Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Краткие страдательные причастия материал закрепления на упражнениях Действительные и страдательные причастия упражнения

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Ответы:

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

4. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

7. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

11. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

13. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.

11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.

13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.

14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.

15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.

16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.

17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн.

19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.

21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.

22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

Упражнение 3. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Упражнение 2. Укажите место причастного оборота или одиночного причастия по отношению к определяемому слову. Расставьте знаки пунктуации.

А. 1.Списки эти валялись в рассохшихся шкафах захолустных военных канцелярий. 2.0 человеке загнанном в эту пустыню начисто забывали. 3.Кочевники с недоумением смотрели на пожилого солдата с желтым лицом и добрыми глазами бродившего по пустыне. 4.Семь лет Шевченко слышал только треск барабанов и раздирающие сердце звуки военного горна. 5.Слуга сидел у стола и лениво отковыривал ногтем воск на чадящей свече. 6.Дымные тени от недавно распустившихся берез шевелились под ногами. 7.Солнечный свет падал на суровую скатерть и раскрытую на столе книгу. 8.Сваты повязанные вышитыми рушниками степенно пили пшеничную водку и закусывали розовым салом и квашеной капустой. 9.И каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица. 10.Только брехали по всей станице собаки встревоженные ночным выстрелом.

Б. 1.Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. 2.На столике около зеркала, на его морской фуражке лежала изорванная и измятая коробка "Казбека". 3.Только равномерно поскрипывали сходни переброшенные на берег. 4.Мельница эта вся тряслась от старости окруженная обильными брызгами и потоками воды. 5.Охрипший громкоговоритель передавал местные новости. 6.Разве не прекрасна каждая травинка наполненная пахучим соком и каждое летучее семечко липы? 7.Когда погасала очередная вспышка, гасли и здания, будто они сами являлись источником этого пульсирующего огня. 8.Позванивала подо льдом в арыках вода, и, как исполинские зимние розы, расцветали в палисаднике облепленные мохнатым снегом замерзшие цветы рудбекии. 9.Маленькие радуги дрожат над шумящими мельничными колесами, брызжут водой на черные прибрежные ветлы. 10.Котенок сидел под диваном, дрожал от охотничьего азарта и ловил растопыренной лапой то кружево, то легкий носовой платок пролетавшие мимо.

В . 1.Где-то вскрикнула и закудахтала испуганная курица. 2.Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки. 3.Неожиданно футбольный мяч угодил в козу привязанную к крылечку. 4.На столе горами лежал табак высыпанный из коробок. 5.Часто падали пожелтевшие лепестки. 6.Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья. 7.Желтые чайные розы казались молодыми красавицами потерявшими румянец от злоупотребления чаем. 8.Все говорили мало и прислушивались к то возникавшему, то затихавшему в темноте колокольному звону. 9.От вокзала до монастыря стоявшего на высоком зеленом холме было два километра. 10.Художник подошел к картине висевшей на стене и закрытой холстом и снял холст.

Г. 1.Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. 2.Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. 3.Дагни почувствовала порыв ветра исходивший от музыки и заставила себя успокоиться. 4.Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. 5.Слепо блестели окна особняков избитых во время блокады осколками снарядов. 6.Я сидел под мигающей свечой и читал в растрепанной книге журнала “Современный мир” бунинский рассказ “Илья Пророк”. 7.Пожалуй, только запах насквозь промокшей листвы акаций напоминал недавние летние дни. 8.Чуть позванивали и скрипели от ветра побитые фарфоровые розы и жестяные заржавленные листья на погребальных венках. 9. Проснулся я от далекого гула уходящих бомбардировщиков. 10.Падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон лившийся ручьями из дома.

Д. 1.В глубине были видны не успевшие еще дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок. 2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищенных зрителей. 3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки. 4.Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. 5.За ее спиной в плетеной сумочке висели баранки посыпанные маком. 6.Мы подошли к дому окруженные взволнованными лающими собаками. 7.Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан. 8.Святославская улица застроенная скучными доходными домами из желтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами. 9.Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами. 10.Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

Из К.Паустовского

Упражнения по теме "Причастие"

Упражнение 1 .

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6 .

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Причастие"

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А ) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить - закрутивший

Б) решать - решенный

В) возвращаться - возвращающийся

Г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Предложения с причастным оборотом (примеры): Я увидела кота, лакающего молоко из миски. На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома. На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону. В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну. На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню. Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника. Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3) Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9 ) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие - страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.- Артист, . . . школьным дра­матическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участ­нику спектакля (руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.- Большая работа, . . . юн­натами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделав­ший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.- Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.- Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,- Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множествен­ного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных гла­голов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактиро­вать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изоб­ражать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, из­менять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действи­тельные - двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлю­щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водо­падом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось блед­ностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,- двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, сту­паем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст...гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвав­шись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл...щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружаю­щий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюп­ка, (нагружённый) для устойчивости ящ...ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред.... сменяю...ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 9. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких исполь­зуйте формы всех родов и множественного числа), запишите и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударение; н и нн в причастиях под­черкните.

    Организовать - организованный - организован - организована - организовано - организованы; основать, приковать, из­жевать.

    Внести - внесённый - внесён - внесена - внесено - вне­сены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просве­тить, посвятить, решить.

    Возложить - возложенный - возложен - возложена - воз­ложено - возложены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть.

Упражнение 10. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распро­странённые определения. Место их до или после определяемого слова выбе­рите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака ( розовеющий от заката). 4) Откуда-то справа доно­сились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 5) По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6) Пастух под­ходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

Упражнение 301. Образуйте от данных ниже глаголов и напишите действительные причастия прошедшего времени; выделите суффиксы.

Выдержать, обнаружить, расклеить, посеять, зависеть, выкосить, сгладить, увидеть, обидеть, выстроить, надеяться, обезуметь, образумиться, состариться, ворочаться, запрячь (запряг), привлечь (привлёк),отпереть (отпер), промокнуть (промок), разгрести (разгрёб), привести (приведу), подмести (подмету).

302. Образуйте от данных ниже глаголов и напишите страдательные причастия прошедшего времени; выделите суффиксы.

Опрокинуть, согреть, пришить, раскрыть, приколоть, размолоть, разуть, начать, сжать, отпереть (отпер), затереть (затёр), услышать, затеять, рассмотреть, вывести (выведу), отгрызть, привлечь, выжечь (выжгу), сгрести (сгребу), вывезти, приобрести (приобрету), поразить, выкрасить, огородить, осудить, захватить, просветить, отпустить, пригвоздить, купить, проявить, провертеть.

303. Образуйте от данных ниже глаголов и напишите страдательные причастия прошедшего времени (полной и краткой формы).

Развенчать, разучить, привлечь, отпустить, обещать, осветить, выслушать, высушить, оглушить, выразить, задержать, выгрузить, подарить, потерять, обстрелять, подстрелить, выкроить, высмеять, затеять, усвоить, посеять, отклеить.

304. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы страдательных причастий.

1) Город выстроен у подошвы скалы, увенч…нной крепостью. 2) В назнач…нный час я уже был у генерала. 3) Вперёд поехала пушка, окруж...нная пехотными солдатами. 4) Я ехал по земле, везде засе...нной хлебом. 5) В моё время ванны находились в маленьких лачужках, наскоро постро…нных. 6) Вся степь усеялась множеством людей, вооруж…нных копьями и сайдаками. 7) Дрожащий свет слабо озарял занавеш...нную кровать и столик, уставл...нный склянками с ярлыками. 8) Троекуров мало заботился о выигрыше зате...нного им дела. 9) С высоты гор в лощине открывался взору Арзрум со своей цитаделью, с минаретами, с зелёными кровлями, накле...нными одна на другую.

(Из произведений А С Пушкина.)

305. Напишите по данному образцу Оконченная работа.–Работа окончена. Туманная ночь,– Ночь туманна.

1. Подстреленная утка. Обстрелянная колонна. Завешенные окна. Взвешенные товары. Замешенное тесто. Смешанные жидкости. Засеянные поля. Расклеенные афиши.

2. Законные требования. Зелёные ягоды. Обезоруженные отряды. Безоружные люди. Выстроенные здания. Бездонная пропасть. Написанная картина. Ценное признание. Услышанные сигналы.

306.

1) После собрания будет устро...н концерт. (Н. О.) 2) Все приготовления были оконч…ны. (Н. О.) 3) Окна завеш...ны брезентовыми палатками. (Н. О.) 4) Он всегда вооруж...н. (Н. О.) 5) Нам слыш...н был шум голосов. (Н. О.) 6) Блеском вечерним обве...ны горы. 7) Лодка была точно прикле...на к чёрной воде, густо украш…нной жёлтыми листьями. (М. Г.) 8) Щебнем и разбитым кирпичом усе...на верхушка утёса. (Г.) 9) Уж огни были зажж...ны. (Ч.) 10) Валентин сдерж...н, но учтив. (С.-Щ.)

307. Спишите, вставляя одно или два н .

1) В побледневшем, вымороже...ом небе белое солнце торопливо описывало короткую кривую. 2) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымоще...ую круглыми серыми камнями, усея...ую жёлтой листвой. 3) Слинявшие дома нашей улицы напудре...ы пылью. 4) Вся плошадь изреза...а оврагами. 5) Деревья в садах так плотно склее...ы тьмой, точно их кто в дёготь окунул. 6) Отец шёл впереди с зажжё...ой свечой. 7) Льняные волосы лежали на черепе, точно приклее...ые. 8) На лице его, густо усея...ом веснушками, дерзко блестели большие голубые глаза. 9) Грудь туго накрахмале...ой рубашки была украше...а дьявольски пёстрым галстуком.

(Из произведений М. Горького.)

308. Напишите все возможные формы причастий от каждого глагола.

Командировать, откомандировать, отправить, лежать, спать, отправиться, лечь.

309. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Вид...щий, вид...мый, вид...вший, вид....ный; слыш...щий, слыш…мый, слыш...вший, слыш…нный; леле...щий, леле...мый, леле..вший, взлеле...нный, взлеле...ны; знач…мый, знач…вший, назнач…нный. назнач...ны; кле...щий, кле...вший, скле...нный, скле...ны; се...щий,се…вший, засе...нный, засе...ны.

310. Выделите причастия и укажите, какие они: действительные, или страдательные, настоящего или прошедшего времени?

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерёв. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленной бурею или грозою подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная, сверкающая колонна... Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерёв или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие, цепкие крючья, легко колеблемые воздухом... В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнёзда на трепетные свои вершины. У иных из них отдёрнутые и не вполне отделённые ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями.

(Н. В. Г о г о л ь.)

§ 251. Склонение причастий.

Полные причастия склоняются так же, как качественные и относительные прилагательные. У причастий от возвратных глаголов во всех падежных формах после окончания прибавляется суффикс -ся как после согласных, так и после гласных.

Единственное число

Мужской род Женский род

И. строящий ся завод строящая ся фабрика

Р. строящего ся завода строящей ся фабрики

Д. строящему ся заводу строящей ся фабрике

В. строящий ся завод строящую ся фабрику

Т. строящим ся заводом строящей ся фабрикой

П. (о) строящем ся заводе (о) строящей ся фабрике

Множественное число

И. строящие ся заводы, фабрики, здания

Р. строящих ся заводов, фабрик, зданий

Д. строящим ся заводам, фабрикам, зданиям

В. строящие ся заводы, фабрики, здания

Т. строящими ся заводами, фабриками, зданиями

П. (о) строящих ся заводах, фабриках, зданиях

В среднем роде единственного числа причастия имеют те же окончания, что и в мужском, кроме именительного и винительного падежа:строящее ся здание .

Упражнение 311. Просклоняйте (письменно).

Вышитый ковёр, колющееся растение, виднеющаяся пристань, разлившаяся речка, развевающееся знамя.

312. Спишите, раскрывая скобки и согласуй причастияс именами существительными.

1) (Возвращающийся) стадо нагнало мой тарантас. 2) Его разбудила беготня, (поднявшийся) в доме. 3) Я пошёл восвояси вдоль (задымившийся) реки. 4) Ветер разгоняет, раздвигает (накопившийся) зной. 5) Человек вышел и прихлопнул за собой плохо (затворявшийся) дверь. 6) Лучи солнца, узкими полосками (прорывавшийся) сквозь ставни, незаметно, но постепенно передвигались и путешествовали по полу. 7) Лошади, сколько я мог различить при чуть(брезжущий), слабо (льющийся) свет звёзд, тоже лежали, понурив головы. 8) Вы раздвинете куст – вас так и обдаст(накопившийся) тёплым запахом ночи. 9) Я прожил с ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом силезском городке,(славящийся) своими водами, будто бы (излечивающий) чахотку. 10) Вершины лип под окном были подобны низко(опустившийся) тучам.

(Из произведений И. С. Тургенева.)

313. Спишите, дописывая падежные окончания; где.нужно, пишите суффикс -ся.

I. 1) Кругом горы видны следы разорённого аула, называющ... Татартубом и бывш... некогда главным в большой Кабарде. 2) Лагерь наш стоял на широкой равнине, расстилавш... перед крепостью. 3) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающ... по разным направлениям. 4) Мы подъехали к нашему лагерю, находивш... уже в тридцати верстах от места, где-мы ночевали. 5) Путешественник Ансело говорит о каком-то русском романе, прославивш.. автора и ещё находяш... в рукописи. 6) Мы подъехали к горам, поросш.. лесом. 7) Я переменил иноходь на крупную рысь и вечером приехал в деревню, находивш... в двадцати верстах от Карса. 8) Меня повели в крепость, уцелевш... посреди сгоревш... города. 9) Проснувш... лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющ... берег. 10) Я ехал по цветут... пустыне, окружённ... издали горами.

(Из произведений А. С. Пушкина.)

II. Нельзя описать совершенно исключительное впечатление счастья, которое испытываешь в детском обществе, выросш... вместе с вами, доверяюш... вам до конца и идущ... с вами вперёд. В таком обществе даже неудача не печалит, даже огорчения и боль кажутся высокими ценностями.

(А. Макаренко.)

314. Спишите, заменив выделенные слова причастиями и, где ну.жно, изменив падеж существительного, зависящего от причастия.

Горы, которые окружают Арзрум, покрыты снегом большую часть года. 2) Недалеко от селения Казбек переехали мы через Бешеную балку, овраг, который во время сильных дождей превращается в яростный поток. 3) Под нами лежала Койшаурская долина, которую пересекает Арагва. 4) Светлые долины, которые орошает весёлая Арагва, сменили мрачные ущелья и грозный Терек. 5) Наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, которые обросли липой и чинаром. 6) Узкая полоса света, которая виднелась сквозь лесную чащу, блестела яркой синевой. 7) Я поехал по широкой долине, которую окружили горы.

§ 252. Переход причастий в прилагательные и существительные.

1. Если причастие приобретает качественное значение, оно переходит в прилагательное. При этом оно теряет свои глагольные признаки: вид, залог и время. Сравните: 1) Камни, выдающиеся (которые выдаются) над поверхностью воды, гладко отшлифованы волнами. 2) Выдающиеся (исключительные) способности помогли товарищу блестяще справиться с заданием. В первом примере слово выдающиеся – причастие; оно имеет значение настоящего времени (сопоставьте: выдающиеся камни – выдававшиеся камни), во втором примере выдающиеся – прилагательное с качественным значением «исключительный», «яркий», «особенный»; оно потеряло значение времени (выражение «выдававшиеся способности» не имеет смысла).

Разные формы причастий имеют неодинаковые возможности для перехода в прилагательные. Очень легко переходят в прилагательные действительные причастия настоящего времени на -щий, например:

вызывающий вид (наглый), блестящие способности (очень хорошие), чарующая улыбка (прелестная), одуряющий запах (очень сильный), раздражающий тон, ошеломляющее впечатление (исключительно сильное), начинающий писатель (не имеющий опыта в писательском ремесле). От причастий этого типа, перешедших в качественные прилагательные, образуются краткие формы: улыбка чарующа, способности блестящи, вид вызывающ.

Не менее легко переходят в разряд прилагательных страдательные причастия прошедшего времени на -нный и -тый ; истощённый ребёнок (исхудалый), ограниченный человек (малоразвитый), испытанный друг (верный), образованный человек (получивший образование), изысканный вкус (тонкий), рассеянный человек (невнимательный, плохо замечающий всё окружающее), избитая тема (давно известная и надоевшая).

Некоторые прилагательные, происшедшие от страдательных причастий, образуют даже сравнительную степень:сдержанный – сдержаннее, образованный – образованнее.

Значительно реже переходят в прилагательные другие формы причастий: причастия от глаголов на -ся , причастия прошедшего времени на -вший . Вот примеры прилагательных, образованных от этих форм причастий: выдающийся писатель, неудавшееся предприятие и др.

2. Как и прилагательные, причастия могут употребляться в значении существительных, например: Я подошёл кспящему. Становясь постоянными обозначениями предметов, некоторые причастия переходят в существительные:учащийся, трудящийся, заведующий, прошедшее, будущее.

Упражнение 315 . Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, где выделенные слова употреблены как причастия, где – как прилагательные, где – как существительные, где – как местоимения.

I. 1) На следу..щее утром выпал глубокий снег. 2) После долгих споров мы решили следу...щее: дождаться рассвета и потом уже продолжать поиски. 3) Катерок, следу...щий за нашим пароходом, начинает отставать. 4) Я с любопытством начал слушать следу...щий рассказ. 5) Подходите поскорей: кто следу...щий? 6) Очень подозрителен этот человек, всюду следу...щий за нами.

II. 1) Мы, живущие сейчас, отвечаем за нашу Родину перед буд...щими поколениями народа. 2) Наше буд...щее прекрасно. 3) Буд...щее покажет, насколько мы правы. 4) Посевная площадь в бу.д...щем году у нас ещё увеличится.

Упражнения по теме "Причастие"
Упражнение 1.
Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени,
выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещён лучами осеннего солнца.
Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто
останавливались, поражённые яркой красотой необыкновенного леса. На
пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы как будто окутаны
золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые
в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью
листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья,
печально шуршащие под ногами. Иногда попадётся дача, окружённая
деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.
Прочтите текст шуточного письма, которое было написано
одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие
страдательные причастия, выделите суффикс и укажите
глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и
выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы
накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами.
Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но
вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда
вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и
накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте
причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река
огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей
заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду
струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы
оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на
землю.

Упражнение 4.
От данных глаголов образуйте и запишите
все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться,
обидеть, оберегать, омывать, объявить,
отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 5.
Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного,
кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом,
журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса,
шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и
мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего
серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из
всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы
языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3,
больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь.
Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью
каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте.

Упражнение 6.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а)
действительных причастий настоящего времени; б) страдательных
причастий настоящего времени.
а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека
звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий
муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие
знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у
плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к
занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично
мысл...щий ученик;
б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток,
доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая
должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины,
слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек,
рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые
налогом услуги.

Упражнение 7.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.
1) Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л.
Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего
снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады
кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные
небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на
красивые строения города, окрашенные розовыми лучами
утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий
неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря,
и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки,
поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва
слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил
особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными
плетями.(В. Арсеньев)

Упражнение 8.
Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.
Кле...щие игрушки дети, купл...ная книга, гон...щий табун лошадей
пастух, стел...щийся плющ, бор...щийся со стихией человек,
разгруж...ная баржа, пристрел...ное ружье, нетопл...ная печь,
посаж...ное дерево, вял...ная рыба, брезж...щий рассвет,
развеш...ные сети, завеш...ная коврами квартира, колебл...мые
ветром травы, замеш...ное тесто, застро...ные домами окраины,
выслуш...ное замечание, намасл...ные блины, мел...щая кофе
машинка, леч...щий врач, пыш...щий здоровьем человек,
удосто...ный награды фронтовик, высуш...ное белье, реж...щий
предмет, приемл...мое решение.

Упражнение 9.
От данных глаголов образуйте действительные и, где
возможно, страдательные причастия настоящего
времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.
Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять,
думать, жалеть, желать, искать, клокотать,
клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать,
приватизировать, реять, руководить, сеять, солить,
хвалить.

10.

Упражнение 10.
Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия настоящего
времени.
1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать) к
крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной
близости от великого храма (Булг.). 2. Бледная и (скучать) гражданка
в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском
стуле у входа на веранду с угла... (Булг.). 3. Никита молча вылез из
саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то
(отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в
одну сторону, пошел в другую (Л. Т.) 4. Пьесы Гоголя - это поэзия в
действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального,
(познавать) при помощи рациональной речи (Наб.). 5. Рано утром,
когда в дачном поселке все еще спали, на берег моря вышел человек с
(седеть) висками, с глубокими, но (сиять), как у ребенка, глазами
(Биан.). 6. Уютно в комнате, (увешать) коврами и (обставить)
книгами.

11.

Упражнение 11.
От данных глаголов образуйте причастия
прошедшего времени с суффиксами -вш- (-ш-),
-ий-, -енн-, -т-. Объясните правописание этих
суффиксов.
Влить, выздороветь, вымотать, допеть,
задержать, замесить, замешать, застрелить,
молотить, обвенчать, обвешать, обессилеть,
обессилить, обвеять, приклеить, расстрелять,
смочить, ускорить, утратить.

12.

Упражнение 12.
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите в
скобках глагол, от которого образовано причастие. Обозначьте суффиксы
причастий и объясните их правописание.
1. Разорв...нной каймой неясного тумана обрывки прошлых лет встают
передо мной (П. Герм.). 2. Когда в приемную знаменитой
психиатрической клиники, недавно отстро...нной под Москвой на берегу
реки, вышел человек с острой бородкой и облач...нный в белый халат,
была половина второго ночи... Тут же находился и крайне взволнованный
поэт Рюхин (Булг.). 3. За повозкой осужденных двигались другие,
нагруженные свежеотес...иными столбами с перекладинами, веревками,
лопатами и топорами (Булг.). 4. Маргарита летела по-прежнему
медленно в пустынной и неизвестной местности, над холмами,
усе...иными редкими валунами, лежащими меж отдельных громадных
сосен (Булг.). 5. В серой пелене, убега...шей на восток, появились синие
окна (Булг.). 6. А наконец зазвучал и заглуш...нный доселе фонтан. 7. На
выгор...вших обоях остались яркие квадраты от снятых гравюр и
фотографий (Наг.). 8. Нависший с края кучи сугроб, растревож...нный
падением Никиты, насыпался на него и засыпал ему снегу за шиворот...
(Л. Т.).

13.

Упражнение 13.
Вставьте пропущенные буквы и укажите, от каких глаголов
образованы следующие причастия.
Колышущаяся степь, зыбл...щаяся поверхность моря, стел...щийся
плющ, кле...щие игрушки дети, дремл...щий ребенок, бор...щийся со
стихией рыбак, гон...щий тучи ветер, колебл.-.щийся ковыль;
оправдываемый, оправдыв...вший, разгружавшийся, разгруж...ный,
леле...вший, пристрел...ное ружье, пристрел...ный хищник,
выпар...ный, испещр...ый, брош...ный, осме...ный;
вял...ная на солнце рыба, обиж...ный брат, купл...ная книга,
посаж...ная береза, нетопл...ная печь, осмол...ная лодка,
разбавл...ный настой трав, насто...ный на смородине чай.

14.

Тест по теме "Причастие"
1. В каком ряду все слова являются причастиями?
А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая
2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их
были исцарапаны, ноги испачканы землей.
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
А) закрутить - закрутивший
Б) решать - решенный
В) возвращаться - возвращающийся
Г) изучать - изучавший

15.

4. В каком варианте грамматические признаки причастия
определены неправильно?
А) убранный - страдательное причастие совершенного вида,
прошедшего времени
Б) бегущий - действительное причастие несовершенного
вида, настоящего времени
В) принятый - страдательное причастие совершенного вида,
настоящего времени
Г) слышавший - действительное причастие несовершенного
вида, прошедшего времени.

16.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических
признаков выделенных в предложении слов?
В облике этой улицы угадываются старинные черты: коегдесохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами;
пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот,
с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых
виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в
старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под
жилье.
А) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени,
совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа,

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени,
совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода,
родительного падежа, единственного числа, в предложении является
определением;
В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени,
совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа,
множественного числа, в предложении является определением;
Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного
вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа,
единственного числа, в предложении является определением.

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие - страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.- Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.- Большая работа, . . . юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.- Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.- Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,- Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные - двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,- двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст...гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл...щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагружённый) для устойчивости ящ...ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред.... сменяю...ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.