Антонимы и их стилистические функции. Антонимы и их роль в речи Антонимы и их роль в речи сообщение

Употребление антонимов в речи

Раскрыть противоречивую суть предметов, явлений, свойств помогает правильное употребление антонимов в речи .

1. Антонимы являются важным средством сотворения антитезы (гр. antithesis — противоположение) — стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь .

По структуре антитеза может быть обычный (одночленной) : У сильного всегда бессильный повинет — и сложной (многочленной): И не можем терпеть мы, и любим мы случаем, ничем не жертвуя ни злости, ни любви, и царит в душе некий холод потаенный, когда огнь бурлит в крови . В сложную антитезу вовлечено немного антонимических пар.

2. Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета : В бричке посиживал государь, не красавчик, да и не дурной внешности, не очень толст, не очень тонок; нельзя сказать, чтоб стар, но ж и не так, чтоб очень молод . Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярчайших свойств, верно выраженных признаков. Схожее внедрение антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют четкого обозначения: В том случае друг оказался вдруг и не друг и не неприятель, а так…

3. Сравнение антонимов в выражении присваивает необыкновенную значительность каждому из нареченных ими предметов, что увеличивает выразительность речи: Горы делят страны, однако сближают людей; Нрав спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений . Не считая того, антонимы в подобных случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы: Жизнь довольно продолжительна, чтоб успеть поправить старенькые заблуждения, однако недостаточно коротка, чтоб не успеть впасть в новые .

4. Необыкновенную остроту и афористичность присваивают антонимы крылатым выражениям: Обители новы, однако предрассудки стары; Чем ночь темней, тем ярче звезды; Так не достаточно пройдено дорог, настолько не мало изготовлено ошибок .

5. Явление антонимии употребляется и в оксюмороне (гр. oxymoron — остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необыкновенного понятия: «Плохой неплохой человек» (заглавие кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца ), другие — словестно с обратными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия»; …Пышноватое природы увяданье . Слова, применяемые в подобных оксюморонах, нельзя именовать антонимами в серьезном значении термина, потому что они принадлежат к различным частям речи.

6. В ироничном контексте может быть употреблен один антоним заместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова? ; прилагательное умная относится к Ишаку в басне И. Крылова, и читатель осознает, что за этим определением стоит его антоним — глуповатая . Употребление слова в обратном значении именуется антифразисом (гр. апti — против + phrasis — выражение). К антифразису нередко прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шуточку говорят: Какой ты внимательный! ; злому: Как ты добр! и т. д.

7. Антонимия привлекается не только лишь для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей; Войска идут день и ночь; им становится невмоготу ; полноту отражения явлений, фактов реальности: Спят богатые и бедные, и опытные, и глуповатые, и добрые, и свирепые . Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдалеке блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла ; Помиримся. И поссоримся. И опять ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белоснежную ночь .

8. Столкновение в речи антонимов — неоднозначных слов порождает каламбур (фр. calembour ). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в итоге восприятия неоднозначных слов сходу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален; Юная была уже не молода .

9. Отдельно обширно антонимы употребляются в фольклоре. К примеру, в пословицах и поговорках: В шуточку сказано, да серьезно задумано; Летом готовь сани, а зимой — тележку ; в зачинах сказок: Близко ли, далековато ли, низковато ли, высоко ли

Источники:

  • § 18 «Антонимы в российском языке» в пособии Розенталя Д.Э., Голуб И.Б., Теленковой М.А. «Современный российский язык»
  • § 7 «Лексические антонимы, их типы и роль в языке» в пособии Валгиной Н.С., Розенталя Д.Э., Фоминой М.М. «Современный российский язык»
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие есть виды омонимов?
  • Как различать омонимы и неоднозначные слова?
  • Что такое пароним?
  • Чем отличаются паронимы от омонимов?
  • Какие бывают лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов?
    • Зачем употребляются антонимы в речи?

      Употребление антонимов в речи Раскрыть противоречивую суть предметов, явлений, свойств помогает правильное употребление антонимов в речи. 1. Антонимы являются важным средством сотворения антитезы (гр. antithesis — противоположение) — стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь. По структуре антитеза может...

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №175»

    Советского района г. Казани

    Проектная работа

    «Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»

    (в рамках подготовки ГИА).

    Выполнила:

    Учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория

    Клячина Л.С.

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе

    Тема : Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на

    Лингвистическую тему.

    Цели :

    1)дать понятие о месте антонимов в речи и их функциях в тексте.

    Научить на основе примеров из текста определять функции антонимов и

    Создавать лингвистические сочинения, посвящённые антонимам.

    2(Прививать любовь к художественному слову.

    Наглядность:

    1. Презентация к уроку.
    2. Плакаты с крылатыми выражениями о речи:

    «Хороша верёвка длинная, а речь короткая.»

    (Пословица).

    «Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим»

    (Платон)

    «Если не умеешь говорить, научись слушать»

    (Помпоний)

    «Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много

    Знают, говорят мало». (Ж-Ж. Руссо)

    «Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем».

    (И.Гете)

    1. Раздаточный материал с памятками и образцами лингвистических

    сочинений.(по заданиям ГИА)

    1. Раздаточный материал с отрывками из произведений А.Пушкина,

    Н.Гоголя, А.Твардовского, И.Тургенева.

    Опережающее задание:

    1. Подобрать пословицы, поговорки, загадки, где бы использовались

    Антонимы.

    1. Закончить пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторую их

    часть:

    1. Кто много говорит,…
    2. Недруг поддакивает,…
    3. Добрая слава лежит,…
    4. Успел ошибиться,…

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Учитель: Перед вами на экране тема нашего сегодняшнего урока. В ходе урока вы поймёте, какие важные навыки надо иметь, чтобы сдать выпускной экзамен, и я

    надеюсь, что такие навыки вы сегодня обретёте. Но прежде разберём опережающие задания: подобрать пословицы, поговорки, загадки с антонимами.

    Ученик 1 :

    1. Где умному горе, там дураку веселье.
    2. Маленькое дело лучше большого безделья.
    3. В шутку сказано, да всерьёз задумано.
    4. Летом одето, а зимой раздето. (дерево)
    5. Весь мир одевает, а сама нагишом. (игла)

    Ученик 2 :

    1. Кто много говорит, тот мало делает.
    2. Недруг поддакивает, а друг помалкивает.
    3. Добрая слава лежит, а худая бежит.
    4. Умел ошибиться, умей и исправиться.

    Учитель : Молодцы, вы подобрали интересные примеры. Итак, сделаем вывод.

    Ученик : Антонимы – это слова, противоположные по значению.

    Учитель : У вас на столах лежат тексты. Давайте поработаем с текстами и попытаемся определить функции антонимов. Чтобы их отразить, составим в тетрадях таблицу, в которую будем записывать примеры из текстов.

    Учитель : Чтобы определить функцию антонимов, проанализируем отрывок:

    Ученик : Это отрывок из «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя.

    Учитель : Как вы думаете, с какой целью писатель употреблял антонимы?

    Ученик : Чтобы уточнить род мужчин.

    Учитель : Разберём следующий пример: определите автора и функцию антонима.

    Ученик : Я думаю, это опять из «Мёртвых душ» Н.Гоголя. Автор описывает фасад гостиницы, антонимы выражают пространственные отношения.

    Учитель : Это верно. Работаем дальше:

    Ученик : Это, конечно же, «Му-Му» Ивана Сергеевича Тургенева. Я думаю, здесь антонимы выражают время.

    Учитель : Да, здесь антонимы выражают временные отношения. Разберём следующий пример:

    Ученик : Это отрывок из этого же произведения. Автор применяет антонимы для раскрытия внутреннего мира героев.

    Учитель : Это верно. А сейчас поработаем с поэтическим произведением, оно вам знакомо:

    Смертный бой не ради славы

    Ради жизни на земле».

    Ученик : Это отрывок из «Василия Тёркина» Александра Твардовского. Антонимы указывают место, где располагался фронт.

    Учитель : Это антоним со значением местоположения. И ещё пример:

    «Ты богат, я очень беден,

    Ты прозаик, я поэт,

    Ты румян, как маков цвет,

    Ученик : Мне этот отрывок неизвестен. Но антоним подчёркивает противоположные понятия.

    Учитель : Это стихотворение А.Пушкина «Ты и я». Действительно, здесь антонимы выражают качественную противоположность понятий. И последний пример:

    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

    Ученик : Это антитеза, излюбленный прием Михаила Юрьевича Лермонтова. Характерная примета, особенность стиля поэта. Здесь использован приём контраста.

    Учитель : Молодцы, ребята. Итак, у вас должна получиться следующая таблица (экран)

    Функции антонимов

    Примеры

    Для уточнения

    Для выражения пространственных отношений

    Для выражения временных отношений

    Для раскрытия внутреннего мира героев

    Со значением местоположения

    Выражают качественную противоположность понятий

    Контрастная

    «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так, чтобы толстые, однако же и не тонкие…»

    (Н.Гоголь)

    «Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в тёмно-красных кирпичиках, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краской».

    (Н.Гоголь)

    «Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл его своим тяжёлым армяком. Сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».

    (И.Тургенев)

    «Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её нерадостный, ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи…»

    (И.Тургенев)

    «Фронт налево, фронт направо,

    И в февральской вьюжной мгле

    Страшный бой идёт, кровавый,

    Смертный бой не ради славы

    Ради жизни на земле».

    (А.Твардовский)

    «Ты богат, я очень беден,

    Ты прозаик, я поэт,

    Ты румян, как маков цвет,

    Я, как смерть, и тощ, и бледен.

    (А.Пушкин)

    «И ненавидим мы, и любим мы случайно,

    Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви,

    И царствует в душе какой-то холод тайный,

    Когда огонь кипит в крови.»

    (М.Лермонтов)

    II Закрепление.

    Сегодня, ребята, мы познакомимся с антонимами контекстуальными . Сравните: тесная обувь – свободная обувь, тесная квартира – просторная квартира. Эти антонимы широко используются в художественной речи, публицистике как выразительное средство контраста. Они часто называют художественные произведения: «Отцы и дети», «Война и мир», «Толстый и тонкий», «Живые и мёртвые».Мы уже говорили о том, что главное назначение антонимов в речи – это выражение контраста, противопоставления. Приём контраста называется антитезой . Это очень распространённая фигура речи. Противопоставляя предметы, явления, признаки, мы редко сталкиваем их между собой и тем самым как бы освещаем их ярким светом. Контраст сам по себе очень выразителен. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро на фоне зла, ум в сравнении с глупостью, жара в сравнении с холодом… как афористически писал поэт Ф.Майков, «чем ночь темней, тем ярче звёзды». Контраст помогает познать суть вещей. Потому антитеза широко распространена и в народном поэтическом творчестве, и в художественной литературе, и в заглавиях. Например:

    * Ученье – свет, а неученье – тьма.

    * Легко стелет, да жестко спать.

    А как ярко, сильно звучит антитеза в знаменитых строках Г.Державина:

    «Я царь – я раб – я червь – я бог!»

    Антонимы лежат в основе и другой речи – оксюморона , что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». Если в антитезе антонимы противопоставляются, что для них вполне естественно, то в оксюмороне они соединяются, что необычно, непривычно, даже абсурдно. Однако это соединение антонимов рождает новое понятие, нелогичное по обычным меркам. Но в то же время остроумное. Так, мы читаем у В.Маяковского:

    «-Мама! Ваш сын прекрасно болен ».

    Прекрасно болен – значит, влюблён, любит, это муки, это как болезнь. Но это светлые, прекрасные муки. Двумя словами выражен очень глубокий смысл.

    III Задание на закрепление:

    1. Найдите контекстуальные антонимы:

    1) Слова умеют плакать и смеяться.

    Приказывать, молить и заклинать.

    И, словно сердце, кровью обливаться,

    И равнодушно холодом дышать.

    2) Хорошо, когда хулят и хвалят,

    Превозносят или наземь валят,

    Хорошо стыдиться и гордиться,

    И на что-нибудь годиться.

    IV Новый материал:

    Учитель: Задание С2.1 представляет собой рассуждение на лингвистическую тему. Как и любой текст, оно имеет свой стандарт. В его основе лежат требования жанра и стиля.

    Ваше сочинение – это текст. Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой сочинения-рассуждения.

    Структура сочинения-рассуждения:

    Тезис – доказательства(аргументы) – вывод.

    Алгоритм написания сочинения-рассуждения:

    1. Выдвинуть тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.

    2. Привести различные доказательства этого тезиса; необходимо привести не менее 2 х аргументов из тезиса, иллюстрирующих различные языковые явления.

    3. Сделать вывод – заключение, подтверждающий выдвинутый тезис.

    Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

    Можно привести несколько примеров того, как начать сочинение-рассуждение.

    Это может быть:

    * фраза, принадлежащая герою дискуссии и его комментарий

    («Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль», - заявила Анна Владимировна. Я согласна с ней, потому что…)

    * согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора

    (например, «Я согласна с Анной Владимировной, что без антонимов наша речь была бы бледной, невыразительной…» )

    * вопрос

    (например, «Зачем нужны антонимы?» )

    * вопрос-ответ (например, «Нужны ли нам сегодня антонимы? Безусловно, нужны!» )

    * Собственное высказывание

    (например, «Антонимы в речи выражают контрастное значение» )

    * предложение, констатирующее актуальность темы

    (например, «Сегодня особенно важны знания о выразительных средствах русской речи.»)

    * именительный темы

    (например, «Антонимы. Какова их роль в речи ?»)

    Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении:

    *вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим…и др.;

    * синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что…, в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…и др.

    V Актуализация изученного по теме.

    Учитель: Дома вы, ребята, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль антонимов в речи». Ознакомьтесь с примерным сочинением:

    Вариант 1

    Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: сказка «заставляет… тревожиться, радоваться». На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, поэтому показывают контрастные эмоции. Без антонимов наша речь была бы намного беднее.

    Учитель: Как видим из этой работы, основным по предлагаемой теме будет вывод о том, что антонимы необходимы для живой речи. Автор работы обосновал основной тезис аргументами из исходного текста. Это сочинение соответствует всем требованиям.

    Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Роль антонимов в речи».


    Тема урока: Антонимы, их роль в речи

    Цели: формирование умений распознавать части речи, подбирать антонимы к ним;

    формирование навыков грамотного письма; развитие логических мышлений; обогащение словарного запаса учащихся через формирование новых понятий; воспитание чувства коллективизма, умения работать совместно; воспитание положительного отношения к учёбе.

    Ход урока:

    1. Организация класса.

    Прозвенел звонок,начинается урок! Встаньте прямо.Распрямитесь.

    Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. И тихонечко садитесь.

    1. Внимательно слушайте друг друга. 2. Разговаривайте вполголоса.

    3. Исправляйте друг друга так, чтобы не обидеть. 4. Берегите каждую минуту.

    Ребята, вы готовы к работе? Тогда открываем тетради. Записываем дату. Следим за своей осанкой при письме.

    2. Речевая разминка.

    Прочитайте это четверостишие. (Учащиеся читают стихотворение.)

    Вы – свет , а я похож на тьму, вы веселы , а я печален,

    Вы параллельны ко всему, а я, напротив, вертикален .

    Прочитаем сначала стихотворение медленно. Теперь читаем по ролям, выделяя голосом подчёркнутые слова. И ещё раз выразительно хором.(Мы провели речевую разминку).

    Скажите, что вы заметили в этом стихотворении? (Слова противоположные по смыслу.)

    3. Актуализация знаний учащихся.

    Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными и именами прилагательными) .- Назовите имена существительные, имена прилагательные. Такие имена прилагательные называются краткими. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

    4. Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня на уроке мы будем исследовать изученные части речи, распознавать их в речи, подбирать к ним противоположные по смыслу, выполнять различные задания и упражнения. Тема нашего урока: Слова - антонимы, их употребление в речи.

    5. Работа по проблеме урока.

    1) Составление предложений из слов. (работа в группах) .

    На столах у вас карточки с картинками. Рассмотрите рисунки и составьте предложения.

    Мороженое холодное, а чай горячий. Шарик лёгкий, а гиря тяжёлая.

    Слон большой, а мышка маленькая.. Принцесса красивая, а ведьма страшная.

    Молодцы, ребята. Правильные составили предложения. Я довольна вашей работой.

    Назовите слова, обозначающие признаки предметов.

    На какие вопросы они отвечают? Какой частью речи являются?

    Послушаем стихотворение об имени прилагательном, и ответим на вопрос: что такое имя прилагательное?

    Очень занимательное -Имя прилагательное.Трудно будет без него, если пропадёт оно.

    Не скажем мы "прекрасное", е скажем "безобразное",Не скажем маме "милая, красивая, любимая",

    Что же такое имя прилагательное?

    Работа с учебником: упр №68 стр.23

    Из каждого предложения выпишите прилагательные. Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос какой?

    Сравните пары прилагательных. Что вы можете о них сказать? (Эти слова противоположные по смыслу.)

    Для чего нужны в русском языке имена прилагательные, противоположные по смыслу? (Для сравнения признаков предметов) .

    Вывод. Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. Антонимы используют, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления.

    Существуют орфографические словари, толковые словари, есть ещё словарь антонимов. На уроках русского языка мы будем учиться работать с ним.

    6. Физминутка.

    7. Продолжение работы по теме урока.

    2) Игра «Быстро говори».

    Давайте поиграем. Я буду произносить слова, а вы по очереди быстро называете антоним.

    холод –жара, день –ночь, горе- радость, работа – отдых, враг – друг, приходить уходить,

    открыл – закрыл, сидит- стоит, говорит- молчит,

    Определите, какой частью речи являются данные слова? На какие вопросы отвечают и что обозначают?

    Сравните слова. Что вы можете о них сказать? (Слова с противоположным значением) .

    Как их называют? (Антонимы) .- Вам понравилась игра?

    3) Групповая работа по карточкам: «Добавь слова – антонимы в предложение».

    Предлагаю поработать в группах. Выполним задание «Добавь слова – антонимы в предложение».

    На карточке задание, обсудите и выполните его вместе. Запишите предложения в тетрадь, вставляя пропущенные антонимы.

    1) В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .

    Дерево высокое, а куст … .

    2) Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … .

    Книга толстая, а тетрадь … .

    3) Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .

    Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .

    Проверим работу. Читайте предложение, называйте антонимы.

    Какую роль антонимы выполняли в предложении? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).

    Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: северный полюс – южный полюс, тёплое течение – холодное течение, западное полушарие – восточное полушарие.

    8. Закрепление изученного материала. Игра «Доскажи словечко».

    Ребята, давайте обобщим полученные на уроке знания. Хочется проверить, как вы подбираете антонимы.

    Я – антоним к слову «смех» , не от радости , утех, -

    Я бываю по неволе , от несчастья и от боли,

    От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)

    Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

    Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина) .

    Назовите слова антонимы?

    Вернёмся к проблемному вопросу: Какую роль в речи выполняют слова противоположные по смыслу? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).

    9. Итог урока. Рефлексия.

    Назовите тему урока? Какой проблемный вопрос стоял перед нами?

    Что же такое антонимы?

    10. Домашнее задание: выполнить задания по карточке.

    Карточка № 1.

    В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .

    Уголь чёрный, а снег … .

    Карточка № 2.

    Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.

    Тропинка узкая и короткая, а дорога … и … .

    Книга толстая, а тетрадь ….

    Карточка № 3.

    Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.

    Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .

    Одним из ярких проявлений системных отношений в лексике является соотносительное противопоставление по самому общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку. Такие слова называются лексическими антонимами.

    Соотносительным противопоставление называется потому, что в подобные отношения вступают лишь слова, находящиеся в одной и той же лексической и грамматической парадигме, обозначающие логически совместимые понятия. В основу их сопоставления положен один и тот же общий признак. Так, семантически соотносительными являются слова, характеризующие разного рода качественные признаки, например: красоту, цвет, вкус (красивый - безобразный, светлый - темный, горький - сладкий); эмоции (любовь - ненависть, веселье - грусть); понятия пространства, времени (вверх - вниз, север - юг, сегодня - завтра); действие и состояние (закрыть - открыть).

    Соотносительность самых общих признаков противоположности нередко дополняются частными, конкретными, семантически не менее значимыми признаками.

    Противоположными подобные значения называются в силу того, что по законам логики они взаимно исключают друг друга. Например, предмет одновременно не может быть глубоким и мелким, тяжелым и легким. Между ними в языке нередко имеются лексические единицы, обладающие неким средним семантически нейтральным значением:

    большой - средний - маленький

    крупный - средний - мелкий.

    Содержание понятия "антоним" в последнее время существенно дополнено. Так, до недавнего времени антонимами считались только слова, содержащие в своем значении указание на качество. Современные исследователи усматривают антонимию и у слов, принадлежащих к одной и той же части речи, обозначающих разного рода чувства, действие, состояние, оценку, пространственные и временные отношения, то есть все боле укрепляется широкое понимание антонимии.

    Типы антонимов по структуре.

    По своей структуре антонимы делятся на 2 основные группы: однокоренные и разнокоренные.

    Однокоренные антонимы возникают в результате словообразовательных процессов, поэтому их также называют лексико-грамматическими (лексико-словообразовательными). Они образуются в результате присоединения приставок с противоположным значением:

    в- - из-; за- - от-; на- - с-; над- - под- …

    К словообразовательным элементам антонимического характера следует отнести первые части сложных слов типа легко- - тяжело-, микро- - макро-, моно- - поли- …

    Особую группу образуют слова, у которых наблюдается внутрисмысловая антонимия, или энантосемия, которая появляется в результате многозначности слова. Энантосемия наблюдается, например, у слов: нести (сюда, в дом) - "приносить" и нести (отсюда, из дома) - "уносить"; оговориться (намеренно) - "сделать оговорку" (специально) и оговориться (случайно) - "ошибиться" и т.д. 1

    Среди разнокоренных антонимов современные исследователи выделяют так называемые антонимы-конверсивы. К ним относятся слова, которые выражают отношение противоположности и в исходном, и в измененном высказывании, но не в обычном, прямом порядке, а в обратном: Петр покупает дом у Сергея - Сергей продает дом Петру.

    Семантика противоположности и у разнокорневых, и у однокоренных антонимов может раскрывать понятия о разной степени, мере одного и того же качества, свойства:

    дорогой - дешевый; глубокий - мелкий; молодой - старый.

    Общим, самым существенным признаком каждой группы является противопоставленность их значений, которые относятся к одному и тому же ряду объективной действительности.

    Понимание структурных и семантических возможностей антонимических оппозиций позволяет наиболее правильно и рационально использовать языковые антонимы в речи, выбирать информативно самые значимые из них. А это является важным характерным признаком творческого использования лексического богатства русского языка.

    _________________________________

    1 См.: Булаховский Л.А. Введение в языкознание. с.74; Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. с.9; его же. О процессах развития и разрушения омонимии в кругу соотносительных русизмов и древнеславянизмов// Studia slavica. Budapest. 1969. Т.12.

    Функции синонимов в речи

    В тексте синонимы могут выполнять различные стилистические функции.

    1. Использование синонимов позволяет избежать повторов одного и того же слова.
    2. Синонимы позволяют наиболее точно выразить мысль, найти слово, передающее нужный оттенок смысла: И скоро около дровяного склада, словно из-под земли выросши, собирается толпа… Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу (А. Чехов) – в отличие от нейтрального существительного толпа, разговорное слово сборище выражает отрицательную оценку.
    3. С помощью синонимов может уточняться значение каких-либо слов, особенно заимствованных или узкоспециальных: Инвективная , иначе говоря, бранная лексика на телевидении сегодня никого не удивляет.
    4. В некоторых случаях синонимы используются для противопоставления понятий: Старику захотелось важных, серьезных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять (А. Чехов).
    Употребление синонимов.
    Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке. Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять. При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами (см. Лексическая сочетаемость). Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут - это ведет к речевой ошибке. Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье.... Примеры: Екатерина была поставлена на престол (вм. возведена) Капитан надел нарядный китель (вм. парадный) Его имя знакомо во многих странах (вм. известно)

    Антонимы

    Антонимы – слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг – враг, рассвет – закат, истина – ложь, светлый – темный, холодный – горячий, подниматься – опускаться, терять – находить, близко – далеко.

    Антонимы (от анти... и ónyma - имя), слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений, например "тихий" - "громкий", "появиться" - "исчезнуть", "много" - "мало", "вверх" - "вниз". А. обычно имеются только у слов с общим значением качества, количества, времени, пространства. (БСЭ)

    Из Розенталя:

    антонимы

    (от греч. anti - против + onyma - имя). Слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих понятия качества (хороший - плохой), различные ощущения (твердый - мягкий, горячий - холодный, мокрый - сухой, сладкий - горький), объема, протяженности, размера (толстый - тонкий, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий, длинный - короткий, просторный - тесный), веса (тяжелый - легкий), формы (острый - тупой), цвета (белый - черный, светлый - темный), психологических оценок (добрый - злой, нежный - грубый, веселый - печальный, храбрый - трусливый), времени (ранний - поздний), пространства (близкий-далекий), возраста (молодой - старый) и т. д.

    Аналогичные значения противоположности и контраста могут выражать имена существительные (добро - зло, сила - слабость, молодость - старость, жизнь - смерть, здоровье - болезнь, работа - отдых, победа - поражение, мир - война, утро - вечер, лето - зима, юг - север, верх - низ), глаголы (жить - умирать, работать -отдыхать, любить-ненавидеть, радоваться - печалиться, уважать - презирать, расцветать - увядать, приходить - уходить), наречия (рано-поздно, близко-далеко, впереди - сзади, здесь - там, сюда - туда), предлоги (в - из, под - над) и т. д.

    По структуре различаются разнокорневые и однокорневые антонимы:

    1) разнокорневые антонимы имеют различные корни: веселье – грусть, мягкий – твердый, смеяться – плакать, справа – слева;

    2) однокорневые антонимы имею один и тот же корень, а противоположность значений выражается с помощью приставок: подъехать – отъехать, вбежать – выбежать, приклеить – отклеить, полезный – бесполезный, аккуратный – неаккуратный, платный – бесплатный.

    Контекстуальные антонимы – это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: Погнался за крохою – потерял ломоть (поговорка).

    Другая классификация:

    1. Контрарными (противоположными ) антонимами являются крайние асимметричные члены упорядоченного множества (контрарные видовые понятия), между которыми существует средний, промежуточный член: молодой (нестарый, немолодой, пожилой) - старый; холодный (негорячий, прохладный, теплый) - горячий.

    2. Комплементарные антонимы в отличие от контрарных характеризуются тем, что между противопоставляемыми членами, видовыми понятиями, нет никакого промежуточного члена: живой - мертвый, истинный - ложный, вместе - врозь.

    3. Векторны е антонимы обозначают разнонаправленные действия, движения или признаки: подниматься - опускаться, входить - выходить, революционный - контрреволюционный.

    Функции антонимов в речи

    Основная функция антонимов в тексте – служить средством создания антитезы: Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый глупого, скромный гордого (А. Чехов).

    Антонимы могут также использоваться для выражения полноты охвата явлений: Эта книга понравится и взрослым и детям (т. е. понравится всем), Войска идут день и ночь, Им становится невмочь (А. Пушкин) – т.е. идут долго.

    С помощью антонимов может создаваться каламбур: Молодая была уже не молода (И. Ильф, Е. Петров)

    Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Они часто составляют названия художественных произведений: “Отцы и дети” (Тургенев); “Война и мир” (Л. Толстой); “Толстый и тонкий” (Ч е х о в); “Дни и ночи” (Симонов).

    Ошибки при употреблении:

    Неправильный подбор антонима ведет к речевой ошибке.

    Эта комедия вызывает у зрителя не только смех, но и сострадание (вм.: смех – слезы, сострадание – равнодушие).