них гласит, что оно представляет собой симбиоз двух имен – «Сима» и «Регл». Так звали древних богов, покровительствовавших огню и имевших ассирийские корни. Им в древности поклонялись славяне в причерноморских землях.

Вторая теория на сегодняшний день считается наиболее достоверной. Согласно ей, имя Семаргла было позаимствовано славянами у древнеиранского божества Симурга, представлявшего собой огненную птицу.

Еще одна экзотическая версия уходит корнями в индоарийский эпос, где прообразом Семаргла выступает огненный бог Агни , которого именовали «семипламенным». Из сочетания этих слов и могло появиться имя славянского божества. Однако эту версию нельзя считать полностью достоверной, она происходит исключительно из единичных исследовательских суждений.

Функции славянского божества

Одна из главенствующих функций бога Семаргла – хранение и поддержание жизнеродящего огня Инглия. За это он получил еще одно имя – Огнебог. Славяне почитали его в частности, как хранителя домашнего очага.

Семаргл являлся богом-вестником, передающим послания других божеств в Явь (человеческий мир). Возможность сообщать вести из одного мира в другой отличала его от большинства других божеств пантеона. В какой-то степени эта способность делает бога огня схожим с греческим Гермесом.

Также Семаргл считается покровителем плодородия и, по преданиям, мог вылечить тяжело болеющего человека.

Если начинался жар и лихорадка, то славяне верили, что это именно огненный бог прогоняет болезнь из тела, помогая скорее прийти в себя и выздороветь.

Есть еще одна достаточно интересная трактовка образа Семаргла, согласно которой он выступает как божество, ответственное за смерть . Возможное объяснение этому заключается в том, что огненный бог покровительствовал плодородию и времени, когда собирали урожай, а земля и все живое на ней погружалось в долгий холодный сон до весны. Этот период ассоциировался со смертью – неизбежным элементом круговорота всего живого.

Особо Семаргл благоволит людям, родившимся в чертоге змея – согласно славянскому гороскопу, это период времени с 24 ноября по 17 декабря.

Бог огня считался покровителем чистоты и новой жизни. Так, огонь у славян символизировал очищение, поэтому существовали традиции сжигать старые вещи, желая избавиться от прошлого и подготовить себя к чему-то новому.

Внешний вид и атрибуты

На славянских артефактах, датируемых 9-11 веком Семаргл изображался в виде собаки с крыльями, напоминающей грифона , часто с пламенем, исторгаемым из пасти. Обычно такие изображения находились в кругах из сакральных символов и использовались в качестве амулетов.

  • По поверьям, бог огня имел способность менять свой внешний вид и представать перед людьми в различных ипостасях. Он мог явиться как в образе молодого или средних лет человека в доспехах, по некоторым преданиям, его окружали языки пламени.
  • Еще один образ, соответствующий Семарглу – огненный крылатый пес. А у восточных славян, в том числе у чехов, он мог изображаться похожим на дракона.
  • Священное животное огненного божества – сокол. С ним ассоциировались мистические птицы Финист и Рарог, символизирующие воинское сражение и победу.

Место Семаргла в обители богов – Чертог Небесного Змея , который находится в круге Сварога. Бог огня – покровитель чертога, где он и поддерживает священный небесный огонь.

К другим атрибутам, посвящаемым этому божеству, относятся костры, факелы и свечи, которые размещали на молельнях и капищах. В качестве требы (подношения) он принимал только бескровные жертвы – хлеб, масло и свечи из воска.

Важно ! Существуют изображения, на которых в руках бога Семаргла находится огненный меч. Некоторые исследователи считают, что впоследствии, после крещения Руси, этот символ стал атрибутом архангела Михаила.

Символы

Основной символ, используемый в качестве оберега, посвященного богу Семарглу – это непосредственно изображение крылатого пса. Его чеканили на металлических амулетах в окружении орнамента из растительных элементов, трав и листьев. Такой талисман считался надежной защитой от любых бед и невзгод. Другой часто изображаемый символ – огненная птица Рарог . Ее изображали на своих знаменах воины – считалось, что божественный сокол принесет победу в сражении.

Еще один талисман Семаргла называется «небесный огонь». Он представляет собой косой крест, напоминающий букву «Х» с поперечными прямыми чертами в центре лучей. Этот амулет использовали в следующих целях:

  • защита от нечистой силы и сглаза;
  • предотвращение пожаров;
  • защита владельца от неудач и козней врагов;
  • предохранение от стихийных бедствий.

Семарглу была посвящена руна Волка . Она выглядит как квадрат с лучами, уходящими под углом в стороны. Такую руну носили на себе в качестве талисмана те, кто хотел получить смелость, отвагу и благородство. Она обладает уникальной и очень сильной энергетикой и также использовалась в качестве защитного символа.

С богом Семарглом также ассоциировались любые изображения огня, они могли быть вырезаны на предметах обихода, вышиты на одежде или отчеканены на украшениях.

Как сделать и зарядить оберег?

Славянские обереги предпочтительнее всего делать из природных материалов , амулет бога огня не будет исключением. Лучше всего подойдет металл, дерево, кость или натуральная ткань.

Внимание ! Подобные амулеты наши предки не делали для себя, оберег следовало получить в дар от близкого, дорогого человека. Считалось, что такая защита будет гораздо сильнее.

Для того чтобы талисман имел силу, его необходимо очистить и зарядить. Очищение производилось при помощи воды, соли и огня :

  1. Подготовленный амулет помещают под холодную проточную воду (лучше всего подойдет родник или ручей, но в критической ситуации можно использовать любую емкость с чистой водой).
  2. Далее в воду нужно бросить несколько кристаллов соли.
  3. Через несколько часов талисман извлекают из воды, тщательно протирают белой натуральной тканью и проводят над пламенем свечи, представляя образ бога-покровителя.

Далее требовалось зарядить амулет энергией бога. Для этого нужно в одиночестве прийти в спокойное место, развести костер или поставить восковую свечу и произнести желаемую цель вслух, обратившись к Семарглу с просьбой о помощи и защите. После этого оставляют небольшое подношение в виде хлеба или воска. По славянским поверьям, требы для солнечных и огненных богов кидали прямо в огонь , где они должны полностью сгореть до пепла.

После такого несложного ритуала оберег наполнится силой и будет готов к использованию.

Праздники, связанные с божеством

Семаргла чествуют трижды в год :

  • 14 апреля – день огненного бога;
  • 7 июля – Купальская ночь;
  • День весеннего равноденствия.

Для каждого праздника предусмотрены свои традиции. Так, 14 апреля, в день, посвященный только богу Семарглу, считалось, что огненный покровитель топит снег на полях и начинает заботиться об урожае. Славяне стремились помочь богу в этом – на полях разжигали костры и тщательно следили, чтобы они не погасли как можно дольше.

В некоторых областях из домов выносили угли и раскладывали на земле в тех местах, где позднее будут посевы.

Интересно : существовала примета для девушек, что в день Семаргла нужно подшутить над девятью молодцами – если сделать это, то будущий муж никогда не будет изменять.

В Купальскую ночь разжигались костры, молодые люди прыгали через них, водили хороводы и приносили требы божествам. Считалось, что купальский огонь находится под надзором Семаргла, он обладает очистительной силой и защищает от любого зла. Парни и девушки прыгали через костры, взявшись за руки – если в прыжке руки не разъединились, это считалось добрым знаком и предсказывало скорую свадьбу.

В День весеннего равноденствия прощались с зимой и сжигали в огне чучело Зимы-Морены. В этот праздник также возносились молитвы Семарглу – крестьяне просили у него тепла и доброго урожая.

Образ огненного бога прослеживается во многих культурах и, как правило, обладает схожими чертами и свойствами. У славян он принял образ крылатого огненного пса Семаргла , хранителя огня и защитника людей и богов. И по сей день в традиционных праздниках можно увидеть отголоски тех времен, когда наши предки почитали огненного бога.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео, в котором подробно рассказывается о славянском боге Семаргле:

Семаргл (Симаргл) – славянский Бог Огня, один из стихийных Богов, живущих в мире Яви. Семаргл был не только Богом огненной стихии. Славяне считают Семаргла Богом, оберегающим посевы. По поверьям, именно Бог Огня сжигает последний снег на полях, после чего славяне начинают обрабатывать землю. Семаргл – один из Богов-воинов, защитников Яви. Его огненный меч помогает побороть всякое зло, а силу огня славяне призывают в обрядах очищения. Здесь огонь родственен с солнцем – так же боится его всякое худо.

Семаргла часто представляют в образе крылатого пса. Именно такие изображения Бога встречаются на старинных украшениях. Ещё одно воплощение Бога – огненная птица Рарог.

Оберег – символ Бога Семаргла

Со славянским Богом Огня, Семарглом, связывают несколько символов. Прежде всего, изображения крылатого пса , которые встречаются на старинных русальных браслетах и других оберегах. Ещё один вариант изображения Семаргла – огненная птица Рарог .

Есть и знак, посвященный Богу Огня. Он называется Огонь Небесный и напоминает искры костра. Обереги Семаргла носят для защиты от зла, особенно от нечистой силы . Славяне верили, что символ Бога Огня способен прогнать нечисть подобно тому, как это делает костер. Второе значение символа – оберег для защиты от неудач, стихийных бедствий, особенно от пожаров .

Атрибуты Бога Семаргла

Животное – крылатый пес.

Птица – Рарог (птица с огненными крыльями)

Геральдика, предметы – костер, пламя свечи.

Треба (подношение) – свечи, выпечка, масло.

Семаргл в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Бога Семаргла изображен один из его символов – Огонь Небесный.

Номер Резы – 17.

Реза Бога Семаргла появляется в раскладе, когда жизнь спрашивающего стала слишком размеренной, скучной, когда человек начал бояться перемен. Семаргл приходит, чтобы принести вместе с собой бурю событий и чувств. От спрашивающего потребуется храбрость, сила, бесстрашие. Нужно суметь встретиться с огненной стихией в своей жизни, но не дать ей сжечь всё вокруг.

Подробнее о значении Резы Бога Семаргла в гадании в статье «Реза Рода Семаргл »

В славянских обрядах к Семарглу обращаются с просьбами об очищении. Этого Бога вспоминают во время обрядов на многих славянских праздниках. Каждый раз, когда в обряде разжигают костер, сжигающий всё старое, худое, здесь присутствует сила Семаргла.

Праздники, где чествуют Семаргла, Бога славян

Семаргла вспоминают в Купальскую ночь , когда огонь становится одной из значимых очищающих сил. Вспоминают его и во время Весеннего Равноденствия, сжигая чучело Морены Зимы. Но есть особый день, посвященный именно Богу Огня.

14 апреля – день Семаргла. Считается, что в этот день Бог Огня сжигает последние снега на полях, чтобы после оберегать семена до появления всходов.