Употребление антонимов в речи
Раскрыть противоречивую суть предметов, явлений, свойств помогает правильное употребление антонимов в речи .
1. Антонимы являются важным средством сотворения антитезы (гр. antithesis — противоположение) — стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь .
По структуре антитеза может быть обычный (одночленной) : У сильного всегда бессильный повинет — и сложной (многочленной): И не можем терпеть мы, и любим мы случаем, ничем не жертвуя ни злости, ни любви, и царит в душе некий холод потаенный, когда огнь бурлит в крови . В сложную антитезу вовлечено немного антонимических пар.
2. Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета : В бричке посиживал государь, не красавчик, да и не дурной внешности, не очень толст, не очень тонок; нельзя сказать, чтоб стар, но ж и не так, чтоб очень молод . Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярчайших свойств, верно выраженных признаков. Схожее внедрение антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют четкого обозначения: В том случае друг оказался вдруг и не друг и не неприятель, а так…
3. Сравнение антонимов в выражении присваивает необыкновенную значительность каждому из нареченных ими предметов, что увеличивает выразительность речи: Горы делят страны, однако сближают людей; Нрав спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений
. Не считая того, антонимы в подобных случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы: Жизнь довольно продолжительна, чтоб успеть поправить старенькые заблуждения, однако недостаточно коротка, чтоб не успеть впасть в новые
.
4. Необыкновенную остроту и афористичность присваивают антонимы крылатым выражениям: Обители новы, однако предрассудки стары; Чем ночь темней, тем ярче звезды; Так не достаточно пройдено дорог, настолько не мало изготовлено ошибок
.
5. Явление антонимии употребляется и в оксюмороне (гр. oxymoron — остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необыкновенного понятия: «Плохой неплохой человек» (заглавие кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца ), другие — словестно с обратными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия»; …Пышноватое природы увяданье . Слова, применяемые в подобных оксюморонах, нельзя именовать антонимами в серьезном значении термина, потому что они принадлежат к различным частям речи.
6. В ироничном контексте может быть употреблен один антоним заместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова? ; прилагательное умная относится к Ишаку в басне И. Крылова, и читатель осознает, что за этим определением стоит его антоним — глуповатая . Употребление слова в обратном значении именуется антифразисом (гр. апti — против + phrasis — выражение). К антифразису нередко прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шуточку говорят: Какой ты внимательный! ; злому: Как ты добр! и т. д.
7. Антонимия привлекается не только лишь для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей; Войска идут день и ночь; им становится невмоготу ; полноту отражения явлений, фактов реальности: Спят богатые и бедные, и опытные, и глуповатые, и добрые, и свирепые . Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдалеке блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла ; Помиримся. И поссоримся. И опять ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белоснежную ночь .
8. Столкновение в речи антонимов — неоднозначных слов порождает каламбур (фр. calembour ). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в итоге восприятия неоднозначных слов сходу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален; Юная была уже не молода .
9. Отдельно обширно антонимы употребляются в фольклоре. К примеру, в пословицах и поговорках: В шуточку сказано, да серьезно задумано; Летом готовь сани, а зимой — тележку ; в зачинах сказок: Близко ли, далековато ли, низковато ли, высоко ли …
Источники:
Дополнительно на сайт:
Зачем употребляются антонимы в речи?
Употребление антонимов в речи Раскрыть противоречивую суть предметов, явлений, свойств помогает правильное употребление антонимов в речи. 1. Антонимы являются важным средством сотворения антитезы (гр. antithesis — противоположение) — стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь. По структуре антитеза может...
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №175»
Советского района г. Казани
Проектная работа
«Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»
(в рамках подготовки ГИА).
Выполнила:
Учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория
Клячина Л.С.
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема : Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на
Лингвистическую тему.
Цели :
1)дать понятие о месте антонимов в речи и их функциях в тексте.
Научить на основе примеров из текста определять функции антонимов и
Создавать лингвистические сочинения, посвящённые антонимам.
2(Прививать любовь к художественному слову.
Наглядность:
- Презентация к уроку.
- Плакаты с крылатыми выражениями о речи:
«Хороша верёвка длинная, а речь короткая.»
(Пословица).
«Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим»
(Платон)
«Если не умеешь говорить, научись слушать»
(Помпоний)
«Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много
Знают, говорят мало». (Ж-Ж. Руссо)
«Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем».
(И.Гете)
- Раздаточный материал с памятками и образцами лингвистических
сочинений.(по заданиям ГИА)
- Раздаточный материал с отрывками из произведений А.Пушкина,
Н.Гоголя, А.Твардовского, И.Тургенева.
Опережающее задание:
- Подобрать пословицы, поговорки, загадки, где бы использовались
Антонимы.
- Закончить пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторую их
часть:
- Кто много говорит,…
- Недруг поддакивает,…
- Добрая слава лежит,…
- Успел ошибиться,…
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Перед вами на экране тема нашего сегодняшнего урока. В ходе урока вы поймёте, какие важные навыки надо иметь, чтобы сдать выпускной экзамен, и я
надеюсь, что такие навыки вы сегодня обретёте. Но прежде разберём опережающие задания: подобрать пословицы, поговорки, загадки с антонимами.
Ученик 1 :
- Где умному горе, там дураку веселье.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- В шутку сказано, да всерьёз задумано.
- Летом одето, а зимой раздето. (дерево)
- Весь мир одевает, а сама нагишом. (игла)
Ученик 2 :
- Кто много говорит, тот мало делает.
- Недруг поддакивает, а друг помалкивает.
- Добрая слава лежит, а худая бежит.
- Умел ошибиться, умей и исправиться.
Учитель : Молодцы, вы подобрали интересные примеры. Итак, сделаем вывод.
Ученик : Антонимы – это слова, противоположные по значению.
Учитель : У вас на столах лежат тексты. Давайте поработаем с текстами и попытаемся определить функции антонимов. Чтобы их отразить, составим в тетрадях таблицу, в которую будем записывать примеры из текстов.
Учитель : Чтобы определить функцию антонимов, проанализируем отрывок:
Ученик : Это отрывок из «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя.
Учитель : Как вы думаете, с какой целью писатель употреблял антонимы?
Ученик : Чтобы уточнить род мужчин.
Учитель : Разберём следующий пример: определите автора и функцию антонима.
Ученик : Я думаю, это опять из «Мёртвых душ» Н.Гоголя. Автор описывает фасад гостиницы, антонимы выражают пространственные отношения.
Учитель : Это верно. Работаем дальше:
Ученик : Это, конечно же, «Му-Му» Ивана Сергеевича Тургенева. Я думаю, здесь антонимы выражают время.
Учитель : Да, здесь антонимы выражают временные отношения. Разберём следующий пример:
Ученик : Это отрывок из этого же произведения. Автор применяет антонимы для раскрытия внутреннего мира героев.
Учитель : Это верно. А сейчас поработаем с поэтическим произведением, оно вам знакомо:
Смертный бой не ради славы
Ради жизни на земле».
Ученик : Это отрывок из «Василия Тёркина» Александра Твардовского. Антонимы указывают место, где располагался фронт.
Учитель : Это антоним со значением местоположения. И ещё пример:
«Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт,
Ты румян, как маков цвет,
Ученик : Мне этот отрывок неизвестен. Но антоним подчёркивает противоположные понятия.
Учитель : Это стихотворение А.Пушкина «Ты и я». Действительно, здесь антонимы выражают качественную противоположность понятий. И последний пример:
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
Ученик : Это антитеза, излюбленный прием Михаила Юрьевича Лермонтова. Характерная примета, особенность стиля поэта. Здесь использован приём контраста.
Учитель : Молодцы, ребята. Итак, у вас должна получиться следующая таблица (экран)
Функции антонимов | Примеры |
Для уточнения Для выражения пространственных отношений Для выражения временных отношений Для раскрытия внутреннего мира героев Со значением местоположения Выражают качественную противоположность понятий Контрастная | «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так, чтобы толстые, однако же и не тонкие…» (Н.Гоголь) «Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в тёмно-красных кирпичиках, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краской». (Н.Гоголь) «Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл его своим тяжёлым армяком. Сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока». (И.Тургенев) «Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её нерадостный, ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи…» (И.Тургенев) «Фронт налево, фронт направо, И в февральской вьюжной мгле Страшный бой идёт, кровавый, Смертный бой не ради славы Ради жизни на земле». (А.Твардовский) «Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт, Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. (А.Пушкин) «И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.» (М.Лермонтов) |
II Закрепление.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с антонимами контекстуальными . Сравните: тесная обувь – свободная обувь, тесная квартира – просторная квартира. Эти антонимы широко используются в художественной речи, публицистике как выразительное средство контраста. Они часто называют художественные произведения: «Отцы и дети», «Война и мир», «Толстый и тонкий», «Живые и мёртвые».Мы уже говорили о том, что главное назначение антонимов в речи – это выражение контраста, противопоставления. Приём контраста называется антитезой . Это очень распространённая фигура речи. Противопоставляя предметы, явления, признаки, мы редко сталкиваем их между собой и тем самым как бы освещаем их ярким светом. Контраст сам по себе очень выразителен. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро на фоне зла, ум в сравнении с глупостью, жара в сравнении с холодом… как афористически писал поэт Ф.Майков, «чем ночь темней, тем ярче звёзды». Контраст помогает познать суть вещей. Потому антитеза широко распространена и в народном поэтическом творчестве, и в художественной литературе, и в заглавиях. Например:
* Ученье – свет, а неученье – тьма.
* Легко стелет, да жестко спать.
А как ярко, сильно звучит антитеза в знаменитых строках Г.Державина:
«Я царь – я раб – я червь – я бог!»
Антонимы лежат в основе и другой речи – оксюморона , что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». Если в антитезе антонимы противопоставляются, что для них вполне естественно, то в оксюмороне они соединяются, что необычно, непривычно, даже абсурдно. Однако это соединение антонимов рождает новое понятие, нелогичное по обычным меркам. Но в то же время остроумное. Так, мы читаем у В.Маяковского:
«-Мама! Ваш сын прекрасно болен ».
Прекрасно болен – значит, влюблён, любит, это муки, это как болезнь. Но это светлые, прекрасные муки. Двумя словами выражен очень глубокий смысл.
III Задание на закрепление:
1. Найдите контекстуальные антонимы:
1) Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
2) Хорошо, когда хулят и хвалят,
Превозносят или наземь валят,
Хорошо стыдиться и гордиться,
И на что-нибудь годиться.
IV Новый материал:
Учитель: Задание С2.1 представляет собой рассуждение на лингвистическую тему. Как и любой текст, оно имеет свой стандарт. В его основе лежат требования жанра и стиля.
Ваше сочинение – это текст. Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой сочинения-рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения:
Тезис – доказательства(аргументы) – вывод.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения:
1. Выдвинуть тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.
2. Привести различные доказательства этого тезиса; необходимо привести не менее 2 х аргументов из тезиса, иллюстрирующих различные языковые явления.
3. Сделать вывод – заключение, подтверждающий выдвинутый тезис.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Можно привести несколько примеров того, как начать сочинение-рассуждение.
Это может быть:
* фраза, принадлежащая герою дискуссии и его комментарий
(«Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль», - заявила Анна Владимировна. Я согласна с ней, потому что…)
* согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора
(например, «Я согласна с Анной Владимировной, что без антонимов наша речь была бы бледной, невыразительной…» )
* вопрос
(например, «Зачем нужны антонимы?» )
* вопрос-ответ (например, «Нужны ли нам сегодня антонимы? Безусловно, нужны!» )
* Собственное высказывание
(например, «Антонимы в речи выражают контрастное значение» )
* предложение, констатирующее актуальность темы
(например, «Сегодня особенно важны знания о выразительных средствах русской речи.»)
* именительный темы
(например, «Антонимы. Какова их роль в речи ?»)
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении:
*вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим…и др.;
* синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что…, в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…и др.
V Актуализация изученного по теме.
Учитель: Дома вы, ребята, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль антонимов в речи». Ознакомьтесь с примерным сочинением:
Вариант 1
Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: сказка «заставляет… тревожиться, радоваться». На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, поэтому показывают контрастные эмоции. Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
Учитель: Как видим из этой работы, основным по предлагаемой теме будет вывод о том, что антонимы необходимы для живой речи. Автор работы обосновал основной тезис аргументами из исходного текста. Это сочинение соответствует всем требованиям.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Роль антонимов в речи».
Тема урока: Антонимы, их роль в речи
Цели: формирование умений распознавать части речи, подбирать антонимы к ним;
формирование навыков грамотного письма; развитие логических мышлений; обогащение словарного запаса учащихся через формирование новых понятий; воспитание чувства коллективизма, умения работать совместно; воспитание положительного отношения к учёбе.
Ход урока:
1. Организация класса.
Прозвенел звонок,начинается урок! Встаньте прямо.Распрямитесь.
Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. И тихонечко садитесь.
1. Внимательно слушайте друг друга. 2. Разговаривайте вполголоса.
3. Исправляйте друг друга так, чтобы не обидеть. 4. Берегите каждую минуту.
Ребята, вы готовы к работе? Тогда открываем тетради. Записываем дату. Следим за своей осанкой при письме.
2. Речевая разминка.
Прочитайте это четверостишие. (Учащиеся читают стихотворение.)
Вы – свет , а я похож на тьму, вы веселы , а я печален,
Вы параллельны ко всему, а я, напротив, вертикален .
Прочитаем сначала стихотворение медленно. Теперь читаем по ролям, выделяя голосом подчёркнутые слова. И ещё раз выразительно хором.(Мы провели речевую разминку).
Скажите, что вы заметили в этом стихотворении? (Слова противоположные по смыслу.)
3. Актуализация знаний учащихся.
Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными и именами прилагательными) .- Назовите имена существительные, имена прилагательные. Такие имена прилагательные называются краткими. С ними вы будете знакомиться в старших классах.
4. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем исследовать изученные части речи, распознавать их в речи, подбирать к ним противоположные по смыслу, выполнять различные задания и упражнения. Тема нашего урока: Слова - антонимы, их употребление в речи.
5. Работа по проблеме урока.
1) Составление предложений из слов. (работа в группах) .
На столах у вас карточки с картинками. Рассмотрите рисунки и составьте предложения.
Мороженое холодное, а чай горячий. Шарик лёгкий, а гиря тяжёлая.
Слон большой, а мышка маленькая.. Принцесса красивая, а ведьма страшная.
Молодцы, ребята. Правильные составили предложения. Я довольна вашей работой.
Назовите слова, обозначающие признаки предметов.
На какие вопросы они отвечают? Какой частью речи являются?
Послушаем стихотворение об имени прилагательном, и ответим на вопрос: что такое имя прилагательное?
Очень занимательное -Имя прилагательное.Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Не скажем мы "прекрасное", е скажем "безобразное",Не скажем маме "милая, красивая, любимая",
Что же такое имя прилагательное?
Работа с учебником: упр №68 стр.23
Из каждого предложения выпишите прилагательные. Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос какой?
Сравните пары прилагательных. Что вы можете о них сказать? (Эти слова противоположные по смыслу.)
Для чего нужны в русском языке имена прилагательные, противоположные по смыслу? (Для сравнения признаков предметов) .
Вывод. Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. Антонимы используют, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления.
Существуют орфографические словари, толковые словари, есть ещё словарь антонимов. На уроках русского языка мы будем учиться работать с ним.
6. Физминутка.
7. Продолжение работы по теме урока.
2) Игра «Быстро говори».
Давайте поиграем. Я буду произносить слова, а вы по очереди быстро называете антоним.
холод –жара, день –ночь, горе- радость, работа – отдых, враг – друг, приходить уходить,
открыл – закрыл, сидит- стоит, говорит- молчит,
Определите, какой частью речи являются данные слова? На какие вопросы отвечают и что обозначают?
Сравните слова. Что вы можете о них сказать? (Слова с противоположным значением) .
Как их называют? (Антонимы) .- Вам понравилась игра?
3) Групповая работа по карточкам: «Добавь слова – антонимы в предложение».
Предлагаю поработать в группах. Выполним задание «Добавь слова – антонимы в предложение».
На карточке задание, обсудите и выполните его вместе. Запишите предложения в тетрадь, вставляя пропущенные антонимы.
1) В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .
Дерево высокое, а куст … .
2) Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … .
Книга толстая, а тетрадь … .
3) Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .
Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .
Проверим работу. Читайте предложение, называйте антонимы.
Какую роль антонимы выполняли в предложении? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).
Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: северный полюс – южный полюс, тёплое течение – холодное течение, западное полушарие – восточное полушарие.
8. Закрепление изученного материала. Игра «Доскажи словечко».
Ребята, давайте обобщим полученные на уроке знания. Хочется проверить, как вы подбираете антонимы.
Я – антоним к слову «смех» , не от радости , утех, -
Я бываю по неволе , от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)
Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина) .
Назовите слова антонимы?
Вернёмся к проблемному вопросу: Какую роль в речи выполняют слова противоположные по смыслу? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).
9. Итог урока. Рефлексия.
Назовите тему урока? Какой проблемный вопрос стоял перед нами?
Что же такое антонимы?
10. Домашнее задание: выполнить задания по карточке.
Карточка № 1.
В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .
Уголь чёрный, а снег … .
Карточка № 2.
Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
Тропинка узкая и короткая, а дорога … и … .
Книга толстая, а тетрадь ….
Карточка № 3.
Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .
Одним из ярких проявлений системных отношений в лексике является соотносительное противопоставление по самому общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку. Такие слова называются лексическими антонимами.
Соотносительным противопоставление называется потому, что в подобные отношения вступают лишь слова, находящиеся в одной и той же лексической и грамматической парадигме, обозначающие логически совместимые понятия. В основу их сопоставления положен один и тот же общий признак. Так, семантически соотносительными являются слова, характеризующие разного рода качественные признаки, например: красоту, цвет, вкус (красивый - безобразный, светлый - темный, горький - сладкий); эмоции (любовь - ненависть, веселье - грусть); понятия пространства, времени (вверх - вниз, север - юг, сегодня - завтра); действие и состояние (закрыть - открыть).
Соотносительность самых общих признаков противоположности нередко дополняются частными, конкретными, семантически не менее значимыми признаками.
Противоположными подобные значения называются в силу того, что по законам логики они взаимно исключают друг друга. Например, предмет одновременно не может быть глубоким и мелким, тяжелым и легким. Между ними в языке нередко имеются лексические единицы, обладающие неким средним семантически нейтральным значением:
большой - средний - маленький
крупный - средний - мелкий.
Содержание понятия "антоним" в последнее время существенно дополнено. Так, до недавнего времени антонимами считались только слова, содержащие в своем значении указание на качество. Современные исследователи усматривают антонимию и у слов, принадлежащих к одной и той же части речи, обозначающих разного рода чувства, действие, состояние, оценку, пространственные и временные отношения, то есть все боле укрепляется широкое понимание антонимии.
Типы антонимов по структуре.
По своей структуре антонимы делятся на 2 основные группы: однокоренные и разнокоренные.
Однокоренные антонимы возникают в результате словообразовательных процессов, поэтому их также называют лексико-грамматическими (лексико-словообразовательными). Они образуются в результате присоединения приставок с противоположным значением:
в- - из-; за- - от-; на- - с-; над- - под- …
К словообразовательным элементам антонимического характера следует отнести первые части сложных слов типа легко- - тяжело-, микро- - макро-, моно- - поли- …
Особую группу образуют слова, у которых наблюдается внутрисмысловая антонимия, или энантосемия, которая появляется в результате многозначности слова. Энантосемия наблюдается, например, у слов: нести (сюда, в дом) - "приносить" и нести (отсюда, из дома) - "уносить"; оговориться (намеренно) - "сделать оговорку" (специально) и оговориться (случайно) - "ошибиться" и т.д. 1
Среди разнокоренных антонимов современные исследователи выделяют так называемые антонимы-конверсивы. К ним относятся слова, которые выражают отношение противоположности и в исходном, и в измененном высказывании, но не в обычном, прямом порядке, а в обратном: Петр покупает дом у Сергея - Сергей продает дом Петру.
Семантика противоположности и у разнокорневых, и у однокоренных антонимов может раскрывать понятия о разной степени, мере одного и того же качества, свойства:
дорогой - дешевый; глубокий - мелкий; молодой - старый.
Общим, самым существенным признаком каждой группы является противопоставленность их значений, которые относятся к одному и тому же ряду объективной действительности.
Понимание структурных и семантических возможностей антонимических оппозиций позволяет наиболее правильно и рационально использовать языковые антонимы в речи, выбирать информативно самые значимые из них. А это является важным характерным признаком творческого использования лексического богатства русского языка.
_________________________________
1 См.: Булаховский Л.А. Введение в языкознание. с.74; Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. с.9; его же. О процессах развития и разрушения омонимии в кругу соотносительных русизмов и древнеславянизмов// Studia slavica. Budapest. 1969. Т.12.
Функции синонимов в речи
В тексте синонимы могут выполнять различные стилистические функции.
- Использование синонимов позволяет избежать повторов одного и того же слова.
- Синонимы позволяют наиболее точно выразить мысль, найти слово, передающее нужный оттенок смысла: И скоро около дровяного склада, словно из-под земли выросши, собирается толпа… Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу (А. Чехов) – в отличие от нейтрального существительного толпа, разговорное слово сборище выражает отрицательную оценку.
- С помощью синонимов может уточняться значение каких-либо слов, особенно заимствованных или узкоспециальных: Инвективная , иначе говоря, бранная лексика на телевидении сегодня никого не удивляет.
- В некоторых случаях синонимы используются для противопоставления понятий: Старику захотелось важных, серьезных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять (А. Чехов).
Употребление синонимов. |
Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке. Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять. При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами (см. Лексическая сочетаемость). Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут - это ведет к речевой ошибке. Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье.... Примеры: Екатерина была поставлена на престол (вм. возведена) Капитан надел нарядный китель (вм. парадный) Его имя знакомо во многих странах (вм. известно) |
Антонимы
Антонимы – слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг – враг, рассвет – закат, истина – ложь, светлый – темный, холодный – горячий, подниматься – опускаться, терять – находить, близко – далеко.
Антонимы (от анти... и ónyma - имя), слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений, например "тихий" - "громкий", "появиться" - "исчезнуть", "много" - "мало", "вверх" - "вниз". А. обычно имеются только у слов с общим значением качества, количества, времени, пространства. (БСЭ)
Из Розенталя:
антонимы
(от греч. anti - против + onyma - имя). Слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих понятия качества (хороший - плохой), различные ощущения (твердый - мягкий, горячий - холодный, мокрый - сухой, сладкий - горький), объема, протяженности, размера (толстый - тонкий, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий, длинный - короткий, просторный - тесный), веса (тяжелый - легкий), формы (острый - тупой), цвета (белый - черный, светлый - темный), психологических оценок (добрый - злой, нежный - грубый, веселый - печальный, храбрый - трусливый), времени (ранний - поздний), пространства (близкий-далекий), возраста (молодой - старый) и т. д.
Аналогичные значения противоположности и контраста могут выражать имена существительные (добро - зло, сила - слабость, молодость - старость, жизнь - смерть, здоровье - болезнь, работа - отдых, победа - поражение, мир - война, утро - вечер, лето - зима, юг - север, верх - низ), глаголы (жить - умирать, работать -отдыхать, любить-ненавидеть, радоваться - печалиться, уважать - презирать, расцветать - увядать, приходить - уходить), наречия (рано-поздно, близко-далеко, впереди - сзади, здесь - там, сюда - туда), предлоги (в - из, под - над) и т. д.
По структуре различаются разнокорневые и однокорневые антонимы:
1) разнокорневые антонимы имеют различные корни: веселье – грусть, мягкий – твердый, смеяться – плакать, справа – слева;
2) однокорневые антонимы имею один и тот же корень, а противоположность значений выражается с помощью приставок: подъехать – отъехать, вбежать – выбежать, приклеить – отклеить, полезный – бесполезный, аккуратный – неаккуратный, платный – бесплатный.
Контекстуальные антонимы – это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: Погнался за крохою – потерял ломоть (поговорка).
Другая классификация:
1. Контрарными (противоположными ) антонимами являются крайние асимметричные члены упорядоченного множества (контрарные видовые понятия), между которыми существует средний, промежуточный член: молодой (нестарый, немолодой, пожилой) - старый; холодный (негорячий, прохладный, теплый) - горячий.
2. Комплементарные антонимы в отличие от контрарных характеризуются тем, что между противопоставляемыми членами, видовыми понятиями, нет никакого промежуточного члена: живой - мертвый, истинный - ложный, вместе - врозь.
3. Векторны е антонимы обозначают разнонаправленные действия, движения или признаки: подниматься - опускаться, входить - выходить, революционный - контрреволюционный.
Функции антонимов в речи
Основная функция антонимов в тексте – служить средством создания антитезы: Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый глупого, скромный гордого (А. Чехов).
Антонимы могут также использоваться для выражения полноты охвата явлений: Эта книга понравится и взрослым и детям (т. е. понравится всем), Войска идут день и ночь, Им становится невмочь (А. Пушкин) – т.е. идут долго.
С помощью антонимов может создаваться каламбур: Молодая была уже не молода (И. Ильф, Е. Петров)
Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Они часто составляют названия художественных произведений: “Отцы и дети” (Тургенев); “Война и мир” (Л. Толстой); “Толстый и тонкий” (Ч е х о в); “Дни и ночи” (Симонов).
Ошибки при употреблении:
Неправильный подбор антонима ведет к речевой ошибке.
Эта комедия вызывает у зрителя не только смех, но и сострадание (вм.: смех – слезы, сострадание – равнодушие).