Бунин холодная осень краткое содержание. Анализ «Холодной осени» Бунина И.А

Рассказчица вспоминает о женихе. Он всегда считался в семье своим человеком: его покойный отец был другом и соседом отца. В июне того года он гостил у них в имении. На Петров день были именины отца, и за обедом он был объявлен женихом.

Девятнадцатого июля Германия объявила войну России. В сентябре он приехал на сутки – проститься перед отправлением на фронт. Все считали, что война кончится быстро, и свадьба не отменена, а всего лишь отложена. После ужина рассказчица долго гуляла с женихом по саду, и он вспоминал стихи Фета: “Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот”. Она сказала, что не переживет его смерти, а он ответил, что будет ждать ее там: “Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне”.

Утром он уехал. Мать рассказчицы надела ему на шею маленький шелковый мешочек – в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед.

Убили его через месяц в Галиции. С тех пор прошло тридцать лет, рассказчица многое пережила. Весной восемнадцатого года, когда отца и матери уже не было в живых, она жила в подвале у торговки на Смоленском рынке и продавала кое-что из оставшегося у нее – колечко, крестик, меховой воротник, побитый молью.

Здесь на Арбате рассказчица встретила прекрасного человека, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж. С мужем и его племянником, семнадцатилетним мальчиком, она уехала в Екатеринодар и пробыла на Дону и на Кубани больше двух лет.

Зимой с огромной толпой беженцев они отплыли из Новороссийска в Турцию. По дороге, в море, муж рассказчицы умер от тифа. У нее осталось только трое близких: племянник мужа, его молоденькая жена и их семимесячная дочь.

Через некоторое время племянник с женой уплыли в Крым, к Врангелю, где пропали без вести. Их дочь рассказчице пришлось воспитывать одной.

Рассказчица долго жила в Константинополе, тяжелым, черным трудом зарабатывала на жизнь себе и девочке. Потом они скитались, прошли Болгарию, Сербию, Чехию, Бельгию, Париж, Ниццу. Девочка выросла, осталась в Париже, стала француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной к вырастившей ее женщине. Рассказчица осталась жить в Ницце “чем бог пошлет”.

Так рассказчица пережила смерть единственного любимого человека. Она горячо верит: где-то там он ждет ее. Она “пожила, порадовалась” и уже скоро придет к нему.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание рассказа Бунина “Холодная осень

Другие сочинения по теме:

  1. Деревенская девочка Танька просыпается от холода. Мать уже встала и гремит ухватами. Странник, ночевавший у них в избе, тоже не...
  2. Ы Железнодорожная станция возле степного села Грешное совсем новая. Через нее проезжают великолепные поезда, везущие богатых людей на Кавказ. Генералы,...
  3. Шорник Илья по прозвищу Сверчок работает вместе с Василием у помещика Ремера. Они живут в старом флигеле, где вместе с...
  4. Ы В небольшом, но красивом лесу, который вырос на оврагах и вокруг старого пруда, стоит старая караулка – черная, покосившаяся...
  5. Спускаясь к замерзшей реке от своего поместья, студент Воронов видит возле моста незнакомого маленького человечка. Он стоит, положив обе руки...
  6. Таня, семнадцатилетняя деревенская девочка с простым, миловидным личиком и серыми крестьянскими глазами, служит горничной у мелкой помещицы Казаковой. Временами к...
  7. Отец рассказчика занимает очень важную должность в губернском городе. Человек он тяжелый, угрюмый, молчаливый и жестокий. Невысокий, плотный, сутуловатый, темный...
  8. Детство кажется рассказчице огромным садом без конца и края. Она проводит его на даче с друзьями, такими же детьми, как...
  9. Тридцать лет назад все молодые люди уездного города Стрелецка были влюблены в Саню Диесперову, дочь заштатного священника. Из всех поклонников...
  10. Экспозиция рассказа – описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская – благополучная, способная и шаловливая гимназистка,...
  11. Рассказчик, запущенный длинноволосый толстяк не первой молодости, решает учиться живописи. Бросив свое имение в Тамбовской губернии, он проводит зиму в...
  12. Дорога из Коломбо идет вдоль океана. На водной глади качаются первобытные пироги, на шелковых песках, в райской наготе, валяются черноволосые...
  13. В одиннадцать часов вечера скорый поезд Москва-Севастополь останавливается на маленькой станции. В вагоне первого класса к окну подходят господин и...
  14. Ы I-VII Это странное, загадочное дело произошло 19 июня 19.. года. Корнет Елагин убил свою любовницу, артистку Марию Сосновскую. Елагин...

В художественном тексте время не только событийно, но и концептуально: временной поток в целом и отдельные его отрезки членятся, оцениваются, осмысливаются автором, повествователем или героями произведения. Концептуализация времени -- особое представление его в индивидуальной или народной картине мира, истолкование смысла его форм, явлений и признаков -- проявляется:

  • 1) в оценках и комментариях повествователя или персонажа, включенных в текст: И многое, многое пережито было за эти два года, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым (И. Бунин. Холодная осень);
  • 2) в использовании тропов, характеризующих разные признаки времени: Время, робкая хризалида, обсыпанная мукой капустница, молодая еврейка, прильнувшая к окну часовщика, -- лучше бы ты не глядела! (О. Мандельштам. Египетская марка);
  • 3) в субъективном восприятии и членении временного потока в соответствии с принятой в повествовании точкой отсчета;
  • 4) в противопоставлении разных временных планов и аспектов времени в структуре текста.

Для темпоральной (временной) организации произведения и его композиции обычно значимо, во-первых, сопоставление или противопоставление прошлого и настоящего, настоящего и будущего, прошлого и будущего, прошлого, настоящего и будущего, во-вторых, противопоставление таких аспектов художественного времени, как длительность -- однократность (моментальность), быстротечность --продолжительность, повторяемость -- единичность отдельного момента, временность -- вечность, цикличность -- необратимость времени. И в лирическом, и в прозаическом произведении течение времени и субъективное его восприятие могут служить темой текста, в этом случае его временная организация, как правило, коррелирует с его композицией, а концепция времени, отраженная в тексте и воплощенная в его темпоральных образах и характере членения временного ряда, служит ключом к его интерпретации.

Рассмотрим в этом аспекте рассказ И.А.Бунина «Холодна осень» (1944), входящий в цикл «Темные аллеи». Текст строите как повествование от первого лица и характеризуется ретроспективной композицией: в основе его -- воспоминания героини. «Сюжет рассказа оказывается встроенным в ситуацию речемыслительного действия воспоминания (выделено М.Я. Дымарским. -- Н.Н.).. Ситуация воспоминания становится при этом единственным главным сюжетом произведения» Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999.-С. 204-205.. Перед нами, таким образом субъективное время героини рассказа.

Композиционно текст состоит из трех неравных по объему частей: первая, составляющая основу повествования, строится как описание помолвки героини и ее прощания с женихом холодным сентябрьским вечером 1914 г.; вторая -- содержит обобщенную информацию о тридцати годах последующей жизни героини; в третьей, предельно краткой, части оценивается соотношение «одного вечера» -- мига прощания -- и всей прожитой жизни: Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни -- остальное ненужный сон Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. -- М., 1966. -- Т. 7. -- С. 212. Все цитаты приводятся по этому же изданию. .

Неравномерность композиционных частей текста -- способ организации его художественного времени: она служит средство субъективной сегментации временного потока и отражает особенности его восприятия героиней рассказа, выражает ее темпоральные оценки. Неравномерность частей определяет особый времен ной ритм произведения, который основан на преобладании ста тики над динамикой.

Крупным планом в тексте выделяется сцена последнего свидания героев, в которой оказываются значимыми каждый их же или реплика, ср.:

Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, -- я вздумал раскладывать пасьянс, -- он молча ходил из угла в угол, потом спрос]

  • -- Хочешь пройдемся немного? На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:
  • -- Хорошо... Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета: Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот...

Движение объективного времени в тексте замедляется, а затем останавливается: «миг» в воспоминаниях героини приобретает продолжительность, а «физическое пространство оказывается лишь символом, знаком некой стихии переживания, захватывающей героев, овладевающей ими» Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии: Проза И.А. Бунина 1930--1940-х годов. -- Омск, 1997. - С. 40. :

Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:

Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома...

В то же время описание «прощального вечера» включает образные средства, которые явно обладают проспективностью: связанные с изображаемыми реалиями, они ассоциативно указывают на будущие (по отношению к описываемому) трагические потрясения. Так, эпитеты холодный, ледяной, черный (холодная осень, ледяные звезды, черное небо) связаны с образом смерти, а в эпитете осенний актуализируются семы "уходящий", "прощальный" (см., например: Как-то особенно по-осеннему светят окна дома. Или же: Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах). Холодная осень 1914 г. рисуется как преддверие роковой «зимы» (Воздух совсем зимний) с ее холодом, мраком и жестокостью. Метафора же из стихотворения А.Фета: ...Как будто пожар восстает -- в контексте целого расширяет свое значение и служит знаком грядущих катаклизмов, о которых не догадывается героиня и которые предвидит ее жених:

  • -- Какой пожар?
  • -- Восход луны, конечно... Ах, боже мой, боже мой!
  • -- Что ты?
  • -- Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо.

Длительности «прощального вечера» противопоставляется во второй части рассказа суммарная характеристика последующих тридцати лет жизни рассказчика, а конкретность и «домашность» пространственных образов первой части (имение, дом, кабинет, столовая, сад) сменяются перечнем названий чужих городов и стран: Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию... Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца...

Сопоставляемые временные отрезки связаны, как мы видим, с разными пространственными образами: прощальный вечер -- прежде всего с образом дома, длительность жизни -- с множеством локусов, именования которых образуют неупорядоченную, открытую цепочку. Хронотоп идиллии трансформируется в хронотоп порога, а затем сменяется хронотопом дороги.

Неравномерности членения временного потока соответствует композиционно-синтаксическое членение текста -- его абзацное строение, которое также служит способом концептуализации времени.

Первая композиционная часть рассказа характеризуется дробностью абзацного членения: в описании «прощального вечера» сменяют друг друга разные микротемы -- обозначения отдельных событий, обладающих особой важностью для героини и выделяющихся, как уже отмечалось, крупным планом.

Вторая же часть рассказа представляет собой один абзац, хотя в ней повествуется о событиях, казалось бы, более значимых как для личного биографического времени героини, так и для исторического времени (смерть родителей, торговля на рынке в 1918 г., замужество, бегство на юг, Гражданская война, эмиграция, смерть мужа). «Отдельность этих событий снимается тем, что значимость каждого из них оказывается для рассказчика ничем не отличающейся от значимости предыдущего или последующего. В определенном смысле все они настолько одинаковы, что и сливаются в сознании рассказчицы в один сплошной поток: повествование о нем лишено внутренней пульсации оценок (монотонность ритмической организации), лишено выраженного композиционного членения на микроэпизоды (микрособытия) и заключено поэтому в один "сплошной" абзац» Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. -- СПб., 1999. - С. 212.. Характерно, что в его рамках многие события в жизни героини или вообще не выделяются, или не мотивируются, не восстанавливаются и предшествующие им факты, ср.: Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке... Ни причина смерти (возможно, гибели) родителей, ни события в жизни героини с 1914 по 1918 г. в рассказе не называются.

Таким образом, «прощальный вечер» -- сюжет первой части рассказа -- и тридцать лет последующей жизни героини противопоставляются не только по признаку «мгновение /длительность», но и по признаку «значимость / незначимость». Пропуски же временных отрезков придают повествованию трагическую напряженность и подчеркивают бессилие человека перед судьбой.

Ценностное отношение героини к разным событиям и соответственно временным отрезкам прошедшего проявляется в их прямых оценках в тексте рассказа: основное биографическое время * определяется героиней как «сон», причем сон «ненужный», ему противопоставляется только один «холодный осенний вечер», ставший единственным содержанием прожитой жизни и ее оправданием. Характерно при этом, что и настоящее героини (я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет...) интерпретируется ею как составная часть «сна» и тем самым приобретает признак ирреальности. «Сон»-жизнь и противопоставленный ей один вечер различаются, таким образом, и по модальным характеристикам: только один «миг» жизни, воскрешаемый героиней в воспоминаниях, оценивается ею как реальный, в результате снимается традиционное для художественной речи противопоставление прошлого и настоящего. В тексте рассказа «Холодная осень» описываемый сентябрьский вечер утрачивает временную локализованность в прошлом, более того, противостоит ему как единственно реальная точка в течение жизни -- настоящее же героини сливается с прошлым и приобретает признаки призрачности, иллюзорности. В последней композиционной части рассказа временное соотносится уже с вечным: И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня -- с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне...» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.

Причастной к вечности оказывается, как мы видим, память личности, устанавливающая связь между единственным вечером в прошлом и вневременностью. Память же живет любовью, которая позволяет «выйти из индивидуальности во Всеединство и из земного бытия в метафизическое подлинное бытие» Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. - М, 1994. - С. 337. .

Интересно в связи с этим обратиться к плану будущего в рассказе. На фоне преобладающих в тексте форм прошедшего времени выделяются немногочисленные формы будущего -- формы «воления» и «открытости» (В.Н. Топоров), лишенные, как правило, оценочной нейтральности. Все они объединены семантически: это или глаголы с семантикой памяти / забвения, или глаголы, развивающие мотив ожидания и будущей встречи в ином мире, ср.: Буду жив, вечно буду помнить этот день; Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?.. -- Неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок?.. Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне. -- Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.

Характерно, что высказывания, содержащие формы будущего времени, дистантно расположенные в тексте, соотносятся друг с другом как реплики лирического диалога. Диалог этот продолжается через тридцать лет после его начала и преодолевает власть реального времени. Будущее для героев Бунина оказывается связанным не с земным бытием, не с объективным временем с его линейностью и необратимостью, а с памятью и вечностью. Именно длительность и сила воспоминаний героини служат ответом на ее юношеский вопрос-рассуждение: И неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок -- ведь все в конце концов забывается ? В воспоминаниях героини продолжают жить и оказываются более реальными, чем ее настоящее, и покойные отец и мать, и погибший в Галиции жених, и чистые звезды над осенним садом, и самовар после прощального ужина, и строки Фета, прочитанные женихом и, в свою очередь, также сохраняющие память об ушедших (Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот...» Времена наших дедушек и бабушек...).

Энергия и творческая сила памяти освобождают отдельные моменты существования от текучести, дробности, незначительности, укрупняют их, открывают в них «тайные узоры» судьбы или высший смысл, в результате устанавливается истинное время -- время сознания повествователя или героя, которое противопоставляет «ненужному сну» бытия неповторимые мгновения, запечатлевшиеся навсегда в памяти. Мерой человеческой жизни тем самым признается наличие в ней моментов, причастных к вечности и освобожденных от власти необратимого физического времени.

Вопросы и задания

  • 1. 1. Перечитайте рассказ И. А. Бунина «В одной знакомой улице».
  • 2. На какие композиционные части членят текст повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я. П. Полонского?
  • 3. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом?
  • 4. Какие аспекты времени особенно значимы для построения этого текста? Назовите речевые средства, которые их выделяют.
  • 5. Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего?
  • 6. В чем своеобразие концовки рассказа и неожиданность ее для читателя? Сравните финалы рассказов «Холодная осень» и «В одной знакомой улице». В чем их сходство и различие?
  • 7. Какая концепция времени отражена в рассказе «В одной знакомой улице»?

II. Проанализируйте временную организацию рассказа В.Набокова «Весна в Фиальте». Подготовьте сообщение «Художественное время рассказа В.Набокова «Весна в "Фиальте"».

Рассказы Ивана Бунина всегда отличались проникновенностью и своеобразной тонкостью повествования. Это произведение - рассказ женщины, которая описывает свою жизнь. В частности, она описывает один вечер своей молодости, когда она чувствовала себя почти счастливой и ярко проживала каждый момент.

Сюжет рассказа прост - главная героиня повествует о начале Первой Мировой войны и о знаковом вечере, который навсегда остался в её памяти. Далее она рассказывает о том, что было дальше, о лишениях, о смерти, о миграции. Но, подводя некий итог своей жизни, она всякий раз возвращается к холодной осени 14-го года. Тогда вся семья её была жива, а чувства с ныне погибшим женихом только разгорались. Композиция рассказа и построена на факте возвращения повествования в прошлое.

В рассказе все действующие лица прописаны не очень подробно. Известно, что у девушки, влюблённой в будущего солдата, есть отец и мать, много родни. Так же позже, после смерти последних, появляется сварливая московская торговка, новый муж, девочка, которая забывает доброту женщины. Все эти сумбурные события, лица были и прошли. Но, кажется, что лишь тот холодный осенний вечер, любимый жених и родители остаются в душе у героини.

Отношение писателя к этой женщине по-отечески тёплое. Он понимает её мысли, её боль. Он знает, что война и революция сломали личное счастье многих, и пишет об одной из жертв эту самую историю.
Бунин использует изобразительно- выразительные средства. Среди них эпитеты - «ранняя», «холодная»- отображающие осень, олицетворение – «светят окна дома», метафоры- «сучья, осыпанные звёздами». Все средства создают в произведении особую, мягкую атмосферу. Любовь девушки и её жениха, тишина прекрасного вечера, мерцание звёзд, вечность…

Это - рассказ - воспоминание. Воспоминание сквозь сон всей жизни, как выразилась в тексте сама героиня. Дорогая сердцу ностальгия живёт в её памяти и сердце навсегда. Ивану Бунину присуще такое тонкое понимание душевной организации людей. В особенности эта его работа глубока с психологической точки зрения. Небольшой по размеру, рассказ вбирает в себя трагедию одной нежной души. Её простое счастье украло противостояние держав и гонка оружия. А ведь как много тех, кто лишь хочет жить в спокойствии и ценить каждый момент жизни, как героиня ценила тот прохладный вечер осени.

Анализ произведения Холодная осень Бунина

Произведение под названием «Холодная осень» написано Буниным в 1944 году в мае. Оно также входит в авторский цикл «Темные аллеи». Сюжет произведения достаточно объемный, и значительный.

Жанр произведения: рассказ. Пусть это и всего лишь рассказ, но он вмещает в себя столько информации, а также, эмоций, что его можно было бы посчитать целым романом. В самом рассказе события как бы растягиваются на целых тридцать лет. Если кратко описать события, которые происходят в самом сюжете, то становиться ясно, что два главных героя – влюбляются, после чего, они естественно, хотят пожениться и жить вместе, растить детей и создавать крепкую семью. Но вмешивается одно событие, которое портит красивую картину дружной семьи и любви героев. Ведь дело в том, что была объявлена война. Что означает, что главному герою, парню, придется идти на войну. А перед этим, когда еще никто ничего не подозревает, происходит важное событие для молодых – помолвка, которая совпадает с именинами ее отца. В тот самый момент, когда объявлена помолвка – объявляют войну. Это означает, что событие радостное – придется отложить.

Бунин показывает, как горько девушке, да и парню тоже. Но оба держатся, не показывая своего разочарования и страха перед предстоящими событиями. Кроме того, автор в самом рассказе никак не называет героев своих. И это довольно обычно для данного автора, ведь он считает важным не само то, как зовут героев главных или второстепенных, а саму суть и мысль, вложенную в это произведение. Также, совсем отсутствуют портретные характеристики, что тоже характеризирует Бунина, как писателя. Он просто описывает события, и читатель уже сам видит по действиям героев, что они собой представляют, как личность. Это всегда интересно, так как чтение между строк развивает человека, давая ему возможность учиться понимать людей.

Бунин смог описать своих героев, как очень реалистичных людей, он не добавлял каких-то слишком красочных деталей в их описания или же в сам сюжет. Все выглядит очень натурально и реалистично, что воспринимается хорошо. Но в его произведении присутствует множество красивых, почти не значительных на вид, деталей, которые тем не менее, делают рассказ очень интересным и красочным по эмоциям. Например: «блестящие от слез глаза», «очки», «папироса» и другие. Именно этим деталям, как иногда кажется, придается даже слишком много внимания, чем самим героям в их описании, которое очень скупое.

Если все же попытаться описать главных героев, то можно найти все-таки, прочитав только целый рассказ, что парень – умен, деликатен и смелый очень. Его девушка – также умна и красива. Кроме того, оба очень гордые, и не слишком сильно показывают свои чувства, тем более, на людях.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Никита Платонова

    Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.

  • Чему учит сказка Снежная королева Андерсена? сочинение 5 класс

    Андерсен один из любимых детских писателей. Его сказки читают и знают дети всего мира. Но как у любого большого писателя в его сказках заложен очень глубокий смысл. Каждая сказка может многому научить не только детей

  • Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

    Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина Поединок на Куликовском поле. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику.

  • Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

    Одним из реальных героев романа Льва Николаевича Толстого, был Багратион. Он был не только военачальником, но и героем Отечественной войны 1812года. Толстой описывает его как человека невысокого роста

  • Сочинение по картине Кипренского Портрет мальчика Челищева 8 класс

    Орест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля.

/ / / Анализ рассказа Бунина «Холодная осень»

Прекрасным рассказом И.А. Бунина я считаю именно «Холодную осень». В нем так четко прослеживается особенность написания бунинских произведений. Он выбирает обычных людей, с простыми характерами и на их примере разворачивает главные действия в своем рассказе.

«Холодная осень» - это название, которое отображает читателям не только лишь один из сезонов года. Он показывает нам миг в жизни героев, исторический отрезок времени, который наделяет рассказ смыслом и сутью.

Обо всех событиях в рассказе мы узнаем из уст главной героини: сначала – молодой девушки, а затем уже пожилой женщины. Она открывает перед читателями свои воспоминания, в которых было немалое – и первая мировая война, революционное и послереволюционное время.

Воспоминания берут начало еще с молодых лет девушки, когда она была влюблена и нашла своего жениха. На этом обычном, жизненном фоне, объявление начала войны казалось людям чем-то неизвестным. Они не знали, что такое война и какие страхи она принесет в будущем. Их жизнь текла, как и раньше.

С развитием событий, с приходом холодной осени 1914 года мы наблюдаем, как все меняется вокруг. Люди, главные герои рассказа становятся замкнутыми и молчаливыми. Они поддерживают разговоры и реплики лишь ради беседы, но внутри себя скрывают боль от происходящего вокруг.

Герои понимают, что война настигнет их, как и эта холодная осень. Они начинают скучать по обычным обыденным делам, типа прогулки после чаепития. В скором времени это станет совершенно невозможно. Идет война. И все, что им остается делать – это жить воспоминаниями о прошлом, о хорошем.

Эти воспоминания прерываются ужасным высказыванием жениха героини: «Если меня убьют…». После этих слов, ужас охватывает молодую девушку, но, она старается гнать плохие мысли прочь из головы, ведь любимый все еще рядом.

Даже окружающая природа, которую так любит описывать автор, оповещает нас, читателей о том, что идут трудные времена. За окном холодная осень, морозно и ясно мерцают звезды. Так же холодно и в сердцах героев. Холод словно напоминает им про смерть. И они отмечают, что этот совместный вечер останется в памяти навсегда, чтобы не случилось.

Главный герой рассказа – храбрый и великодушный, сильный духом. Главная героиня – настоящая, крепкая женщина. Она излагает свою историю строго и спокойно, в ней нет сентиментальных пробуждений. Она описывает события самого дорогого и главного вечера в ее жизни. Она говорит о том, как война превратила элегантных женщин в зашарпаных баб и людей в истрепанных бедняг.

Главная героиня заканчивает рассказ о своих воспоминаниях так же, как и начинала – с момента того самого вечера. Она еще раз пересказывает фразу любимого: «Ты поживи, порадуйся на свете, а после приходи». Только вот ее настоящая жизнь закончилась именно тем вечером. После, она тенью ходила по земле. Мы видим, какой сильной и настоящей любовью наделяет Бунин свою героиню. Вообще, тема любви особо остро передается в его рассказах. Он делает ее пылающей, искренней. Именно любовь озаряет сердца молодых людей и делает их глаза блестящими от счастья.