1. Экзаменационные вопросы по дисциплине «Физика атмосферы, ч.1 Вопросы на тему атмосфера 5

Итоговый тест по теме "Атмосфера" 6 класс.

Данная разработка представляет собой тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Атмосфера". Здесь включены задания таких подтем как: Ветер, атмосферное давление, температура воздуха, климат и тд. Некоторые задания взяты из пособия, составленного Жижиной Еленой Александровной "Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. Москва. ВАКО.
«Атмосфера» 6 кл.
1. С помощью какого прибора можно определить скорость ветра?
1. Барометр
2. Флюгер
3. Сейсмограф
4. Эхолот

2. Чем вызвана смена времён года на Земле?
1. Вращением Земли вокруг своей оси
2. Вращением Земли вокруг Солнца
3. Вращением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном оси к плоскости орбиты.
4. Влиянием Луны

3. Какое из утверждений о значении атмосферы верно?
1. Воздух необходим для обеспечения процессов жизнедеятельности
2. В верхних слоях атмосферы сгорают метеоритные тела
3. Атмосфера прдохраняет Землю от сильного нагревания и охлаждения
4. Все перечисленные ответы верны

4.Летними месяцами в Южном полушарии являются:
1. Декабрь, январь, февраль
2. Март, апрель, май
3. Июнь, июль, август
4. Сентябрь, октябрь, ноябрь

5.Какова высота горы, если атмосферное давление у её подножия равно 740 мм.рт.ст. а на вершине - 340 мм.рт.ст.
1. 100 м.
2. 400 м.
3. 4200 м.
4. 5000 м.

6. Если на высоте 3 км температура воздуха равна -18 °С чему она равна у поверхности Земли?
1.+30
2.+5
3.0
4.-4

7.Определите среднюю суточную температуру воздуха, используя данные таблицы.
Время суток 1 ч 7 ч 13 ч 19 ч
Температура воздуха +1С +3 С +8 С +8 С

8. Какой газ преобладает в атмосфере?
1. Кислород
2. Азот
3. Водород
4. Углекислый

9. Установите соответствие.
Прибор Что измеряет
1.Термометр
2.Барометр
3.Гигрометр
4.Флюгер
5.Осадкомер
А. Осадки
Б. Атмосферное давление
В. Направление ветра
Г. Влажность воздуха
Д. Температуру воздуха

10.Вставьте пропущенные слова.
Атмосфера защищает Землю от падения_____________, от резких перепадов ______________________________.

11.Какова температура воздуха за бортом самолета, если он летит на высоте 9 км., а у земной поверхности температура составляет +24С.

12. От чего происходит нагревание воздуха?
1. От солнечных лучей
2. От поверхности Земли
3. От поверхности океана
4. От поверхности суши

13.Какое явление происходит при охлаждении насыщенного воздуха?
1. Конденсация
2. Испарение
3. Таяние
4. Замерзание

15. К главным климатообразующим факторам относят:
1. Географическую широту местности и океанические течения.
2. Направление господствующих ветров и рельеф.
3. Близость к морям и океанам и высота местности над уровнем моря.
4. Все ответы верны.

16. Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, называется:
1. Погода.
2. Климат.
3. Воздушная масса.
4. Атмосфера.

17. Какой тип облаков находится ниже всех?
1. Кучевые.
2. Слоистые.
3. Перистые.
4. Перламутровые.

18. Где 22 декабря Солнце находится в зените?
1. На Южном тропике.
2. На Северном тропике.
3. В любое время года.
4. Равномерного освещения не бывает никогда.

19. Где на Земле день равен ночи круглый год?
1. В районе Северного тропика.
2. В районе Южного тропика.
3. В районе экватора.
4. В районе Южного полярного круга.

20.Приведите примеры осадков, выпадающих:
1. Из облаков - _____________
2. Из воздуха - _____________

Ответы:
1-2
2-3
3-4
4-1
5-3
6-3
7=5С
8-2
9- 1Д, 2Б, 3Г, 4В, 5А
10-метеориты, температура
1= -30 С
12-2
13-1
14-1
15-4
16-2
17-2
18-1
19-3
20- 1. Снег, град, дождь.
2. Роса, туман, гололед, иней, изморозь.

Вопрос 1. Дайте определение понятия «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферного воздуха? Каково их соотношение?

Атмосфера - это газовая оболочка (воздух), окружающая земной шар и связанная с ним силой тяжести. В состав атмосферы входят углекислый газ, водяной пар, водород, гелий, озон и ещё много других. Воздух - это смесь газов: азота, кислорода и др. А ещё в состав воздуха входят водяной пар, частицы твёрдых веществ, микроорганизмы. Атмосфера состоит в основном из азота (78 %) и кислорода (21 %), остальные газы занимают 1 %.

Вопрос 2. Нарисуйте схему «Строение атмосферы». Укажите на ней мощность отдельных слоёв, характер изменения температуры с увеличением высоты, наличие или отсутствие водяного пара и облаков.

Вопрос 3. Каким образом нагревается атмосферный воздух? Почему с увеличением высоты температура воздуха понижается?

Солнце нагревает поверхность Земли, а от земли нагревается атмосферный воздух, поэтому чем дальше от Земли, тем температура воздуха ниже.

Вопрос 4. Что такое атмосферное давление, почему оно существует, какие опыты доказывают его наличие?

Атмосферное давление - давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы и земную поверхность. Атмосферное давление равно весу вышележащего столба воздуха с площадью основания, равной единице. На земной поверхности оно изменяется в зависимости от места и времени. Измеряется барометром.

Положите на стол лист, под него подсуньте линейку (сантиметров 40),чтобы её конец находился на 5-6 см за краем стола. Ударьте довольно сильно по выступающей линейке рукой. Линейка не упадёт, потому что тонкую газету на ней прижимает атмосферное давление. Без газеты линейка слетит сразу.

Вопрос 5. С помощью какого прибора впервые было измерено атмосферное давление? Какие существуют современные приборы для измерения атмосферного давления?

Самый первый прибор для измерения атмосферного давления был изобретен Торричелли. Его трубка с ртутью была первым барометром.

Современные приборы: барометр, барометр-анероид, анероид-высотомер (альтиметр), барограф.

Вопрос 6. Как и почему изменяется атмосферное давление с увеличением высоты?

С высотой атмосферное давление падает. Это связано с двумя причинами. Во-первых, чем выше мы находимся, тем меньше высота столба воздуха над нами, и, следовательно, меньший вес на нас давит. Во-вторых, с высотой плотность воздуха уменьшается, он становится более разреженным, то есть в нем меньше молекул газов, а следовательно он имеет меньшую массу и вес.

Вопрос 7. Как изменяется атмосферное давление при повышении (понижении) температуры воздуха? Почему?

При повышении температуры воздух расширяется и поднимается, а давление падает. При уменьшении температуры воздух сжимается, становится более плотным, а давление растет.

Вопрос 8. Что такое ветер? Отчего он возникает?

Ветер - поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности. Ветром называется перемещение масс воздуха из области высокого атмосферного давления в область с низким давлением. Воздух прогревается не равномерно, и при нагревании становится легче. Там где он нагрелся – поднимается вверх, создавая зону пониженного давления. Из соседних зон с относительно высоким давлением туда устремляются атмосферные массы с меньшей температурой.

Вопрос 9. Что такое погода? Назовите основные метеорологические элементы, характеризующие погоду. В чём причина постоянного изменения погоды? С каким из слоёв атмосферы связаны изменения погоды?

Погода - совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определённый момент времени в той или иной точке земного шара. Погода характеризуется температурой приземного слоя воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, атмосферными осадками. Главной причиной изменения погоды является постоянное перемещение воздушных масс. Погодные явления связаны с тропосферой.

Вопрос 10. Что такое климат? Сравните понятия «погода» и «климат». В чём состоит сходство и различие между ними?

Климат - это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо территории. Погода характеризует состояние атмосферы в определенный момент времени. Под климатом принято понимать среднее значение погоды за длительный промежуток времени (порядка нескольких десятилетий) то есть климат это средняя погода.

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме “Атмосфера”.

  1. Закрепить, обобщить и расширить знания по теме “Атмосфера”.
  2. Развивать память, воображение детей, учить их устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение удивляться и смотреть на знакомые явления природы по-новому.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения: урок-игра.

Оборудование: таблица “Строение атмосферы” и Физическая карта полушарий. Приложение

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Добрый день! Наш урок мне хотелось бы начать с легенды.

“Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. “Скажи мне споросил юноша – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, учился у великих людей. Как же так, что и у тебя осталось столь много неясных вопросов? В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. (Учитель рисует круги на доске). “Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но всё, что осталось вне этих кругов – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным.

И впредь, чем больше ты станешь узнавать, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.

Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, что мы знаем, а что нам ещё неведомо?

Урок мы проведём с вами в форме игры. Итак, сегодня играют 3 команды: “Ветер”, “Муссон”, “Бриз”.

1 конкурс: “Разминка”
(За каждый правильный ответ по 1 баллу)

В этом конкурсе проверяется знание основных терминов по теме: “Атмосфера”.

Вопросы командам:

Вопрос всем командам: “Верхние слои атмосферы делятся ещё на 3 слоя. Скажите, может быть, кто-то знает на какие? (В случае, если ученики не знают ответа, то учитель сам рассказывает им.)

Учитель: “В верхних слоях атмосферы выделяют три слоя: мезосфера, термосфера, экзосфера.

Мезосфера – средняя часть атмосферной оболочки Земли. Находится на высоте 50-80 км. Температура здесь падает от +10 до - 80 градусов. Термосфера расположена на высоте от 80 до 500 км. Здесь температура быстро нарастает с высотой от +500 до +1500 градусов, достигая к верхней границе +2200 градусов. В этом слое сгорают космические аппараты в результате трения об атмосферу. Экзосфера - самая высокая часть атмосферы. Расположена на высоте от 500-8000 км. Температура +2200 градусов. Эту сферу называют земной короной. Отсюда водород и гелий рассеиваются в межпланетное пространство. Здесь проходят орбиты спутников, наблюдающих за погодой”.

2 конкурс: “Отгадай кроссворд”

За каждый правильный ответ добавляется по 1 баллу и 1 балл той команде, которая сделает быстрее всех. (Приложение)

3 конкурс “Загадочный”
(За правильный ответ ставится по 1 баллу)

1. Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)

2. Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

3. Похож я с виду на горох, где я пройду переполох. (Град)

4. Летит птица – орёл,
Несёт в зубах огонь.
Огневые стрелы пускает,
Никто её не поймает. (Молния)

5. Есть на свете конь, всему миру не сдержать. (Ветер)

6. Поднялись врата – всему миру красота. (Радуга)
Заря – зарница, красная девица,
По-миру ходила, слёзы обронила,
Месяц - видел, солнце - скрыло. (Роса)

7. Выше - леса, тоньше - колоса. (Дождь)

8. Как по небу с севера плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала на поля,
Озёрушки белый пух, да пёрышки. (Туча)

9. Молоко над речкой плыло,
Ничего не было видно,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)

10. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто не подберёт ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)

11. Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)

4 конкурс: “Белая ворона”

В этом конкурсе все слова объединены какой – то логической связью, а одно выпадает. За правильный ответ команда получает 2 балла.

1. Дождь, град, иней, бриз , снег. (Бриз)

2. Абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера , относительная влажность. (Стратосфера)

3. Барометр, осадкомер, муссон , гигрометр. (Муссон)

4. Бриз, дождь , муссон, ветер. (Дождь)

5. Температура, облачность, ветер, давление, анемометр. (Анемометр)

6. Географическое положение, ветер, облачность , подстилающая поверхность. (Олачность)

5 конкурс: “Оборудуй метеостанцию”
(За каждый правильный ответ – 1 балл)

1. С помощью какого прибора определяют температуру? (Термометр)

2. Каким прибором измеряют давление? (Барометр)

3. С помощью какого прибора определяют направление ветра? (Флюгер)

4. Каким прибором определяют количество осадков? (Осадкомер)

5. Каким прибором определяют влажность воздуха? (Гигрометр)

6. Каким прибором определяют силу ветра? (Анемометр)

6 конкурс: “Загадочные явления в атмосфере”

За каждый правильный ответ команда получает по 3 балла.

1. Поэт А. Лёвушкин так описал это явление:

“Как есть наваждение прямо:
Ни сумерек нету, ни звезд
Лишь солнце умоется в море
И вновь занимает свой пост.

Вопрос: Где наблюдается такое явление? Чем оно обусловлено? (За полярным кругом, когда наступает полярный день)

2. В трудах М.В.Ломоносова есть такие строки:

Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Вопрос: О каком явлении природы говорил учёный? (Полярное сияние. Наблюдается в полярных широтах земли)

3. Где на Земле день всегда равен ночи, а солнце дважды в году бывает в зенит – в день осеннего и весеннего равноденствия? (На экваторе)

7 конкурс: “Блиц – турнир”
(Каждой команде предлагается одинаковое количество вопросов.
За каждый правильный ответ 1 балл)

Вопросы команде “Ветер”

  1. Атмосфера – это не водная оболочка Земли, а... (Воздушная)
  2. В каком направлении дуют северо-западные ветры? (Юго- восточном)
  3. Где в ясную погоду теплее – в лесу или в поле? (В поле)
  4. Бриз – это не город, а… (Ветер)
  5. Полярные круги – это не меридианы, а… (Параллели)
  6. Что служит нижней границей атмосферы? (Поверхность Земли)
  7. Самая высокая температура в течении дня наблюдается… (Спустя 2–3 часа после полудня)
  8. Разность между самой высокой и низкой температурой называется… (Амплитудой)
  9. Какой ветер в переводе с арабского означает “времена года” (Муссон)
  10. В чём выражается относительная влажность воздуха? (В процентах)

Вопросы команде “Муссон”

  1. Нижний слой атмосферы называется… (Тропосферой)
  2. В каком направлении дуют юго- восточные ветры? (В северо-западном)
  3. Где в ясную погоду теплее днём, на суше или на море? (На суше)
  4. Где всегда дуют только северные ветры? (В Антарктиде)
  5. Отчего день сменяет ночь? (Земля вращается вокруг своей оси)
  6. Где слой тропосферы больше над экватором или в полярных областях? (Над экватором)
  7. .В течении года теплее всего бывает….. (В июле)
  8. Если насыщенный воздух нагреть, то он станет… (Насыщенным)
  9. Скопление водных капель в воздухе называется… (Туманом)
  10. Между тропиками находится самый теплый пояс, который называется… (Тропическим)

Вопросы команде “Бриз”

  1. В каком слое атмосферы встречаются серебристые облака? (Стратосфера)
  2. В каком направлении дуют северо-восточные ветры? (Юго-западном)
  3. Где ночь теплее, на суше или на море? (На море)
  4. Где всегда дуют только южные ветры? (На северном полюсе)
  5. .Как изменяется температура воздуха с высотой? (Понижается)
  6. Почему на Земле происходит смена времён года? (Земля вращается вокруг солнца.)
  7. Когда бывает самая низкая температура в течении суток? (Перед восходом солнца)
  8. В течении года холоднее всего бывает…(Вв январе)
  9. Когда водяной пар становится видимым? (При охлаждении.)
  10. Как называется климатический пояс, в котором четко выделены времена года? (Умеренный)

Подведение итогов игры. Выставление оценок. Награждение победителей.

Заключение: Уважаемые игроки вспомните легенду, рассказанную вам в начале урока. Как вы думаете, круг ваших знаний стал шире? Почему? Много ли у вас осталось неясных вопросов?

Тест по географии Атмосфера для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 40 заданий с выбором ответа.

1. Высота атмосферы составляет

1) примерно 3000 км
2) около 20 км
3) менее 3 км
4) свыше 10 000 км

2. Озоновый слой защищает Землю от

1) космической пыли
2) бомбардировки метеоритов
3) вредной части солнечного излучения
4) потери тепла

3. Атмосферный воздух в основном состоит из

1) водорода и кислорода
2) кислорода и азота
3) азота и углекислого газа
4) углекислого газа и водяного пара

4. Нижний слой воздуха нагревается по следующей схеме

1) тепло земных глубин — нагревание земной поверхности — нагревание нижнего слоя воздуха
2) солнечная радиация — нагревание земной поверхности — нагревание нижнего слоя воздуха
3) солнечная радиация — нагревание атмосферы (в т.ч. ее нижнего слоя) — нагревание земной поверхности

5. Своих минимальных значений температура воздуха обычно дос­тигает

1) в полночь
2) перед восходом солнца
3) в 2 часа ночи
4) перед заходом солнца

6. Весь день стоит безоблачная погода. Это значит, что своих мак­симальных значений температура воздуха достигнет

1) в полдень
2) перед заходом солнца
3) примерно через два часа после полудня
4) в 5 часов вечера

7. Если минимальная температура воздуха в течение суток составила -3 °С, а максимальная +10 °С, то суточная амплитуда будет равна

1) 3 °С
2) 7 °С
3) 10 °С
4) 13 °С

8. Если температура воздуха в 2 часа составила +16 °С, в 6 часов +14 °С, в 10 часов +22 °С, в 14 часов +32 °С, в 18 часов +24 °С, в 22 часа +18 °С, то среднесуточная температура воздуха будет равна

1) 18 °С
2) 25 °С
3) 14 °С
4) 21 °С

9. И летом, и зимой температура воздуха утром выше при

1) безоблачной погоде
2) сплошной облачности

10. Высота горы составляет 2 500 м. Если у подножия горы темпера­тура воздуха составляет +34 °С, то на ее вершине она будет равна

1) +16 °С
2) -5 °С
3) +19 °С
4) +9 °С

11. Если на вершине телебашни температура воздуха составляет +19 °С, а у ее подножия +22 °С, то высота телебашни будет равна

1) 190 м
2) 500 м
3) 386 м
4) 200 м

12. Осенью первые заморозки случаются раньше всего

1) на приморской низменности
2) на возвышенности
3) в горах

13. Допишите фразу:

Сила, с которой атмосферный воздух давит на поверхность Земли и окружающие предметы, называется _______________.

14. Установите соответствие «температура воздуха — атмосферное давление»

1) пониженная
2) повышенная

А) повышенное
Б) пониженное

15. Установите соответствие «атмосферное давление — направление вертикального движения (тока) воздуха»

1) высокое
2) низкое

А) восходящее
Б) нисходящее

16. На величину атмосферного давления влияют

1) температура и влажность воздуха
2) влажность воздуха и абсолютная высота местности
3) абсолютная высота местности и температура воздуха

17. Значение атмосферного давления 738 мм рт. ст. на побережье мо­ря является

1) высоким
2) низким

18. Установите правильную последовательность уменьшения значе­ний нормального атмосферного давления на вершинах

А) Скандинавских гор
Б) Анд
В) Кавказа
Г) Гималаев

19. Высота небоскреба составляет 294 м. Атмосферное давление на его вершине составляет 735 мм рт. ст. Тогда атмосферное давление на его первом этаже будет равно

1) 758 мм рт. ст.
2) 767 мм рт. ст.
3) 751 мм рт. ст.
4) 763 мм рт. ст.

20. Если атмосферное давление у подножия горы составляет 766 мм рт. ст., а на ее вершине — 714 мм рт. ст., то высота горы равна

1) 1945 м
2) 1328 м
3) 546 м
4) 503 м

21. Допишите фразу:

Горизонтальное перемещение воздуха над поверхностью Зем­ли называется __________.

22. Установите правильную последовательность уменьшения силы ветра между двумя точками с разными значениями атмосферного давления

А) 738 и 726 мм рт. ст.
Б) 748 и 770 мм рт. ст.
В) 740 и 735 мм рт. ст.
Г) 752 и 754 мм рт. ст.

23. Ветер, который дует на юг, имеет … направление

1) южное
2) северное

24. Ветер, который дует с северо-запада, имеет … направление

1) северо-западное
2) юго-восточное

25. Дневной бриз по направлению совпадает с

1) летним муссоном
2) ночным бризом
3) зимним муссоном

26. На побережье Индийского океана наблюдается(ются)

1) только муссон
2) и муссон, и бриз
3) только бриз

27. Практически весь водяной пар атмосферы содержится в

1) стратосфере
2) тропосфере
3) ее верхних слоях

28. Наибольшее количество водяного пара может раствориться в воз­духе при температуре

1) -10 °С
2) +15 °С
3) +3 °С
4) +28 °С

29. Воздух в наибольшей степени насыщен водяным паром при отно­сительной влажности

1) 40%
2) 81%
3) 98%
4) 65%

30. Для того чтобы утром выпал туман, надо чтобы за ночь воздух

1) охладился
2) нагрелся

31. Вечером воздух был насыщен водяным паром. Ночью темпера­тура воздуха упала на 8 °С. Это приведет к тому, что утром на траве

1) выпадет роса
2) не выпадет роса

32. Безоблачным летним утром туман чаще всего можно наблюдать

1) на вершинах холмов
2) в долинах рек между холмами

33. Из облаков выпадают атмосферные осадки

1) снег и иней
2) дождь и град
3) роса и туман
4) туман и дождь

34. Непосредственно из воздуха выпадают атмосферные осадки

1) дождь и роса
2) роса и град
3) град и туман
4) туман и иней

35. Установите соответствие «тип облаков — атмосферные осадки»

1) кучево-дождевые
2) слоисто-дождевые
3) перистые

А) осадки отсутствуют
Б) сильные ливни с грозой
В) затяжные моросящие дожди

36. Облака всегда состоят только из капель воды и не могут состоять из кристаллов льда

1) да
2) нет

37. Установите соответствие «прибор — показатель состояния атмо­сферного воздуха, с помощью которого его измеряют»

1) термометр
2) гигрометр
3) барометр

А) атмосферное давление
Б) температура воздуха
В) влажность воздуха

38. Среди всех слоев атмосферы Земли наиболее загрязненной явля­ется

1) тропосфера
2) стратосфера
3) ее верхние слои

39. Климат в большей степени определяется географической

1) долготой
2) широтой

40. Воздух в городе быстрее всего загрязняется при погоде

1) холодной безветренной
2) теплой ветреной
3) холодной ветреной
4) теплой безветренной

Ответы на тест по географии Атмосфера
1-1
2-3
3-2
4-2
5-2
6-3
7-4
8-4
9-2
10-3
11-2
12-3
13. атмосферным давлением
14. 1А 2Б
15. 1Б 2А
16-3
17-2
18-АВБГ
19-4
20-3
21. ветром
22-БАВГ
23-2
24-1
25-1
26-2
27-2
28-4
29-3
30-1
31-1
32-2
33-2
34-4
35. 1Б 2В 3А
36-2
37. 1Б 2В 3А
38-1
39-2
40-1

2 Курс 3 семестр до для специальности 020602 «Метеорология»

    Метеорология как наука, её цели, задачи, история развития.

    Состав атмосферы, его изменения с высотой и во времени.

    Подразделение атмосферы на слои в зависимости от распределения температуры и других параметров по вертикали.

    Неоднородность атмосферы по горизонтали. Классификация воздушных масс.

    Уравнение состояния газов в атмосфере.

    Уравнение статики атмосферы (вывод формулы).

    Основные выводы из уравнения статики.

    Барометрическая формула (вывод).

    Приведение атмосферного давления от одного уровня к другому.

    Барометрическое нивелирование.

    Уравнение статики в однородной атмосфере.

    Уравнение статики в изотермической атмосфере.

    Уравнение статики в политропной атмосфере.

    Барометрическая формула Лапласа.

    Барометрическая ступень в нижней атмосфере.

    Уравнение первого начала термодинамики.

    Адиабатический процесс в атмосфере (вывод формулы).

    Понятие о сухоадиабатическом процессе. Вывод формулы Пуассона.

    Сухоадиабатический градиент температуры (вывод формулы).

    Влажно адиабатические процессы.

    Потенциальная температура и её основное свойство.

    Эквивалентная температура.

    Эквивалентно-потенциальная, псевдо-потенциальная и псевдо-эквивалентная температуры.

    Силы, действующие на объём воздуха (частицу) при его перемещении по вертикали. Термодинамическая диаграмма.

    Устойчивость атмосферы (термодинамическая).

    Уровень конденсации и конвекции в атмосфере.

    Общие сведения о лучистой энергии солнца.

    Уравнение ослабления солнечной радиации (уравнение Бугера).

    Коэффициент прозрачности атмосферы, его зависимость от природных факторов.

    фактор мутности, его смысл и зависимость от других факторов.

    Прямая солнечная радиация.

    Процессы рассеяния солнечной радиации и его особенности.

    Факторы, влияющие на величину рассеянной радиации.

    Суммарная солнечная радиация, её распределение во времени и по территории.

    Отражение солнечной радиации.

    Поглощение солнечной радиации.

    Длинноволновое излучение земной поверхности.

    Длинноволновое излучение атмосферы.

    Эффективное излучение поверхности земли.

    Радиационный баланс подстилающей поверхности.

    Радиационный баланс атмосферы и системы Земля-атмосфера.

    Теплофизические характеристики почвы и влияние на них различных факторов.

    Суточный и годовой ход температуры поверхности почвы.

    Распространение тепла вглубь почвы. Первый и второй закон Фурье.

    Распространение тепла вглубь почвы. Третий и четвёртый закон Фурье.

    Изменение температуры почвы с глубиной.

    Различия условий распространения тепла в почве и водоёмах. Следствия этих различий.

    Турбулентный поток примеси и его характеристики.

    Турбулентный поток тепла в атмосфере.

    Уравнение притока тепла в атмосфере.

    Ламинарное и турбулентное движения в атмосфере.

    Тепловой баланс подстилающей поверхности.

    Тепловой баланс атмосферы и системы Земля–атмосфера.

    Годовой ход температуры воздуха в приземном слое атмосферы.

    Суточный ход температуры воздуха в приземном слое атмосферы.

    Особенности распределения температуры воздуха у земли по территории.

    Изменение турбулентного потока тепла с высотой в приземном слое.

    Изменение температуры воздуха с высотой в приземном слое.

    Особенности амплитуды суточного и годового хода температуры воздуха в пограничном слое атмосферы.

    Особенности сроков наступления суточных и годовых экстремумов температуры воздуха в пограничном слое атмосферы.

    Инверсии температуры в приземном слое атмосферы.

    Инверсии трения температуры воздуха.

    Динамические инверсии температур воздуха.

    Антициклонические инверсии температуры воздуха.

    Фронтальные инверсии температуры воздуха.

Зав. кафедры МиП С.Н. Цай