Борис андроникашвили биография. Борис андроникашвили - биография, информация, личная жизнь

Совсем недавно покинула наш мир талантливая актриса Людмила Гурченко. К сожалению, обстоятельства ее смерти открыли завесу тайны над ее личной жизнью. Дочь Людмилы Гурченко и последний муж великой актрисы с трудом смогли разделить наследство, доставшееся им. Это не скрылось от глаз журналистов.

Однако скандалы и расследования открыли многое в судьбе дочери великой актрисы. Об этом мы сегодня и поговорим в данной статье.

Тяжело ли быть дочерью знаменитости?

Мария Борисовна Андроникашвили (в замужестве Королева) сегодня уже немолодая женщина, пережившая в своей жизни очень много горя и несчастий. Она является дочерью талантливой актрисы, которую знала вся страна, сама же Мария Борисовна - совсем непубличный человек. Она с трудом дает интервью и часто стесняется рассказывать о своей судьбе то, что трудно сказать. Да и журналисты часто немилосердно перевирают ее слова.

Трудно быть дочерью человека, который обрел при жизни славу и миллионы поклонников. Насколько эта ноша непроста, Мария Борисовна Андроникашвили знает не понаслышке.

Но начнем все по порядку…

Рождение и развод родителей

Родилась маленькая Маша в далеком 1959 году. В то время на экраны советского кино уже вышла знаменитая «Карнавальная ночь», в главной роли в которой блистала ее прекрасная мама.

Отец дочери Людмилы Гурченко был так же молод, как и сама актриса. Они познакомились в вузе, где Борис Андроникашвили учился на сценарном отделении.

Завязался бурный роман, который и закончился свадьбой и рождением Маши.

По словам самой Марии, мама мечтала не о дочери, а о сыне, хотела назвать его Марком в честь своего отца. Однако родилась девочка.

С отцом своего ребенка отношения у Гурченко сразу не заладились. Дело, скорее, в жестком и бескомпромиссном характере самой актрисы. Она всегда была прирожденным лидером, а ее муж не мог смириться с ролью игрока второго плана.

К слову сказать, Борис Андроникашвили был сыном репрессированного писателя Бориса Пильняка, а его мама происходила из знатного грузинского рода. Мать еще до ареста органами НКВД успела отправить сына в Грузию, где ему срочно поменяли фамилию, что помогло бы мальчику в будущем избежать неприятностей из-за ареста родителей.

Нелегкое детство

С 4 месяцев жизни Маша жила у бабушки и дедушки в Харькове (родителей Л. М. Гурченко). Так решили сами родители будущей звезды советского экрана, мечтавшие о том, чтобы их дочь сделала достойную карьеру.

В три года дочь Людмилы Гурченко вернулась к матери. Однако ее жизнь была трудной. Сама актриса признавалась, что мать она была никакая. Она мечтала о сцене, об аплодисментах, о съемках в кино, все было подчинено ее работе, поэтому девочка жила сама по себе, часто оставалась одна из-за гастролей и съемок мамы. Так что материнской ласки и любви Маше узнать почти не пришлось.

К тому же ей довелось пережить череду бесконечных романов Гурченко, часть из которых заканчивались браками. В целом она положительно относилась к своим отчимам, а с одним из них вообще смогла крепко подружиться. Это был актрисы Константин Купервейс.

Самостоятельная жизнь

Однако не все в жизни Марии было так уж плохо. Отсутствующую мать заменяла любящая бабушка - мама Людмилы Гурченко. Девочка училась неважно, но, боясь гнева матери, скрывала от нее свои отрицательные отметки.

Дочь Людмилы Гурченко понимала, что мама втайне надеется, что она повторит ее звездную судьбу. Но сама Маша о сцене не мечтала. Не смогла она стать и музыкантом, как хотела этого Людмила Марковна. Напротив, Маша поступила в медицинское училище и окончила его со средним результатом.

Она специально одевалась так, чтобы не нравиться маме, которая любила элегантность и до последнего дня своей жизни была очаровательна. Гурченко Людмила Марковна красила волосы в светлые оттенки, носила потрясающие платья и высокие шпильки, пользовалась косметикой. А ее дочь стремилась к простой одежде (брюки и кофты), специально изменила цвет своих волос на баклажанно-лиловый, не хотела прибегать к косметическим средствам.

Дочь Людмилы Гурченко: личная жизнь, замужество и дети

Мария Борисовна рано вышла замуж. Ее избранником стал обычный человек. В браке родились двое детей - сын Марк и дочь Елена. Детей-погодок назвали в честь родителей Л. М. Гурченко.

После рождения сына и дочери Марии Борисовна навсегда оставила работу, удовлетворившись скромной ролью домашней хозяйки.

Мать, с одной стороны, была рада внукам, но, с другой стороны, именно в них она хотела видеть продолжение себя и собственных талантов.

Так же непросто стали складываться отношения между Гурченко и ее зятем, которому трудно было принять свою звездную тещу.

Дочь Людмилы Гурченко свидетельствует, что из-за конфликта ее матери и мужа их семья чуть не распалась. Они с мужем официально развелись и заключили брак спустя некоторое время.

Трагические обстоятельства смерти Марка Королева

В жизни Марии Борисовны случилось еще одно трагическое событие. В 1998 году от передозировки наркотиков умер ее старший сын Марк. Горе матери было велико, оно усугублялось тем, что сама Мария Борисовна вела долгую борьбу с недугом сына.

Существует легенда, что Гурченко не пришла на похороны внука. Однако это неправда, знаменитая актриса тяжело переживала его смерть, так как связывала с Марком (названным в честь ее отца) свои надежды. Однако на похоронах актриса старалась быть незаметной и не привлекать к себе внимания.

Смерть сына подкосила здоровье Марии Борисовны, которая вообще махнула рукой на свой внешний вид и то впечатление, которое она производила на людей.

Обострение отношений между матерью и дочерью

Обострение отношений между матерью и дочерью произошло из-за нового и последнего брака Гурченко. По сути дела, это был уже шестой союз, который заключила Гурченко Людмила Марковна. Новый муж не смог прижиться с родственниками своей жены. Ни с тещей, ни с дочерью Гурченко Марией Борисовной.

Квартирный вопрос усугубил ситуацию. Дело в том, что мама Людмилы Марковны, Елена Александровна, умирая, завещала свою квартиру не дочери, а внучке. Но Людмила Марковна не смогла принять такое решение своей матери. Начался долгий и тяжелый суд между Гурченко и ее дочерью, который закончился разделом имущества.

После смерти Людмилы Гурченко

По словам самой Марии Борисовны, она узнала о смерти матери из выпуска СМИ. Сразу же ею заинтересовались журналисты, которые не дали толком проститься с близким человеком. Процесс деления имущества с нелюбимым отчимом был трудным и болезненным. Сегодня он завершен. Однако мира в семье так и не появилось.

Мария Борисовна с неохотой дает интервью, хотя на каких-то публичных мероприятиях в память о великой актрисе Гурченко она все-таки присутствует. Некоторые люди, видя ее постаревшее от жизненных невзгод лицо, мысленно задаются вопросом: сколько лет дочери Людмилы Гурченко? Ей сейчас 56 лет.

Людмила Марковна не хотела стареть, боялась этого и всячески пыталась скрыть свои морщины, ее дочь не боится своего внешнего вида, возможно, потому, что она не является великой актрисой, чье имя известно миллионам поклонников.

Судьба Марии Борисовны Королевой не из простых. Но она не жалуется на нее и в своих редких интервью старается ни в чем не обвинять свою покойную мать. Ведь судьба Гурченко - это путь великой женщины, которая мечтала не о материнском призвании, а об аплодисментах поклонников. Гурченко добилась своего. Ее помнят многие, но только одна из женщин на земле может назвать ее словом «мама».

Оба родителя будущей звезды работали в Харьковской филармонии. Девочка воспитывалась в творческой среде, рано начала петь. Когда отец, наплевав на свой непризывной возраст и инвалидность, отправился на войну добровольцем, Люся осталась в оккупированном Харькове вдвоем с мамой. Чтобы хоть как-то получать пропитание, девочка стала петь на рынке. Больше всего денег и продовольствия можно было выручить от захватчиков, поэтому маленькая Люся выучила немецкие оперетты и частично — репертуар Марики Рёкк.

После освобождения родного города, Люся пойдет в среднюю школу, а также в музыкальную. По окончании их у нее не останется сомнений: нужно поступать в театральный.

Свадьба, покрытая мраком

Во ВГИК Гурченко поступит с первого раза. За два года до окончания вуза начнет сниматься в кино. Но первую удочку в профессию она запустит еще раньше — в 18 лет. Именно тогда юную красавицу с острыми чертами и осиной талией заприметит уже известный режиссер Василий Ордынский .

Ордынский с первого взгляда по‑мальчишески потерял голову от Люси. А та поняла: он может стать ее персональным режиссером, и после непродолжительной дружбы согласилась выйти за него замуж. Что удивительно, об этом браке не знал никто ни из ее, ни из его окружения.

Ордынский пытался оправдать надежды молодой актрисы и позвал ее на пробы в свой новый фильм, но комиссия красотку зарубила, а муж не смог противостоять. Тогда Людмила была жестоко разочарована и решительно подала на развод, прожив с режиссером чуть больше года. Поговаривают, что отпускал он ее стиснув зубы, любил всю жизнь и молчаливо покровительствовал ее актерской карьере.

Полюбить красивого


Разочаровавшись в браке ради карьеры, гордая Люся поставила крест на таких отношениях, и отпустила свое сердце на волю. Там его и проткнула стрела Амура. Как-то в столовой будущая звезды встретилась со студентом сценарного факультета Борей Андроникашвили . Статный чернокудрый молодой мужчина бросил на нее такой взгляд, что у девушки поднос выпал из рук.

Гурченко рухнула в этот роман, как в бездну. Новые отношения, новая свадьба, зависть всех девочек курса: такого красавца охмурила! В семье все было великолепно: красивая пара везде показывалась вместе. Гурченко боготворила прекрасного мужчину и благодарила Бога за то, что судьба свела ее с ней. Высокая любовь увенчалась рождением дочки Машеньки. И это было… первым разочарованием Людмилы Марковны. Она всю жизнь обожала папу и ждала мальчика — чтобы назвать его Марком.

Занятая ребенком Люся не сразу заметила, что муж постоянно пропадает совсем не на занятиях и работе. Он слишком любит тусовки, выпивку и друзей. А «настоящие подруги» стали доносить молодой маме, что муж еще и заводит бесконечные романы на стороне.

Опускаться до сцен ревности и выяснений отношений она не стала. Забраковала этого нарцисса, как очередное свое разочарование, поставила крест на жертвенной любви и пообещала себе: больше никаких детей.

Прочерк в жизни


Спустя два года после развода, в богемном ресторане ВТО, Людмила встречает очаровательного молодого мажорного Сашу Фадеева-младшего , приемного сына знаменитого писателя. Знакомство у них было коротким, но красивые ухаживания нового человека и Люсина усталость от одиночества сократили путь молодых до ЗАГСа. Они расписались, едва познакомившись.

Этот брак долго не прожил. Ресторанчик ВТО, в котором Фадеев проводил больше времени, чем в семье, стал бездной между влюбленными. Сама кинозвезда считала этот брак прочерком в своей романтической биографии, уверяя, что это была ее ошибка, и они с Сашей друг другу ничего не дали.

Две звезды

В равный брак состоявшихся знаменитостей их привел общий коридор, в котором они и не знакомились вовсе: что было знакомиться, и так весь Союз знал и Гурченко, и Кобзона . Он обратил на нее внимание раньше, а она, наученная прошлыми браками, сопротивлялась. Это только раззадорило статного и звездного красавца. Несколько месяцев Кобзон красиво ухаживал, искал ключик к сердцу Людмилы Марковны. Нашел.

Конечно, паре прочили счастливую семью, они ведь так друг другу подходят. Только единицы понимают, как тяжело ужиться под одной крышей двум глубоким личностям, двум настоящим талантам. Постоянны раздоры, конфликты из-за профессиональной деятельности, неуживчивость в быту, разногласия… В своей последней книге «Люся, стоп!» Гурченко напишет, что Кобзону были нужны режиссеры его внешности, стиля и репертуара, но настоящий вкус ничем не заменишь. На развод подала именно она. Он не возражал.

Папа Костя


Этот человек встретился Людмиле Марковне случайно, и знакомство их было коротким. Но именно он помог женщине, почти разочаровавшейся в любви и семейных ценностях, вновь поверить в счастье.

Ей было уже под сорок, дочке — 14, когда в сердце талантливой актрисы затрепетал огонек любви, зажженный молодым пианистом Константином Купервейсом . Машенька станет называть его папой (хотя он был всего на 10 лет старше!)

Почти двадцать лет этот человек чутко чувствовал все настроения звездной супруги, знал привычки, потакал слабостям. Почти двадцать лет она обожала его, полагалась на него, понимала, что он находится в ее полной власти. Тем разрушительнее стал удар от известия: у Кости есть другая.

Гурченко отметит в своей книге: какой тонкий артист Купервейс! Как играл — она и ухом не повела, понятия не имела, что он может изменить, любить другую женщину.

Дочка


Без малого в 60 лет Людмила уже не думала искать себе супруга. Вспоминала лишь отца как главного и любимого мужчину всей своей жизни. А в начале 90-х, на съемках «Сексказки» познакомилась с Сергеем Сениным — продюсером, который был младше ее на 25 лет. Несмотря на это, именно он был как никто другой похож на Марка Гавриловича Гурченко — и внешне, и чертами характера. Именно он видел в своей жене задорную маленькую девочку, и называл ее «дочкой».

Людмила Марковна к концу своей жизни нашла что искала — настоящую счастливую любовь. Она ушла в один миг, находясь у себя дома с любимым мужем. Он потом расскажет, что Люся успела только вскрикнуть — и упала замертво. Вызванной «скорой» ничего не оставалось кроме как констатировать смерть.


к.ф. Любимая женщина механика Гаврилова

«Экспресс газета» вспоминает самые головокружительные романы и браки великой актрисы

«Экспресс газета» вспоминает самые головокружительные романы великой актрисы

Ушла Людмила ГУРЧЕНКО. Одна из немногих истинно народных наших звезд. Многим поклонникам казалось, что она жила, как в кино. И вся ее судьба была подобна одной большой карнавальной ночи, которая, увы, пронеслась будто за пять вечеров. Наверное, отчасти так и есть. Великая женщина, бесподобная актриса, олицетворявшая собой любовь и страсть, прожила 75 ярких лет. Мы решили вспомнить самые интересные мгновения из фееричной личной жизни Людмилы Марковны.

Есть мнение, что это кинорежиссер Василий Ордынский . С молодым постановщиком Люся познакомилась, когда училась на втором курсе. Тот пригласил ее на главную роль в свой фильм «Человек родился». Но кто-то перед худсоветом донес комиссии, что Ордынский хочет протолкнуть в картину любовницу, и в результате роль уплыла к Ольге Бган . Правда, режиссер все-таки не обошелся без Гурченко - она озвучила героиню, сыгранную Бган.

Впрочем, говорят, Людмила не сильно переживала, что ее прокатили. Ведь уже вскоре получила предложение Рязанова сняться в «Карнавальной ночи».

Сразу после расставания с Ордынским Гурченко закрутила роман с 22-летним студентом сценарного факультета ВГИКа Борисом Андроникашвили , ставшим ее первым мужем и отцом единственной дочери. Брак продлился два года. После Борис ушел к Нонне Мордюковой , а Людмила раздумывала: принимать ли настойчивые ухаживания коллеги по театру «Современник» Игоря Кваши . Артист, несмотря на то что состоял в браке, уже объявил друзьям, мол, обязательно женится на очаровательной партнерше.

Но та, взвесив все «за» и «против», вышла замуж за приемного сына писателя Фадеева - Александра-младшего .

Этот союз просуществовал недолго: мот и кутила Фадеев быстро разочаровал Люсю. После развода она сблизилась с актером Анатолием Веденкиным . Потом судьба свела ее с художником Борисом Диодоровым , ставшим ее третьим законным мужем. Борис слыл тихим и спокойным человеком. Он был весь в творчестве и создавал свои знаменитые иллюстрации к сказкам Андерсена . Говорят, актриса ужасно давила на него, и если бы не скорый разрыв, то, по словам Диодорова, его жизнь была бы окончательно разрушена. Художник ушел от домашней тиранки к личной гадалке Аллы Пугачевой .

Между тем Людмила Марковна нашла очередного спутника жизни. Им стал Иосиф Кобзон . Два творца жили настолько шумно и ярко, что поклонники распускали слухи, дескать, дело у них доходит до драк. И якобы колотили друг друга они на равных. Например, Гурченко, по слухам, однажды ударила мужа утюгом по голове, но его спас парик.

После расставания свои отношения Кобзон и Гурченко вспоминали по-разному.

- Спускаешься к машине, которую тебе подарил супруг, и видишь там уличную проститутку… Это просто грязь, - делилась Людмила. - В браке с Кобзоном ничего хорошего не было.

Иосиф Давыдович, напротив, говорил о бывшей жене с наслаждением:

Мне нравилось обладать такой красивой, известной актрисой, как Гурченко. Я привозил ей подарки, цветы… Мы были, особенно в первое время, потрясающими любовниками! И секс у нас начинался везде, где мы только находили друг друга: в поле, в степи, в коридоре. Мы были очень увлечены друг другом…

После развода с Кобзоном Людмила вышла замуж за пианиста Константина Купервейса . Молодой человек стал еще и ее секретарем, директором и аккомпаниатором, угробив тем самым свою карьеру. Купервейс не раз вспоминал, что со временем жена стала его изматывать придирками. К концу 18-летних отношений у него стали сдавать нервы. Когда во время очередной ссоры Костя запустил в стену телефон, Гурченко железным голосом спросила:

Что, взбунтовался? Восстание рабов?

Был момент, когда отношения Людмилы и Константина на некоторое время прерывались, и тогда актриса сблизилась с Владимиром Высоцким .

После официального развода, как водится, Людмила не долго коротала время в одиночестве. Она познакомилась с бизнесменом и продюсером Сергеем Сениным . Тот был рядом с Гурченко до ее последнего вздоха.

Дети, внуки и правнуки

Свою единственную дочь Машу Гурченко родила в 1959 году от Бориса Андроникашвили. Людмила надеялась, что дочь станет ее лучшим другом. Однако уже со школьных лет они стали жутко конфликтовать. Маша росла абсолютно непохожей на мать. Ребенка тошнило от разговоров о кино, от тусовок и многочисленных маминых мужчин. Сама Гурченко начала стесняться наследницы. Замуж Маша вышла без матушкиного благословения, лишь углубив трещину в их взаимоотношениях. Гурченко однажды призналась, что ощущает свою вину за невнимание к Маше. Компенсировать этот недостаток актриса пыталась общением с любимым внуком Марком , а вот к внучке Лене всегда почему-то относилась прохладно.

В 1998 году, когда Марку было 16 лет, он погиб от передозировки наркотиков. В этой трагедии Гурченко обвинила дочь. Отношения испортились окончательно. В середине 2000 года Мария Королева (это фамилия дочери Гурченко по мужу) подала на мать в суд. Яблоком раздора стала крошечная квартирка рядом с зоопарком. Когда-то Людмила Марковна купила ее своей старенькой маме, но та переехала к Маше, чтобы внучка за ней ухаживала. Говорят, Гурченко очень редко навещала Елену Александровну , поэтому та в завещании и отписала квартиру Королевой. Когда после смерти бабушки Мария решила оформить жилье на себя, Людмила Марковна возмутилась: квартира куплена на ее деньги. В итоге жилье досталось актрисе. Увы, согласие в звездную семью не принесло и появление на свет двух правнучек Людмилы Марковны.

Скандалы и интриги

По словам режиссера Владимира Меньшова , снявшего Гурченко в фильме «Любовь и голуби», они долго были приятелями, но в последние годы почти не общались - с ней очень трудно дружить. Рано или поздно актриса со всеми портила отношения.

В одной из своих книг она написала про меня какую-то гадость. Потом мне говорили, что Людмила обиделась за то, что я не пригласил ее в «Ширли-мырли».

Все ее фобии - от огромного таланта, - считает Меньшов.

С Аллой Пугачевой разлад произошел в 97-м. Примадонна пригласила поющую кинозвезду поучаствовать в программе «Сюрприз для Аллы Борисовны». Исполнив на ночной репетиции песню «Ты сними меня, фотограф», Гурченко якобы сказала, что спела лучше Пугачевой. В ответ Пугачева на концерте в Питере заявила, мол, скоро уйдет со сцены, потому что не собирается петь до старости, «как какая-то там Гурченко», и спародировала под хохот зала характерные жесты великой актрисы. Людмила Марковна затаила обиду и спустя девять лет не пригласила примадонну на свой 70-летний юбилей. А заодно и Филиппа Киркорова , Сергея Зверева и Бориса Моисеева , запретив пускать на торжества кого-либо из окружения Аллы. Прежде любимый кинодивой стилист впал в немилость, поскольку не поддерживал выпады в адрес четы Пугачева - Киркоров, и Людмила Марковна заподозрила, что Зверев переметнулся во вражеский стан.

Моисеев к тому времени спел дуэтом с Гурченко несколько песен и почти год гастролировал с их совместным шоу. Но вдруг союз распался. Поклонники недоумевали, какая кошка пробежала между звездами, но те хранили молчание. Пока Андрей Малахов не рассорил их окончательно.


Пригласив Гурченко в свою передачу, он накануне юбилея несколько часов промариновал усталую и издерганную хлопотами Людмилу Марковну, а после записи, когда камеры выключили, стал как бы за кадром расспрашивать о конфликте с Моисеевым. В итоге вся страна услышала из уст любимой артистки: «Моисеев, иди на х…!»

Возмущенный певец тоже ответил матом. Однако недавно, узнав, что Людмила Марковна в больнице, Борис одумался и публично попросил у Гурченко прощения.

, Россия

Бори́с Бори́сович Андро́никашвили (груз. ბორის ანდრონიკაშვილი , настоящая фамилия Пильняк , также Андроникашвили-Пильняк ; 28 октября , Москва - ) - советский писатель, актёр и сценарист. Член Союза писателей РСФСР с 1979 года .

Биография

Родился 28 октября 1934 года в Москве в семье писателя Бориса Пильняка (псевдоним Бориса Андреевича Вогау ) и актрисы Киры Георгиевны Андроникашвили . В 1937 году отца арестовали по обвинению в государственных преступлениях. Мать, опасаясь за судьбу сына, отправила его в Тбилиси к бабушке, которая усыновила внука и дала ему свою фамилию - Андроникашвили . В юношестве отправился в Батуми , где поступил Батумское мореходное училище .

В начале 1950-х уехал в Москву, где поступил на сценарно-киноведческий факультет ВГИКа , который окончил в 1959 году. Будучи студентом познакомился со своей первой женой Людмилой Гурченко . В 1959 году у них родилась дочь Маша, а спустя три года их брак распался . После этого 5 лет встречался с Нонной Мордюковой . Они хотели пожениться, но дело до свадьбы так и не дошло . Второй женой Бориса Андроникашвили стала художница Русудан Хантадзе, с которой он прожил до конца своих дней. В браке у них родились дочь и сын .

Семья

  • Родители:
    • Отец - Борис Андреевич Пильняк (1894-1938), писатель, осуждён и расстрелян в 1938 году. В 1956 году реабилитирован.
    • Мать - Кира Георгиевна Андроникашвили (1908-1960), актриса и режиссёр, княжна рода Андроникашвили , в 1938 году репрессирована. Реабилитирована в 1956.
  • Тётя - Нато Вачнадзе (1904-1953) - актриса, Народная артистка Грузинской ССР , Заслуженная артистка РСФСР .
  • Двоюродные братья (сыновья Нато Вачнадзе):
    • Эдуард Николаевич Шенгелая (р. 1933) - кинорежиссёр.
    • Георгий Николаевич Шенгелая (р. 1937) - кинорежиссёр.
  • Жёны:
    • Людмила Марковна Гурченко (1935-2011) - актриса, режиссёр, певица, Народная артистка СССР .
    • Нонна Викторовна Мордюкова (1925-2008) - Народная артистка СССР .
    • Русудан Хантадзе - художница.
  • Дети:
    • Мария Борисовна Королёва (урождённая Андроникашвили , р. 1959), дочь Людмилы Гурченко.
    • Кира Борисовна Андроникашвили (р. 1970), дочь Русудан Хантадзе.
    • Александр Борисович Андроникашвили (р. 1973), сын Русудан Хантадзе.

Фильмография

Актёр

  • - Отарова вдова - князь Арчил
  • - Игра без ничьей - эпизод
  • - Не верь, что меня больше нет
  • - Гобой
  • - Житие Дон Кихота и Санчо
  • - Смерть Орфея

Сценарист

  • - Капитаны

Библиография

  • - Август месяц. Повести и рассказы.
  • - Красные кони. Рассказы.
  • - Мандариновый берег. Повести и рассказы.
  • - Розы на марше. Повести и рассказы.
  • - Страницы прошлого читая…
  • - Дон Алонсо: роман, рассказы. ISBN 5-265-00882-9
  • - О моём отце // Дружба народов, 1989, № 1. с. 147-155
  • - Надежд питомцы золотых. ISBN 5-244-00520-0
  • - Избранное. Том 1. Чудеса. ISBN 978-5-7784-0355-0
  • - Избранное. Том 2. Суббота, воскресенье. ISBN 978-5-7784-0356-7

Напишите отзыв о статье "Андроникашвили, Борис Борисович"

Примечания

Ссылки

  • Борис Андроникашвили (англ.) на сайте Internet Movie Database

Отрывок, характеризующий Андроникашвили, Борис Борисович

Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Родной Грузии посвящены произведения известного писателя Бориса Андроникашвили (1934-1996), впервые изданные в Москве. Стихи и рассказы, которые автор не успел опубликовать при жизни, составили первый том нового двухтомника избранных сочинений талантливого прозаика и поэта, выпущенного столичным издательством "Аграф". Презентация книжной новинки состоялась 8 декабря 2007 года в Галерее искусств Зураба Церетели. Двухтомник под названием "Чудеса" - плод совместных усилий издателей, семьи писателя и его друзей. Словами благодарности в адрес одного из них - видного общественного деятеля, доктора наук Вадима Мильштейна - открывается собрание избранных сочинений Андроникашвили. А другой его верный товарищ - Павел Финн, возглавляющий Союз кинематографистов Москвы, предпослал изданию очень искреннее предисловие. В этом нестандартном обращении к читателям есть, в частности, такие строки: "В последние годы Андроникашвили много времени отдавал исследовательской работе, писал об истории Грузии, об истории отношений России и Грузии. Он хотел, чтобы в России знали и любили его Грузию". Именно таким чувством пронизаны все произведения, составившие первый том "Чудес". Не меньшим теплом и мягкой иронией по отношению к своим соотечественникам согреты и страницы второй книги, включившей уже известные читателю роман "Дон Алонсо", повести "Капитаны", "Суббота, воскресенье", а также замечательные рассказы о любви, молодости, мечтах и дружбе. Наверняка не менее захватывающей была бы и третья книга, если бы кто- нибудь написал ее о судьбе самого писателя Бориса Андроникашвили. Его отцом был знаменитый советский писатель Борис Пильняк, арестованный в 1937 году и, как выяснилось впоследствии, расстрелянный по ложному обвинению в 1938-м. Его мать - красавица-грузинка актриса Кира Андроникашвили, опасаясь за судьбу малолетнего сынишки, отправила его к бабушке в Тбилиси. Бабушка усыновила внучонка и дала ему свою фамилию. Так начал свою жизнь Борис Андроникашвили. Мальчишкой он будет бредить о дальних плаваниях и сбежит в Батуми, чтобы поступить в мореходку. А потом, уже вполне сформировавшимся молодым человеком, приедет в Москву и станет студентом сценарного факультета ВГИКа. Но прославится он не в кино, а на литературном поприще. Его одарят дружбой многие достойные люди - Белла Ахмадулина, Отар Иоселиани, Михаил Таль, братья Эльдар и Георгий Шенгелая. Запомнится его надежный характер и выдающаяся мужская внешность. "А красоты неописуемой, - вспоминает о нем Нонна Мордюкова, - у меня не хватит таланта, чтобы рассказать!" И неслучайно, что его первой женой оказалась Людмила Гурченко, тогда тоже студентка ВГИКа, но после "Карнавальной ночи" уже очень знаменитая. Правда, брак их получился скоротечный, хотя от него осталась дочка Маша. Но и в личной жизни ему все-таки повезло: свое счастье Борис Андроникашвили нашел с художницей Русудан Хантадзе, которая родила ему двух прекрасных детей - дочь и сына, была хорошей женой и настоящим другом. Кстати, это она оформила только что выпущенный двухтомник сочинений своего мужа, нарисовав на обложках книг затейливый "портрет" старого Тбилиси.